Кузнечное дело среди всех прочих считается не только одним из самых сложных, но и находится в числе древнейших. Благодаря ему, на Руси еще в IX-X веках появились соха и плуг с железным лемехом. Древние ковали изготавливали для землепашцев серпы и косы, для воинов – копья, мечи, стрелы боевые топоры и другое оружие. Не обходили вниманием кузнецы и домашнее хозяйство. Изготавливали все, что необходимо в обиходе – ключи, иглы, рыболовные крючки и другие предметы обихода.
Выковывать самородное и метеоритное железо начали еще в каменном веке. Работать кузнецом было престижно и почетно. Простые люди нередко считали коваля «вещим человеком» или чародеем за то, что он превращал кусок бурого камня в ценную вещь. Сходство с чародейством добавляла и обстановка. Сельские кузницы были маленького размера, и окон в них практически не было. Для того чтобы качественно выковать заготовку, кузнецу нужно было определить, насколько она раскалилась. Пирометров и специальных приборов для определения температуры не было, поэтому готовность определяли по цветам каления. Только полумрак позволял разглядеть и понять необходимый оттенок свечения, в котором степень накала отливает желто-красными переливами. Любопытная деталь: некоторые места в нашей стране относятся к исконно кузнечным и одновременно старообрядческим, где бороды в почете. Что было удобным подспорьем для местных кузнецов – согласно преданиям, кузнецы использовали бороду для определения температуры металла для сварки. Для этой цели подносили нагретую деталь к бороде: если волоски потрескивали и закручивались, это означало, что пора сваривать заготовки.
Между прочим, даже среди русских монархов были любители ковки — Иван Грозный (1530–1584) и Петр I (1672–1725) любили и умели ковать в кузнице и безделушки, и кое-что посерьезнее. Исторически засвидетельствовано, что Петр I принимал участие в ковке якорей на Воронежской судоверфи.Подлинного мастера всегда отличало сочетание физической мощи и умения выполнять очень тонкую работу. Практически в каждом селе был свой кузнец, а в крупных городах были даже кузнечные школы
Еще буквально полтора столетия назад профессия кузнеца была на пике востребованности. По большому счету, особенности этого труда не менялись вплоть до конца XIX века, но даже после, с учетом технологического разбега, кузнечное дело никуда не исчезло. И сегодня, не только в исторических городах, входящих, например, в Золотое кольцо (таких, как Владимир, Суздаль, Сергиев Посад), можно выучиться ковке. Но и в современных центрах крупных городов обязательно найдется кузнечная школа или студия.