Что ждет логистические активыпосле раздела холдинга.
«Яндекс» является одним из ключевых IT-гигантов в России. Каждый пользователь рунета знает имя компании еще с тех пор, когда сеть Интернет начала повсеместно распространяться по всей стране. Сейчас «Яндекс» представляет собой большую экосистему, состоящую из множества услуг, к которым привыкло большинство пользователей: Яндекс.Такси, Яндекс.Еда, Яндекс.Музыка,Яндекс.Маркет, Кинопоиск. Все это стало неотъемлемой частью повседневной жизни россиян.
Однако, до сих пор до конца неясно какова будет судьба компании после ее реорганизации, связанной с тем, что ее основатель и главный акционер Аркадий Волож решил не связывать свою дальнейшую жизнь и бизнес с Россией. В ноябре2022 г. стало известно о том, какие сценарии по разделу бизнеса существуют. Материнская компанияYandexN.V., зарегистрированная в Нидерландах с 2004 г., анонсировала коренное изменение структуры собственности и разделении компании на российскую и международную части.
Yandex N.V. в сообщении для инвесторов рассказала, чтопланирует выйти из большинства сегментов бизнеса «Яндекса» в России и на международных рынках, в том числе из поискового, рекламного и mobility-бизнеса, связанного с заказом такси и доставки. За собой нидерландская компания планирует только часть бизнеса группы, в частности международные проекты в области облачных технологий, беспилотного пилотирования и некоторых бизнесов за пределами РФ. Скорее всего, зарубежная структура откажется от бренда Yandex — это, по мнению юристов, позволит избежать вопросов, связанных с его русскими корнями.
N.TransLab решила разобраться какая судьба ждет его бизнес подразделения, имеющие отношение к транспорту и логистике, учитывая их долю на рынке и значение для российской экономики.
Итак, из сообщений СМИ известно, что в настоящий момент рассматриваются 2 сценария дальнейшего раздела холдинга.
Сценарий 1.
Первый предполагает выделение российской части бизнеса в отдельное юридическое лицо, которое будет зарегистрировано в специальном административном районег. Калининград, с дальнейшей продажи 51% акций крупным российским инвесторам примерноза 4 млрд долларов.
В СМИ даже появился список из потенциальных российских олигархов. В немоказались хорошо знакомые имена миллиардеров: Сулейман Керимов, Владимир Лисин, Вячеслав Кантор, Вагит Алекперов и Леонид Федун, Виктор Вексельберг, Сергей Галицкий, Андрей Гурьев, Алексей МордашовВладимир Потанин, Леонид Михельсон, Дмитрий Пумпянский и другие. Называлась даже основательница Wildberries Татьяна Бакальчук. Впрочем, никаких официальных подтверждений о согласии поучаствовать в пуле инвесторов от самих участников этого списка так и пришло.
Сценарий 2.
Существует и второй вариант раздела компании. Согласно ему российская часть компании будет также зарегистрирована в Калининграде без продажи акций сторонним инвесторам. Учредителем и владельцем выступит голландская YandexN.V., туда же перейдет и «золотая акция», которая с 2019 г. принадлежит специально созданному Фонду общественных интересов, учредителем которого являются ряд государственных ВУЗов и организаций. Сейчас фонд может блокировать появление новых акционеров с долей более 10%, а также инициировать отстранение гендиректора российского Яндекса.
Согласно этому варианту для управления бизнесом будет создан фонд менеджеров компании, который может возглавить перешедший в Яндекс экс-глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Яндекс на 5 лет передаст этому фонду управление калининградской компанией.
Разделение компании даст возможность экосистеме развивать свои сервисы, минуя политические и экономические риски. В ведение «иностранного» Яндекса будут отданы новые технологии, требующие участия глобального рынка. Например, облачные и беспилотные технологии, образовательные сервисы. В декабре 2022 г. стало известно о регистрации юридического лица в американском штате Техас Yandex SelfDriving Group Inc – дочерней компании нидерландской Yandex N.V.Компания будет ответственна за разработку беспилотных технологий.
