Читаю в сетях материалы о том, как мамаша третьеклассницы подняла на уши не только всю школу, но и весь город. Сам собою возникает вопрос: а где все время конфликта находилась директор школы? Полтора года одна взбалмошная бизнес-вумен травила целый класс вместе с учительницей, а директор, вроде как, и ни причем. Кто в школе хозяин: она или все-таки директор, который в силу своих должностных обязанностей должен в своей школе создавать спокойный рабочий микроклимат?
Вспоминаю по этому поводу гимназию №88 в Краснодаре и её первого директора – Шаталову Людмилу Павловну. Вот уж поистине была в школе хозяйка! Мудрая, умная, ответственная женщина, замечательный педагог и не менее замечательная хозяйка. Без ее внимательного взора не проходило в учебном заведении ни одно событие. Она была для всех доброй мамой, советчицей, другом. Конфликты, которые, конечно же, случались, как и во всякой школе, она умела гасить незамедлительно и на самой начальной стадии.
Помню, как в 5-й класс к нам поступили два брата-близнеца. Различить их было невозможно не только потому что были похожи, как две капли, но и по абсолютно одинаковым манерам и поведению. Оба отличались крайней небрежностью во всем и агрессивной несдержанностью. Оба были постоянно неряшливы и беспечны. Одноклассники сразу же не приняли их в свою среду. Видимо, даже дразнили, сторонились общаться с ними.
Мамаша этих близнецов отличалась очень скандальным поведением. Уже в начале года она принялась жаловаться классной руководительнице на детей, а директору – на классного руководителя. Поначалу директор попыталась урегулировать взаимоотношения в классе: беседовала с детьми, с родителями учеников, с учителями, работавшими в классе. На время конфликты стихали, потом мамаша опять прибегала к директору с новой жалобой.
В последний раз (по-моему, эта была уже третья жалоба родительницы) разбирательство проходило в кабинете директора в моем присутствии, так как я была членом общественной конфликтной комиссии в школе. После того, как мамаша излила директору все свои претензии к учителям, Людмила Павловна попросила привести в кабинет близнецов. Мамаша тут же привела сыновей и велела им «рассказать все, как есть». Вид у пацанов был неряшливый, выглядели они, как побитые псы. Директор не стала никого слушать, а велела мальчишкам выложить ей на стол все содержимое их школьных сумок. Они с готовностью это выполнили. Каково же было наше удивление, когда обнаружилось, что у одного из братьев в сумке были абсолютно все учебники (по одному на двоих), а у другого – все тетради. И тетради, и учебники выглядели плачевно: помятые, грязные. Кроме того, в сумках находились предметы, не имеющие никакого отношения к учебному процессу: болты, гайки, камешки, рогатки, проволока, шарики, пружинки и т.п., что обычно представляет особую ценность для мальчиков.
- Почему у тебя в сумке учебники по всем предметам? - с удивлением обратилась директор к одному из братьев.
- А чтоб не забыть дома что-нибудь, - гениально ответил ребенок.
- А зачем в школьных сумках у вас все эти вещи? – опять спросила Людмила Павловна.
- А в карманах места не хватает, - ответил тот же мальчик.
Потом директор попросила собрать все со стола обратно в сумки и велела мальчикам идти в класс. А мамаше предложила задержаться еще на несколько минут.
- По справедливости я должна была бы наказать не классного руководителя ваших мальчиков, а вас, - сказала директор притихшей мамаше. – Но я не имею на это никакого права.
- То есть, как это?! – начала было вскипать женщина.
- Видите ли, если вы вместе с вашим супругом не можете уследить и воспитать всего двух собственных детей, то как может уследить поведение 25 чужих детей одна молоденькая учительница?
Мамаша больше никуда не обращалась с жалобами. В шестой класс близнецы пошли в соседнюю школу.