По плану тарифы на коммунальные услуги повышают один раз в год. Очередной рост должен был произойти в июле 2023 года, однако федеральные власти по объективным экономическим причинам, сдвинули дату на декабрь 2022 года.
Среди экономических причин — рост цен на сырье и материалы, санкции, изменение логистических маршрутов доставки комплектующих.
Руководитель департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области Евгений Бажанов и доктор политических наук, профессор Дмитрий Нечаев объяснили РБК Черноземье, когда ждать следующего повышения тарифов, на что после идут деньги, и почему жители региона прошедшей зимой платили больше, чем раньше.
Повышение тарифов на 9%
Евгений Бажанов объяснил, что параметры повышения тарифов на коммуналку задает федеральный центр. В 2022 году власти установили планку в 9%: выше нее тарифы на коммунальные услуги расти не могут. Глава департамента госрегулирования тарифов подчеркнул, что в эту зиму жители и представители малого бизнеса столкнулись с ростом платежей из-за нескольких факторов, которые наложились друг на друга.
«Фактор увеличения тарифов наложился на холодную зиму. Мы следили за динамикой: в декабре 2022 года объем потребления тепла по сравнению с ноябрем вырос на 50%. В январе температуры были еще более низкими, из-за чего объем потребления еще значительно увеличился. А в марте вступили в силу изменения федерального законодательства, которые позволили УК и организациям в сфере теплоснабжения доначислить за теплоснабжение жителям тех домов, где раньше платили по нормативам. То есть фактически в прошлом году они платили меньше, чем должны были. Существовало некоторое сдерживание. Но с 1 марта по федеральному законодательству многим потребителям сделали переначисление. Такая совокупность факторов привела к тому, что мы видели в платежках суммы больше, чем обычно», — объяснил Евгений Бажанов.
Доктор политических наук, профессор Дмитрий Нечаев уточнил, что главный вопрос — на что пойдут деньги после повышения тарифов.
«Вопрос состоит в том, как обойдутся с этими тарифами, как будут работать те, кто получил повышенную оплату. Надо, чтобы системы водоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения функционировали непросто нормально, но и более комфортно, чем прежде. И в этом отношении основная задача власти, чтобы от повышения тарифов была польза как системам жизнеобеспечения, таки обычным гражданам. Чтобы эти бизнес-структуры инвестировали полученные средства в развитие», — сказал Дмитрий Нечаев.
Как власть контролирует работу
Принципиальной разницы между тарифами, которые действуют для населения и предпринимателей, нет. Единственная сфера, где тарифы отличаются, — это электроэнергия. Жители платят по тем тарифам, которые регулирует государство, а тарифы для бизнеса не относятся к регулируемым региональными органами власти.
«Тарифы — вещь неприятная — и у нас, и в других странах. Разумеется, это очень сильно ударяет по социальному самочувствию людей. Их негативная реакция естественна, потому что часть доходов вымывается и идет на поддержание определенных систем жизнеобеспечения. Но с другой стороны, мы должны понимать, что идет процесс инфляции. По оценкам разных экономистов, около 13%. Теплоснабжение, водообеспечение, энергетика или перевозки обеспечивают коммерческие структуры, это не государственный сектор. Если повышается инфляция, растут их затраты. Они начинают выдвигать определенные требования власти. И в данном случае власть не может не считаться с этими бизнес-структурами», — заявил политолог Дмитрий Нечаев.
Региональные власти субсидируют часть тарифов. Например, так происходит в области железнодорожных перевозок. Когда человек покупает билет на электричку, около 50% перевозчику возмещают из регионального бюджета. Так власти пытаются снизить нагрузку на население.
Глава департамента госрегулирования тарифов уточнил, что действуют меры поддержки для социально незащищенных категорий граждан. Ответственные за прямую работу с населением органы власти помогают с платежами за коммунальные услуги малоимущим, многодетным семьям, людям с ограниченными физическими возможностями. Сегодня обсуждают меры поддержки для участников СВО и их семей.
Также Евгений Бажанов подчеркнул, что бывают и случаи снижениятарифов. Это возможно, если компания не выполняет взятые на себя обязательства и допускает «нецелевое расходование» денег. Кроме того, в практике департамента достаточно примеров того, как расходуются тарифные средства.
«Мы можем привести примеры прокладки сетей водоснабжения и водоотведения. Реконструируются Левобережные и Правобережные очистные сооружения. Построена водоподъемная станция (ВПС). Или взять перекладку крупных коллекторов, которая происходит сейчас ина левом берегу, ина правом берегу в районе Дорожной улицы. Возвращаясь к перевозкам. Если говорить о сфере пассажирских перевозок компанией РЖД и посмотреть, какие электрички курсировали три-пять лет назад и сейчас. Это другой уровень комфорта, ряд вагонов оборудованы кондиционерами», — рассказал Евгений Бажанов.
«Мы должны прекрасно понимать: если происходит авария, когда все заливает, это означает, что проблема в сетях. Сети, которые не меняли 30, 40, а то и 50 лет. Но есть четкая взаимосвязь: чтобы спрашивать с коммунальных компаний, нам не обойтись без повышения тарифов, но средства должны идти на замену труб. Контроль со стороны власти очень важен. Если система власти сможет это контролировать, значит, мы сможем относительно безболезненно идти вперед», — сказал Дмитрий Нечаев.
Руководитель департамента госрегулирования тарифов отметил, что следующее повышение тарифов, согласно действующему законодательству, должно произойти только в июле 2024 года.