15 октября 1921 года недалеко от Константинополя, находившегося во власти турок, произошло ЧП. Официально: несчастный случай. На самом же деле, это был разгром штаба барона Петра Врангеля.
После этого удара один из лидеров белого движения не смог оправиться, укрепить русскую белогвардейскую армию и дальше противостоять большевикам.
По сути, на этом закончилась история Врангеля как военачальника.
О том, что именно произошло – читайте далее.
Исход
Как известно, в 1920 году Врангель покинул Крым. Белогвардейцы не выдержали натиска Фрунзе на перекопе и стали отступать – до самого Чёрного моря. Там они погрузились на уцелевшие военные корабли и отправились в Турцию. Операцию по этой эвакуации поддерживали войска Антанты.
Такой же исход был из Новороссийска, если знаете. Честно говоря, не могу сказать, есть ли где-то в Крыму памятник белогвардейцам, которые навсегда покидают Россию. В Новороссийске такой памятник есть. В Цемесской бухте. Там казак тянет коня (на борт корабля).
Таким вот образом Врангель оказался в Турции, под Константинополем. Положение было тяжелым, но сохранялась еще надежда, что можно собраться с силами, организовать контрнаступление, отобрать власть у большевиков.
Но 15 октября 1921 года все стало ясно, что надежды напрасны.
Елена Феррари
На самом деле, звали женщину Ольга Голубева (Ревзина), но она писала стихи под псевдонимом «Елена Феррари». Только вот, как вы, вероятно, догадались. Елена-Ольга была не просто поэтессой.
История этой женщины довольно интересная. Она родилась в Екатеринославе (Днепропетровск) в семье состоятельного человека. У Ольги был еще брат Владимир. Эти дети до подросткового возраста не знали горя. Их всем обеспечивали, их капризы удовлетворяли. Но наступили однажды тяжелые времена. Во-первых, мать Ольги и Володи ушла из жизни. Во-вторых, отец, опечалившись, начал крепко пить. Брат и сестра решили уйти из дома. Они начали работать, зарабатывать себе на пропитание. Кроме того, парень и девушка прониклись идеями большевизма, стали заниматься партийной работой.
Впрочем, в революционные годы Ольга и Владимир разочаровались в политике большевиков. Брат стал анархистом, а за ним последовала сестра. Владимир, кстати, взял себе псевдоним «Воля».
Был момент, когда молодых людей могли расстрелять большевики, но обошлось. И уже после этого Ольга вернулась к большевизму, стала активно работать в этом направлении. В итоге её направили в разведшколу, а потом и, довольно скоро, дали первое задание.
Елена Феррари должна была ликвидировать Врангеля.
Я не знаю, кто разработал план. Однако он был неплох.
Феррари должна была организовать столкновение в Босфоре двух судов. Первый – это «Адрия» - итальянский корабль, который вышел из Баку. Второе – яхта «Лукулл». Она была пришвартована у берега – рядом с городом Константинополь. На ней находился штаб барона Врангеля, известного под прозвищем «Чёрный барон».
Покушение
Очевидно, что большевики не просто хотели ликвидировать штаб барона Врангеля. Они и самого белогвардейского лидера тоже мечтали уничтожить, поэтому судно «Адрия» прошило яхту «Лукулл» прямо по центру – в том месте, где находилась каюта самого Черного барона. Однако покушение было неудавшимся. Дело в том, что Врангель в этот момент находился на берегу и спасся. А яхта затонула. Большевики забрали жизни двух человек. Но печальным еще было и то, что ко дну пошли документы, драгоценности, деньги – всё то, что хотели потратить на укрепление белогвардейской армии.
То, что это было покушение – нет никаких сомнений.
С одной стороны, конечно, выглядело всё, как какой-то несчастный случай – стечение обстоятельств. Ведь в Босфоре тогда кораблей было очень много. И всякие ЧП время от времени происходили.
Можно было подумать, что у «Адрии» заклинило рулевое управление. Но тогда возникают вопросы:
1. Почему капитан не приказал дать протяжный гудок, как этого требовала инструкция – чтобы всех предупредить?
2. Почему «Адрия» сразу же дала задний ход. Ведь, если б моряки руководствовались всё той же инструкцией, то им надо было оставлять судно на месте, чтобы не открывать пробоину в яхте.
Официально этот случай признали все же стечением обстоятельств. Но тут уж мы ничего не можем поделать. Нужно так и считать, наверное. Однако многие факты говорят, что это было совсем другое.
Что касается Феррари, то она долго еще работала в Европе и в Америке на благо СССР.