43. Тема 40. Морфемика. Состав слова. Морфемы.Родственные слова.

284 прочитали
Художник Константин Лупанов.
Художник Константин Лупанов.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему.

Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме.

Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова. Каждое слово в русском языке состоит из минимальных структурных элементов, которые существуют в нём как носители определённого значения.

Называются эти элементы - минимальные значимые части - морфемами.

Морфема - это минимальная значимая часть слова.

Слово может состоять из морфем: приставки, корня, суффикса, окончания, интерфикса, постфикса.

Для обозначения каждой морфемы придуман свой значок.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-2

В школьной программе появились новые лингвистические термины: аффиксальные морфемы. Объясняем их значение.

Аффиксальные морфемы ( аффиксы) - это служебные морфемы.

Аффикс - вспомогательная часть слова, присоединяемая к корню и служащая для словообразования и выражения грамматических значений.

Аффиксы делятся на словообразующие и формообразующие.

Словообразующие аффиксы употребляются для образования новых слов. Например: учитель - учи-тель-ниц, солдат - солдат-ск-ий.

Формообразующие аффиксы не меняют лексического значения слова, а используются для образования его грамматических форм. Эти аффиксы имеют только грамматическое значение. Например: лес (Им.п., ед. ч.) - леса (Р.п., ед.ч.), лесу (Д.п., ед.ч.).

Аффиксальными морфемами считаются: приставка (префикс), суффикс, окончание (флексия),соединительные гласные (интерфиксы), постфикс (-ся, -сь).

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-3

Задание 3. Рассмотрим морфему "КОРЕНЬ".

Если рассматривать слова и пытаться увидеть отдельные их части (морфемы), можно обнаружить, что некоторые части отдельных групп слов имеют одно и то же лексическое значение.

Например: сад, садик, садовый, садовник.

Общая часть слов, несущая близкое лексическое значение, называется "КОРЕНЬ".

Если слова имеют разное лексическое значение, но КОРЕНЬ остаётся тот же, такие слова называются ОДНОКОРЕННЫМИ или РОДСТВЕННЫМИ.

ОДНОКОРЕННЫЕ (РОДСТВЕННЫЕ) слова близки по смыслу, но разные по значению.

Например: дом, домовой, домишко; вода, водный, подводник.

Из вышесказанного делаем вывод:

Главной значимой морфемой в слове является КОРЕНЬ.

Корень - это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное лексическое значение.

В корне заключено общее лексическое значение однокоренных - родственных слов.

Учёные увидели закономерность и вывели правило: корень в однокоренных (родственных) словах пишется одинаково, даже если в устной речи слово звучит по-разному: лес [л’эс], лесник [л’исн’ик].

Как ты думаешь, почему это правило появилось? Почему его надо соблюдать в письменной речи?

Сначала всегда пытайся ответить на вопрос, а потом проверяй правилен ли ход твоих мыслей. Это очень важно для твоего общего развития!

*******

Разбираемся.

Если мы напишем слово ЛЕС - мы поймём его лексическое значение. Лесэто определенная территория, на которой растет много деревьев, кустарников и трав. Правильно?

А если мы напишем слово ЛЕСНИК как слышим - ЛИСНИК - мы не сможем понять, что это слово обозначает! Не сможем определить его лексическое значение. Ведь изменится корень и начнёт указывать на совсем другое лексическое значение!

А когда КОРЕНЬ в словах пишем одинаково - лексическое значение слова не меняется, и всем, и каждому человеку понятно, о чём идёт речь.

Видишь, как важно при изучении письменного русского языка знать о составе слов и о морфемах! Это очень важно для грамотного письма.

А грамотное письмо - это возможность понятно и правильно донести свою или чужую важную мысль до другого человека, до других людей!

Это очень важно для лучшего понимания людьми друг друга.

Уточним правило: корень в однокоренных словах пишется одинаково,как в ударном, так и безударном положении.

