Найти тему
Татарский Мир

А.А. Мазанов – неизвестные страницы этнографического рисунка

Оглавление

В ХХI веке изображение стало не просто превалирующим в получении информации, а непосредственным проводником для передачи знаний. Сколько картинок, как статичных, так и движущихся каждый день проходит через нас и не счесть. При видимой технологичности самого процесса создания и трансляции изобразительно ряда, кажется, что это изобретение современного человека. Однако, мы забываем, что ещё древние сообщества оставляли своим потомкам наскальные росписи – рассказывающие об их быте. Каждый новый виток развития дарил нам частичку ушедших дней, воссозданных не в буквах, сложенных в слова, а в застывших фигурах людей, воспроизведённых на холстах и бумаге.

Сегодня, мы являемся хранителями памяти, так как для современного жителя мегаполиса, да и для сельчанина в маленькой деревне традиционный костюмный комплекс является лишь экспонатом в музее. Совсем другая ситуация была ещё в недавнем прошлом, когда в ХХ веке исследователи выезжали в экспедиции, для поисков ценных информаторов и остатков материального воплощения прошлого. Один из таких масштабных проектов был выполнен в рамках научного проекта Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР – «Историко-этнографический атлас татарского народа». С 1971 по 1986-е годы были реализованы десятки экспедиционных выездов. В них приняли участие ряд этнографов Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР.

Кроме научного состава, каждый подобный выезд сопровождали в обязательном порядке и художники.

В настоящее время, в архиве отдела этнологических исследований Института Истории им. Ш. Марджани хранится не одна сотня рисованных работ: жилища, орудий земледелия, отдельных элементов костюма, и полных комплексы народной одежды середины XIX – середины XX вв. всех субэтнических и субконфессиональных групп волго-уральских татар – казанских, касимовских, мишарей и кряшен, послужившие для многих этнографов важным визуализированным подтверждением их исследований. Изображения исполнялись профессиональными художниками – А.А. Мазановым, З.В. Мухаметзяновой, студентами художественного училища проходивших практику – Гафиатуллиным Р., и сотрудниками отдела учувствовавших в экспедициях – Ю.Г. Мухаметшиным, Н.А. Халиковым.

ТАССР Апастовский р-н д. Карамасар 1975 г. Рис. А.А. Мазанова, Архив отдела этнологических исследований ИИ АН РТ
ТАССР Апастовский р-н д. Карамасар 1975 г. Рис. А.А. Мазанова, Архив отдела этнологических исследований ИИ АН РТ

Первопроходец в изучении изображений костюма татарского народа

Экспедиция в Пермскую область. 1978г. Справа - Мазанов А.А., слева - Мухаметшин Ю.Г. 
Фотография из статьи "Юлдуз Галимзянович Мухаметшин–ученый и человек (1937–2006гг.)./Халиков Н.А., Исхаков Д.М.//Этнологические исследования в Татарстане. Вып.VI. Казань: Ин-т истории им.Ш.Марджани АН РТ, 2012. С.6–12."
Экспедиция в Пермскую область. 1978г. Справа - Мазанов А.А., слева - Мухаметшин Ю.Г. Фотография из статьи "Юлдуз Галимзянович Мухаметшин–ученый и человек (1937–2006гг.)./Халиков Н.А., Исхаков Д.М.//Этнологические исследования в Татарстане. Вып.VI. Казань: Ин-т истории им.Ш.Марджани АН РТ, 2012. С.6–12."

Далее, речь пойдёт об Алексее Александровиче Мазанове. Являясь профессиональным художником и пытливым исследователем, именно он стал первопроходцем в изучении изображений ранних костюмных комплексов татарского народа, и начал разрабатывать тему исследования иллюстраций по костюму, как историко-этнографическому источнику. Им были подготовлены две статьи, опубликованные в сборнике научных трудов «Из истории культуры и быта татарского народа и его предков» и в журнале «Новое в археологии и этнографии Татарии». К сожалению, впоследствии, работа им не была продолжена, а изобразительным материалам (гравюр, зарисовок, картин и т.п.) ещё долгое время приписывались по большей части лишь вспомогательные функции.

Однако, при содействии профессиональных этнографов и историков А.А. Мазанов активно работал и в русле научной визуально-художественной реконструкции народной одежды волго-уральских татар первой половины XIX – начала ХХ веков. К примеру, совместно с Р.Г. Мухамедовой были воссозданы разные элементы и части народного костюмного комплекса. Детально были проработаны головные уборы, отображавшиеся в разных ракурсах и типах, что стало первой попыткой синхронной реконструкции середины XIX века этнорегиональных комплексов головных уборов волго-уральских татар.

Ткацкий станок.  Пензенская обл. Каменский р-н д. Кикино 1977г.  Рис. А.А. Мазанова. Архив отдела этнологических исследований ИИ АН РТ
Ткацкий станок. Пензенская обл. Каменский р-н д. Кикино 1977г. Рис. А.А. Мазанова. Архив отдела этнологических исследований ИИ АН РТ

Научный мир всегда был близок к музейному.

Их объединяли и объединяют совместные экспедиции, собранные материалы, которые, впоследствии оседают в фондохранилищах музеев. Поэтому, совсем не удивительно, что А.А. Мазанов рисовал и для них. Его работы присутствуют в альбоме М.К. Завъяловой «Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан» 1996 года издания, где им были выполнены копии с более ранних гравюр XVI-XIX столетий.

М.К. Завъялова «Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан», 1996
М.К. Завъялова «Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан», 1996

Художник и исследователь, проработал в институте более двадцати лет, с 1965 по 1990 е годы, когда закончил свою деятельность в связи с уходом на пенсию. На сегодня о нём нет никакой информации. Обратившись к архивным материалам, удалось выяснить, что во время работы, им был успешно завершён курс на историко-филологическом факультете Казанского государственного университета, а в характеристике, которая была дана ему А.Х. Халиковым, известным учёным было отмечено, что «многие опубликованные сотрудниками сектора монографии оформлены А.А. Мазановым».

Женский сапог. ТАССР Агрызский р-н с.Терси 1975г. Рис. А.А. Мазанова.  Архив отдела этнологических исследований ИИ АН РТ
Женский сапог. ТАССР Агрызский р-н с.Терси 1975г. Рис. А.А. Мазанова. Архив отдела этнологических исследований ИИ АН РТ

Таким образом, руками буквально нескольких людей рисовалась и расцвечивалась татарская этнография в ХХ веке. Художники, не только воспроизводили образцы материальной культуры, но и сохраняли для потомков колоризацию, так как из-за отсутствия цветных фотоаппаратов, все фотографические материалы были черно-белыми.

Дина Гатина-Шафикова