Это был 1990 год. Я служил в Ругозере, на пункте ПВО. Однажды в августе мы решили поехать на рыбалку на Девятый Километр. Там было озеро с большим болотом посередине. Корейцы называли его "ламба".
Рядом с озером находился зверосовхоз, где разводили норок. Они жили в клетках-шедах. Когда наступала осень, норок убивали и выбрасывали тушки в яму. Эта яма и была Девятым Километром.
Мы приехали туда втроем: я - командир взвода РЛС, старший прапорщик и командир роты, старший лейтенант. Ехали на ГАЗ-66, я сидел за рулем. Подошли к яме, размером 15 на 15 метров. Прапор указал рукой вниз. Из ямы шел ужасный запах. Я посмотрел и не сразу сообразил, что там.
Посреди ямы была грязная жижа, а по краям лежали полусгнившие тушки норок. Одна из них была большая и коричневая, без шерсти. На земле лежал череп с огромными клыками. Я спросил: медведь? Прапор кивнул и рассказал. Медведь спускается в яму, чтобы наесться отравленного мяса, а потом не может выбраться оттуда. И так погибает, и это не первый случай. Я увидел еще несколько черепов с кусками шеи. Они точно не похожи на коровьи. Какой кошмар!
Мы пошли к ламбе, прапор показал нам место, где медведь обычно отдыхает после еды, возле выворотня. Там уже стоял наш командир, который успел поймать на свой самодельный спиннинг восемь крупных окуней. Мы только хотели что-то сказать, как услышали рык, а потом рев. Мы все опустились на землю. Прапор прохрипел: нехорошо это, блин! И побежал вправо по болоту.
Как я попал в 66-й, сам не понимаю, но это ладно. Я помню только, что командир, хлопая дверью с своей стороны, кричал - "Газуй!". Я дал такого газу, что дорога перед 66-м засыпалась глиной. Я летел до части на третьей скорости. Кто ездил на 66-м, знает, что через два дня его уже не заведешь, движок загнется.
Мы въехали в роту так, что снесли шлагбаум. Часовой, Мага, чудом увернулся. Командир с яростью: - "Сейчас, блин!" - бросается в казарму, берет ключи у дежурного, открывает ОРК с кнопки и выскакивает обратно с двумя ак-47 и подсумками.
Кричит - "Заводи!". Я пытаюсь. Стартер щелкает, двигатель не крутится. Командир кричит - "131 заводи!". К счастью, он стоял рядом. Выезжаем из части, а на дороге прапорщик стоит, бледный как простыня. Едва не сбили. На все вопросы только челюстью хлопает.
В общем, поехали дальше. По дороге я спрашиваю командира - "Мы что так на медведя, войной идем?". Он мне отвечает - "Замолчи, это не медведь! Ты даже не представляешь, что это за зверь!". Тут я немного прифигел. Приехали снова на могильник. Там только одна дорога.
Выскакиваем из машины, а там уже люди, человек десять и, судя по разговору, они распределяются по позициям. Справа стоят УАЗики. Батоны в камуфляже. Я таких никогда не видел, да и 66-й у меня в узлах. И до сих пор не видел такой необычной раскраски, хотя и объездил всю Россию.
Короче, у лесины опрокинутой, командир фонарем светит на след босой лапы, длиной с локоть. Я с круглыми шариками смотрю на него. Да, говорит, все серьезно. От этого мы и сбежали.
Потом сижу в 66-м, слышу хлопок. Секунд через 5-6 опять хлопок. Короткая очередь из автомата, еще хлопок. Через минут 30 появляются тени, хлопает дверь УАЗика и кто-то отчитывается, именно отчитывается. Последние слова: - "... около 600 килограмм, так не вытащить". После этого появляется командир, бросает АК на капот - "Домой!".
По дороге я пытаюсь выяснить что это было, он мне говорит - "без подробностей".
На утро прилетели аж два вертолета - невиданное! Приехал майор "особый". До обеда он допрашивал командира, потом взялся за меня. На все вопросы: "Ничего не знаю. С колхозу мы".
А вопросы страшные - "Существо помогали грузить?", "На что больше похоже, на человека или обезьяну?", "Окрас шерсти какой?". Да я там ничего не видел! Прошло столько лет, до сих пор не понятно, что это было.