Найти тему
История в историях

Как проходила граница между кривичами и вятичами в Подмосковье?

Граница расселения племкн кривичей и вятичей в Подмосковье по М.Г. Рабиновичу
Граница расселения племкн кривичей и вятичей в Подмосковье по М.Г. Рабиновичу

М.Л. Томилин г. Клин

М.Г. Рабинович доктор исторических наук в статье 1962 года «Об этническом составе первоначального населения Москвы» писал о этническом составе первоначального населения Москвы: «Анализ обряда погребения и найденных в курганах вещей позволил значительно уточнить это определение. Оказалось, что в селах, непосредственно окру­жавших Москву (ведь курганы — это не что иное, как сельские кладби­ща), жили вятичи, но в 30— 40 км к северу были уже кривичские земли»

Он отмечает, что: «Граница между кривичами и вятичами проходила к северу от Москвы реки, образуя в районе водораздела Истры и Клязьмы выступ к северо-западу, в землю кривичей.»

Автор считал, что в этногенезе или рождении великороссов главную роль играли кривичи и новгородские словене: «Потомки кривичей образовали ос­новную массу населения Владимиро-Суздальской, Тверской, Смолен­ской, Полоцкой и Псковской земель; потомки вятичей — основную массу населения Рязанской и Московской земель. Вместе с новгородскими словенами они впоследствии стали ядром великорусской народности.» По - нашему мнению в процессе рождения великороссов не меньшую роль играли вятичи

Рабинович отметил, что «Основными признаками, по которым можно определить этническую принадлежность погребенных под курганами людей, являются некото­рые детали обряда погребения и главным образом находимые в курганах вещи. Особое значение имеет тот факт, что­ женщин хоронили в праздничном (точнее — в свадебном) наряде. Устойчивость этого обы­чая «хоронить в чем венчалась» хорошо известна этнографам, и сейчас, еще находящим кое-где в деревнях предметы уже исчезнувшей из оби­хода старинной женской одежды, которые женщины старшего поколе­ния берегут со дня свадьбы до похорон …»

О трех главных отличиях вятичей от других славянских племен писал доктор исторических наук археолог, специалист в области славяно-русской археологии, основатель Новгородской археологической экспедиции А. В. Арциховский в работе «Основные вопросы археологии Москвы»: «Основным признаком вятичей является семилопастное височное кольцо, ареал распространения которого (и других вятических древностей) точно и детально совпадает с летописной областью вятичей. … Характерные для вятичей хрустальные шарообразные бусы чередуются в ожерельях с сердоликовыми бипирамидальными общерусскими, иначе говоря, короткие белые бусы чередуются с длинными красными. … Третий племенной признак вятичей, решетчатый перстень, также имеет значение для понимания древнерусского народного искусства. Прорезь этих перстней составляет разнообразные узоры, я в свое время насчитал семнадцать типов…» (А. В. Арциховский «Основные вопросы археологии Москвы» http://www.www.russiancity.ru/...htm)

М.Г Рабинович о отличиях украшений в погребениях кривичей и вятичей в Подмосковье: «В отношении Подмосковья положения А. А. Спицына были развиты А. В. Арциховским, который проанализировав большое количество курганных находок, выде­лил (по нашему мнению, очень убедительно) погребения вятичей и их соседей — кривичей. При этом он опирался на то, что для вятичского наряда, характерны семилопастные привески - «височные кольца», оже­релья из круглых хрустальных или стеклянных и граненых («бипирамидальных») сердоликовых бус, пластинчатые загнутоконечные браслеты, ажурные («решетчатые») перстни, а для кривичского на­ряда — браслето образные височные кольца, ожерелья из стеклянных бус, преимуществено битрапецоидной и бочкообразной формы числе и с металлической золотой или серебряной прокладкой). Осталь­ные украшения — различные иные типы, браслетов, перстней, бус и серег, бубенчиков и другие вещи, о которых нам сейчас нет нужды гово­рить подробнее, - встречаются как у вятичей, так и у кривичей

Для союзов племен вятичей и кривичей VII –IX веков такие различия были характерны и строго фиксировали их принадлежность к определенному племени, но в связи с образованием Русского государства (изначально вятичи в него не входили), с включением в общерусское государство земель вятичей, образованием княжеств и усилением княжеской власти границы расселения племен размывались.

«Нужно сказать, что соображения А. В. Арциховского о принадлежно­сти описанных выше комплексов украшений вятичам и кривичам были уже давно подвергнуты критике П. Н. Третьяковым, считавшим, что в отношении того времени, от которого остались курганы с трупоположением (XII— XIII вв.), неправомерно говорить о кривичах и вятичах. П. Н. Третьяков, указывал, что древних племен тогда уже не существо­вало, а были феодальные княжества; к ним и следует относить соответ­ствующие варианты праздничного наряда. Некоторые украшения (на­пример, стеклянные бусы с золотой и серебряной прокладкой) П. Н. Третьяков вообще считал не этническим, а хронологическим при­знаком … Конечно, вятичи как племя или союз племен просуществовали лишь до конца XI- начала XII в. С ними, как известно, воевал еще Влади­мир Мономах. И в эту пору у них уже были свои города и своя (по всей вероятности, феодальная) знать. Стало быть, родоплеменные по­рядки отошли уже в прошлое. Еще в большей степени это можно ска­зать про кривичей. В середине ж е XII в. и позднее (а большинство ис­следованных курганов Подмосковья относится к XII—XIII вв.) и вяти­чи и кривичи уж е были в большинстве своем крестьянами, населявши­ми Смоленское, Полоцкое, Владимиро-Суздальское, Рязанское и Черни­говское феодальные княжества, а потом и вновь образовавшиеся Твер­ское и Псковское. Границы этих княжеств часто менялись, но население, несмотря на это, сохраняло древние традиции. В особенности это можно сказать о вятичах, которые позднее других восточнославянских племен вошли в «империю Рюриковичей» и долго сохраняли черты самобытно­сти, в частности в погребальных обрядах и в одежде.» (М.Г. Рабинович «Об этническом составе первоначального населения Москвы»)

Действительно, если княжество Владимиро-Суздальское было единым, почему кривич не мог взять в жены девушку из вятичей и наоборот, кроме того была торговля и обмен украшениями, поэтому в XII— XIII веках принадлежность курганов (мест захоронения) вятичей и кривичей особенно вблизи исторической границы расселения их племен было затруднительно.

«Итак, судя материалам раскопок курганов, Москва с самого своего возникновения была окружена селами вятичей. Но в этот однородный славянский вятичский массив вкрапливались изредка и иные элементы…Так, по предположению A.Л. Монгайта, курганная группа, располо­женная у современного поселка Салтыковка, к юго-востоку от Москвы, представляет кладбищ е, где в одно и то ж е время — в XII в.— хоронили и вятичи, и кривичи, причем курганов с украшениями, типичными для кривичей, было едва ли не больше, чем курганов с украшениями, ти­пичными для вятичей»

Все археологические данные подтверждают, что Москва изначально располагалась на землях вятичей.