Найти тему
Liliana Glazova

Птичье разнообразие

От синичек-лазоревок до неясыти длиннохвостой

Очередное заседание экологического пресс-клуба «Последняя среда» прошло в ЦПКиО. Для членов клуба экскурсию провела известный орнитолог, старший преподаватель кафедры зоологии позвоночных биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского университета Ирина Борисовна Савинич.

Первыми встретившимися пернатыми стали озерные чайки, уютно расположившиеся по берегам Средней Невки и впадающей в нее реки Крестовки. Как рассказала Ирина Савинич, эти птицы почти полностью схожи с чайкой малой. Отличает их только цвет шапочки, у озерной – она бурая, тогда как у малой – черная. «В Петербурге эти птицы еще не стали вполне городскими, как это случилось в большинстве европейских стран, - рассказала орнитолог. – Они ведут себя не настолько нагло. На европейских набережных часто можно наблюдать картинку, когда чайки чуть ли не изо рта человека вырывают еду, и могут даже поранить, если не отдать им ее добровольно».

Далее экскурсанты повстречали уток, среди которых были хохлатые чернети – самец и самочка, утки нырковые, добывающие пищу из-под воды, и самец кряквы (самки уже выводят птенцов) благородной, питающейся на мелководье, просто опустив голову в воду.

История следующей птицы – серой вороны, также высиживающей птенцов, – была довольно забавной. Оказалось, что считающиеся моногамными самки вполне могут призвать и пролетавшего мимо самца, если собственный, увлеченный дракой, не отвечает на призывы. Черный ворон – еще одна разновидность врановых - не зря считается умным. «В студенческие годы, – рассказала Ирина Савинич – один наш сокурсник решил доказать, что ум ворона – это легенда. Он взял лампочку, вытащил сердцевину и в пустой прозрачный футляр положил мясо и заткнув отверстие бумагой, положил перед вороном. Тот посмотрел на парня, подошел к лампе, вынул бумагу, еще раз взглянул на шутника, достал мясо и съел».

Вороны - одни из немногих птиц, размножающихся на излете зимы. Связано это с тем, что они – падальщики, а больше всего дикие млекопитающие умирают зимой и с таянием снега их трупы вылезают наружу. Поэтому вороны начинают гнездится в феврале (гнезда располагаются на расстоянии 1,5-2 км друг от друга), а в марте птенцы уже вылупляются. К этому времени достаточно пищи для их вскармливания. Кстати, вороны «пасут» птенцом довольно долго, почти до зимы, но не менее 5 месяцев.

По пути к следующему объекту – неясыти длиннохвостой – Ирина Савинич рассказала и показала синичку-лазоревку, которая сильно расплодилась в последнее время в Петербурге, черного дрозда, скворца. Эти птицы зимуют в Северной столице и их много, где можно увидеть. А прилетают к нам из мелких – любвеобильные крапивники, которые за сезон успевают построить гнезда для нескольких самок и завести с каждой до 8-10 птенцов в первый раз, а после их вылета из гнезда повторить и вывести еще пяток птенцов с каждой. Кстати, кормит крапивник детенышей комарами, которых ловит до 10 штук за раз.

Неясыть длиннохвостая
Неясыть длиннохвостая

Что касается сов, то у них очень хорошо развитый слуховой аппарат и дальнозоркое зрение, которое отлично приспособлено для темноты (видит жертву при освещении 0,00002 люкса). Размножаться начинают на третьем году жизни. По ее словам, в прошлом году в этом парке зимовало 8 сов: серая и длиннохвостая неясыти, ушастые сова, а в этом году только три.