А чтобы не ошибиться и написать слово правильно, нужно подобрать однокоренное слово, которое стоит в ударном положении.

Берём слово река. Подбираем однокоренные- родственные - слова. Выделяем корень.

река’, речной, заре’чный, ре’ки.

Находим слова или слово, где гласная в корне слышится чётко (это называется - стоит под ударением).

И понимаем, что в слове река правильно написать букву Е.

Нас не удивляет, что в корне "рек- реч" разные буквы (звуки) К и Ч. Мы знаем - это историческое чередование звуков. Ну не понравилось когда-то русским людям говорить "рекной". Речной" оказалось краше, удобнее.

Попробуй по этой же логике объяснить правописание гласных в корне слов: леса’, века’.

Подбери и запиши в тетради однокоренные слова к слову "МИР". Графически выдели корень.

*******

Что получилось? У тебя могут быть другие слова.

Мир, миролюбие, мирный, мирно.

Понятно правило: в словах, в которых корень стоит в безударном положении, пишем ту же гласную букву, которая ясно слышится в корне однокоренного слова.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-4

Задание 4. Рассмотрим морфемы "Приставка" и "Суффикс".

Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем.

Приставку также называют префиксом.

Например: пришёл. Было слово шёл, подставили перед корнем приставку ПРИ- и получилось однокоренное слово с близким по смыслу, но с другим значением.

Приставка, по сути, не меняет существенным образом значение слова. Она привносит  дополнительный смысловой оттенок  в создаваемое родственное слово.

Например: бежать – прибежать – отбежать – убежать – забежать – подбежать.

С помощью приставок могут быть образованы имена существительные, имена прилагательные, глаголы, наречия: бег-забег (сущ.), милый – премилый, верный – неверный (прил.), играть – разыиграть (глаг.), думать - задумчиво (наречие).

Какова же роль приставок в словах?

Разбираемся.

Прочитай.

Ходить, уходить, приходить, подходить, заходить.

Летать, прилетать, подлетать, отлетать, долетать, влетать.

Попробуй ответить на вопрос: какова же роль приставок в словах? Для чего они нужны?

Выполни в тетради упражнение. От слов ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ образуй и запиши в тетради однокоренные слова с помощью приставок НА-, ДО-, ПОД-.

*******

Посмотрим, что получилось.

Писать - написать, дописать, подписать.

Рисовать - нарисовать, дорисовать, подрисовать.

*******

Проверь свои выводы: какова же роль приставок в словах?

Приставки, "приставленные" к одному и тому же корню, образуют новые - однокоренные - слова - слова с другим лексическим значением!

Значит, приставки служат для образования новых слов!

Теперь сами, как настоящие учёные, выводим правило полностью:

Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставок в русском языке много. Вот некоторые из них:

В- (во-), взо-, вы-, до-, за-, изо-, на-, над-, (надо-), не-, недо-, о-, об-, (обо-), от-, (ото-), пере-, по-, под-, (подо-), пра-, пред-, (предо-), про-, разо-, су-, с-, у-, со-, па-.

В слове могут быть не одна, а две и более приставок. Например: вы-ход, без-вы-ходное (положение).

В то же время нужно отметить, что имеется одна приставка, которая играет формообразующую роль.

Это приставка наи-, участвующая (вместе с суффиксами) в образовании форм превосходной, реже сравнительной степени прилагательных и наречий: наи-лучший, наи-меньший, наи-высший, наи-сложнейший, наи-более, наи-менее.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-5

Рассмотрев все существующие в русском языке приставки, учёные выявили и вывели правила правописания приставок. Рассмотрим их.

Главное правило для всех приставок то же, что и для корня – пиши гласные в безударном положении так же, как и в ударном (дое’хать, до’сыта).

Рассмотрим Таблицу.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-6

Видим, что в русском языке несколько групп приставок, подчиняющихся своим особым правилам.

1. Неизменяемые приставки.

