105 часов - столько мне потребовалось чтобы пройти эту игру и в конце увидеть... не, не буду спойлерить пожалуй. Так вот, кто там жаловался, что современные игры искусственно растягивают хронометраж всякими левыми сайд-квестами? В данном случае - это были 105 часов истории, именно сюжета. Ну, Ок, справедливости ради надо уточнить, что там конечно же были и сайд-квесты, но бОльшая часть из них настолько хорошо вписаны в происходящие события, что не выполнять их было как-то даже нельзя. Не, ну можно конечно, но, блин - это все равно, что читать книжку и пропускать в ней абзацы... Говоря о сюжете хочется сразу добавить, что это был действительно качественный сюжет, с кучей действующих лиц, большим количеством событий, локаций и неожиданных поворотов. В общем, сижу сейчас с ощущением, что прочитал нехилую такую книжку... и хочется ещё. Еще из плюсов - я начал знакомство с этой аркой серии именно с третей части, и, что характерно, совершенно не испытал никакого дискомфорта из-за того, что не совсем (точнее, совсем не) был в курсе событий предыдущих двух частей. Так то с этой серией я знаком давно - еще со времен The Legend of Heroes: Trails in the Sky, в которую заигрывался на PSP, но так тогда и не прошел... а вот после нее не играл ни в одну из следующих. Так вот, здесь, еще в меню, можно ознакомиться с событиями предыдущих частей, описанием основных персонажей, описанием мира, фракций, политического устроя... хех, тут целая энциклопедия есть... и это не считать книг которые можно найти уже по ходу игры, которые еще больше раскрывают мир. В этом плане - однозначный респект авторам, за 34 года существования серии они проделали колоссальную работу при создании своего мира. В общем, пока Финалки блуждают в потёмках в поисках каких-то новшеств (причем делают это уже какой раз довольно неудачно), наверное именно эта серия локомотивом тянет весь жанр классических jRPG на себе. Ну Ок, эта серия и еще серия Tales of - они тоже хорошие почти все. Да, бюджеты тут во много раз меньше, чем у именитых студий, но как-то это не вызывает каких-то проблем - на мой взгляд, Trails of Cold Steel, при всей своей технической простоте, на голову выше последних Финалок.
Переходим к сюжету. События арки Trails of Cold Steel происходят на землях империи Эребония, и рассказывают о кадетах филиала известной в Империи военной академии Thors (место для шутки о вездесущих японских школьниках). Главный герой - все тот же Рен Шварзер (Rean Schwarzer), который был главным персонажем предыдущих частей арки, но уже подросший и, на этот раз, примеривший на себя роль инструктора. В его подчинении попадает новый класс с тем же номером, в котором он учился сам - VII, основная задача которого - специальные операции (которые по ходу действия оказываются несколько... не тем, чего от них ждешь по началу). Вместе с своими студентами Рену придется попутешествовать по всей империи, сразиться с несколькими подпольными организациями, и, в итоге... не - не буду пожалуй спойлерить - сюжет - это наверное одна из изюминок игры. Один момент меня только напряг немного - можно это назвать небольшим просчетом с сценарной точки зрения. Штука в чем - по сюжету, Рен со своими учениками попадает во всевозможные передряги, превозмогает их и продвигается дальше, но иногда они сталкиваются с противниками, которых своими силами одолеть не получается, и тогда, в самый критический момент, как рояль из кустов, им помогает кто-то из его старых друзей. Так вот, когда это произошло первый раз было круто, но авторы этот трюк умудрились повторить три или четыре раза, и вот на третий и четвертый раз ты уже невольно задаешься вопросом - блин, чуваки - повторяетесь, сколько можно? И еще момент, он уже напрямую связан с продолжительностью игры, авторы видимо не умеют вовремя остановиться, потому, что когда вам покажется, что игра движется к своей кульминации... просто помните - вам кажется :)
По геймплею - это классическая партийная jrpg, с пошаговыми боями, набором опыта только от победы над противниками, заранее прописанными персонажами и немного перегруженной системой прокачки. Реализация мира и передвижение по нему тоже вполне в духе жанра - есть основные локации, в большинстве случав - города, там происходит львиная часть событий, между городами есть дороги по которым можно путешествовать на своих двоих или на транспорте (лошадки, мотоциклы). Так же есть фаст тревел в уже посещенные локации. В локациях между городами бродят монстры и хорошо, что их видно и всегда можно оббежать, если время не хочется тратить. С другой стороны, эти монстры - это почти единственный вариант набора опыта, поэтому иногда приходится заниматься гриндом. Благо, не так часто как это периодически случается в других представителях жанра. А еще... тут огромное количество диалогов... да, насчет этого... ранее, я не просто так сказал, что у меня ощущение будто прочитал хорошую такую книжку - текста тут такое огромное количество, что игре смело можно приписывать еще один суб-жанр визуальной новеллы. Часть диалогов конечно озвучена, но это наверное процентов 50 от общего количества болтовни... и самое интересное, что такое обилие разговоров не достает, не надоедает - следить за развитием событий интересно. Предупреждаю сразу, официального русского перевода у игры нет и не предполагалось, как и у всех предыдущих и последующих частей серии. Есть только перевод текста на всеобщий и на французский, а озвучка только английская или лунная. Впрочем, в данном случае я бы сказал, что даже этому радоваться надо т.к. игры этой серии за пределы Нихонии выходят с запозданием года в 2-3 (а некоторые и того больше), третья часть вышла в 2017м году, а до Америки и Европы добралась только в 2019м. Однако, вроде как есть неофициальная русская локализация ПК версии, но точно не скажу - не видел.