Что касается логистических активов Яндекса, то на сегодняшний день большинство сервисов по-прежнему принадлежит голландскому Яндексу и иностранным компаниям, аффилированным с ним. Например, широко известный сервис «Яндекс.Такси» принадлежит компанииMLUB.V. (ранее совместное предприятие UBERи Яндекс.Такси – изначальная доля Яндекса – 59,3%, Uber– 36,9%). В августе 2021 г. Яндекс сообщил о том, что довел долю владения в компании до 71%. Условия сделки предполагали выкуп оставшейся доли за рамочную цену в течение 2-х лет. Однако после начала СВО UBER принял решение ускорить выход из российского бизнеса. Изначально, его оставшаяся доля 29% оценивалась в1,8-2 млрд.долл, однако в итоге сделка была закрыта по цене 702,5 млн. долл. С учетом этого цена пакета была оценена ниже примерно в половину. После одобрения сделки Яндекс станет 100% владельцемкомпании MLUB.V., которой помимо сервиса Яндекс.Такси принадлежит Яндекс.Драйв.
Таким образом, российское ООО «Яндекс.Такси» принадлежит нидерландской компании Yandex N.V.через три дочки: MLUB.V., Yandex.Taxi.HoldingB.V., RidetechInternationalB.V. (до 30 июня 2020 г. – Yandex Taxi BV). Компания не раскрывает данные по количеству машин, подключенных к сервису. Последние данные относятся к 2017 году, когда к сервису в Москве и ближайших регионах было подключено около 46 тыс. машин. По состоянию на 2022 г. Яндекс.Такси занимает 83,5% рынка такси в Москве. Согласно финансовым отчетам Яндекса по итогам 2022 г. райдтех-направление (такси, каршеринг, самокаты) принесло21% общей выручки компании.
Также MLUB.V владеет 100% акций ООО «Яндекс.Каршеринг, которая на конец 2019 годауправляла около 16 500 машинами, что позволило стать ей № 2 в мире каршерингом по количеству транспорта. В мае 2022 г. количество машин составляло около 18 тыс, и это был уже второй показатель после «Делимобиля», который стал каршерингом№ 1 в России. По данным 2020-2021 гг. доля Яндекс.Каршеринг по количеству поездок в Москве составляла 58% и 49% соответственно.
Другой известный сервис Яндекс.Еда (ООО «Яндекс.Доставка Холдинг») также принадлежит голландской компании «Foodtech&DeliveryOpsB.V. В 2020 г. доля рынка доставки готовой еды составляла около 10%. В 2022 г. – 35%. После покупки сервиса доставки DeliveryClub, у которого доля на момент приобретения у ВК составляла около 42%. В среднем товарооборот направления фудтех (Яндекс.Маркет, Яндекс.Еда, DeliveryClub, Яндекс.Лавка) увеличился в 2 раза и составил 308 млрд рублей.
Не смотря на объявленные планы по разделу холдинга Яндекс на голландские и российские активы, до сих пор не до конца ясно как будет выглядеть новая структура владения компании. Какие компании – российские или голландские – станут бенефициарами многомиллиардного российского бизнеса. На апрель 2023 г. известно, что в российском владении находятся такие активы как Яндекс.Маркет, Яндекс.Пробки и Яндекс.Заправки, а также логистический сервис «Туда-Сюда» вместе с купленным DeliveryClub. До сих пор иностранными активами остаются каршеринг, такси, еда и беспилотные системы.
Можем предположить, что сложность с разделом Яндекса заключается не только в прописке юридических лиц. Но и в чувствительном вопросе безопасности и физического нахождения и доступа к огромным массивам данных, в том числе персональных, которыми оперирует компания. Кто в итоге станет владельцем и оператором инфраструктуры Яндекса – железа и софта, серверов и облачных платформ, интеллектуальной собственности и человеческого ресурса.
По этому вопросу ясности тоже нет, хотя уверены, что подобные дискуссии ведутся, поскольку российские власти в первую очередь интересует безопасность и сохранность инфраструктуры Яндекса, который за годы своего существования стал одним из столпов национального технологического суверенитета.
Как говорится в этих случаях, мы будем следить за дальнейшим развитием событий.
Рисунок. Яндекс.Такси в структуре Яндекса (данные СПАРК-Интерфакс)