Насчет геймплея еще что хочется сказать, с системой прокачки возможно перемудрили - здесь есть магия и специальное устройство - ARCUS, позволяющее её использовать любым людям (хотя в мире игры есть маги, которым такие устройства не нужны), однако есть и обычные приемы, есть оружие - холодное, огнестрельное. Есть шмотки и украшения. Все это прокачивается отдельно (кроме шмоток и украшений - их просто менять приходится на более навороченные). Это всё влияет на параметры персонажа, в ARCUS можно вставлять специальные камни, коих огромное количество - они разделены по стихиям и связаны либо с заклинаниями, атакующими или заклинаниями поддержки, либо с пассивными скиллами, либо опять же с характеристиками. Они тоже прокачиваются по отдельности - в общем, на фоне всевозможных современных ролевых игр, которые больше в экшончик уходят (FF7 Remake, да, я про тебя) и сильно упрощают систему прокачки, тут другая крайность. Я бы сказал, что это прям раздолье для маньяков кастомизации, но по началу путаешься очень сильно, потом как-то привыкаешь. Ну и в целом, т.к. игра партийная, то хоть тут и нет как таковых классов, все равно можно прокачать основных персонажей так чтобы один играл роль например хилера, другой раздавал криты через каждый удар, третий например пулялся атакующей магией лучше других. Но, по большому счету, это наверное имеет смысл делать только на высоких уровнях сложности, т.к. на среднем и низком неправильные билды команды могут максимум привести к тому, что бои с боссами станут слишком затяжными.
О технической части хочется сказать так - эта игра вышла в 2017м году, но выглядит примерно на 2013й. Напомню, в 2017м вышел первый Horizon, который визуально до сих пор очень впечатляет. В сабже же визуал... ну он есть. И на этом надо бы поставить точку - он тм очень простой, но вот, что не простое - это арт-дирекшен, поэтому, не смотря на то, что игра не может похвастаться количеством полигонов и(или) шейдеров, визуал как-то даже не хочется критиковать. Прорисовка меню, арты персонажей, дизайн и проработка деталей одежды - всё очень круто сделано, с любовью я бы сказал. И на слабых машинах работает вполне приемлемо. И еще здесь очень классная музыка, причем вся. А уж какие классные хард-роковые треки звучат во время поединков и кульминационных сцен. Впрочем, когда я уже смотрел титры я понял почему там так все с этим хорошо - в работе над саундтреком принимал участие небезызвестный в определеных кругах гитарист-виртуоз - Masaru Teramae, один из основателей и бессменных участников прог-метал группы Demetori. Кто интересуется японской музыкой поймут о чем речь.
...так, ладно, что--то я расхвалил игру слишком - расскажу о минусах немного. Самое, основное, что меня доставало всю дорогу - в ПК версии случаются периодические вылеты, и все бы ничего, если бы не один момент - здешние диалоги могут быть очень длинными, а после них тебя могут сразу отправить в геймплей без возможности сохраниться, и... как-то обидно бывает, когда полтора часа "смотрел кино", а потом игра тупо вылетела. Вот с этим явный недосмотр. Не знаю, м.б. консольные версии стабильнее работают конечно. К слову, на мой взгляд, с таким подходом к геймплею, когда тебе просто не дают сделать паузу, сохранить игру и т.п., имхо, самая комфортная платформа - это какие-нибудь портативки, Свитч там, или Вита в свое время, - в общем, те, где можно прерваться в любой момент времени. О том, что в сценарии есть некоторые просчеты я уже упомянул выше - не ахти какой минус, но все равно немного портит впечатление. Ну да, если начать придираться, то тут там и сям чувствуется "дешевизна" игры - например, по мере продвижения по сюжеты и по мере прокачки персонажам приходится менять оружие, но в игре оно все равно выглядит одинаково - ровно так, как на основных артах персонажей.
Еще из нюансов - это не минусы, это скорее именно нюансы, которые однозначно стоит принимать во внимание до начала игры:
1) Если вас начинает бомбить от того, что в одной сцене могут принимать участие солдаты с автоматами и(или) гранатометами, танки, волшебники, гигантские боевые роботы, странные монстры и говорящая кошка, то эта игра не для вас :)
2) Еще игра не для вас, если вы в любом произведении не просто видите параллели с современным миром, но вас от этого бомбит. Здесь параллели... скажем так, есть, и их можно при желании привязать вообще к чему угодно. Лучше не беритесь :)
В итоге что хочу сказать - очень, я бы даже сказа - крайне советую всем любителям жанра, и тем, кого не отпугнет бюджетный визуал, довольно внушительная продолжительность и обилие текста.