Они всегда пишутся одинаково. Примеры: сделка, дописать, нарисовать, посадка, побережье, подоконник.

2. Изменяемые приставки.

Те, которые оканчиваются на и .

Буква З пишется на конце приставки перед гласной или звонкой согласной. Примеры: разгадать, возвысить, изгонять, бездомный, разлюбить.

Буква С пишется на конце приставки перед глухой согласной. Примеры: испить, испариться, бесправный, воскликнуть, бесполезный.

3. Приставки, зависящие от ударения: раз-, рас- и роз-, рос-.

В двух вариантах одной и той же приставки раз-, рас- пишется а, если в слове гласная в приставке безударная. Примеры: рассказ, разыграть, расписаться, разыскивать, развести, разбег, разгром, разнести.

*******

В двух вариантах одной и той же приставки роз-, рос- пишется о, если в слове гласная в приставке стоит под ударением. Примеры: роз-, рос-, ро’зыгрыш, ро’спись, ро’зыск, ро’ссказни, ро’ссыпь.

4. Приставки, зависящие от смысла. Это приставки пре- и при-.

Приставка ПРЕ- пишется, если слово :

1) близко по значению приставке ПЕРЕ-. Примеры: преграда - перегородить; прервать на полуслове - перервать, не дать договорить; преодолеть желание - пересилить себя; преступление, преступить - переступить грань дозволенного.

2) близко по значению наречию ОЧЕНЬ.

Примеры: преинтересный, преуспевать, преувеличивать, превозмочь.

*******

Приставка ПРИ- пишется, если слово :

1) имеет значение приближения, присоединения, прибавления. Примеры: прибавить, прислонить, приделать, присоединить.

2) имеет значение наречия "чуть-чуть" (неполноты действия). Примеры: прилечь, присесть, приостановиться, приоткрыть, прислушался.

3) имеет значение предлога "около" (вблизи чего-нибудь). Примеры: пришкольный, приморский, пригородный, прибалтийский.

4) имеет значение доведения действия до конца. Примеры: привлечь, приучить, придумать.

5)значение совершения действия в чьих-либо интересах. Примеры: припрятать, приманить, прикормить.

*******

Отдельно отметим, что отрицательные частицы НЕ и НИ с некоторыми словами пишутся слитно, становясь при этом приставками.

Рассмотрим, в каких случаях в словах пишется приставка НЕ-, а в каких случаях в словах пишется приставка НИ- .

1) В местоимениях и местоименных наречиях пишется НЕ-, если в приставке гласная стоит под ударением.
Примеры: не’
кто, не’что, не’куда, не’когда.

2) В местоимениях и местоименных наречиях пишется НИ-, если в приставке гласная стоит в безударном положении.

Примеры: никто, ничто, никуда, никогда, нигде.

Вывод: выбор букв Е и И в приставках НЕ- и НИ- зависит от ударения.

*******

Некоторые приставки могут влиять на изменение первой буквы корня.

Рассмотрим Таблицу "-Ы, -И после приставок" и примеры.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-7

В целом можно отметить, что:

- после приставок в начале корня пишется -Ы во всех русских приставках, кроме тех, что оканчиваются на -Ж и Х (меж-, сверх-).

- после приставок в начале корня пишется -И во всех остальных случаях.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-8

Особенные случаи.

Некоторые приставки срослись с корнями древнего происхождения и стали частью корня в современном русском языке.

В русском языке есть слова, в которых приставки срослись с корнем, так  как слова потеряли первоначальную смысловую связь с корнем, то есть, древнее происхождение корня не позволяет определить его лексическое значение, которое утрачено в современном русском языке.

Например:

восторгаться, восхищаться, встретить, затевать, одолеть, ответить , исчезать, обожать, пасмурный, посетить, внимание, приказывать, заказывать.

В некоторых учебниках такие приставки выделяются, в  других - не выделяются. Как при этом быть, если такие слова попадутся на экзамене? Обозначить это явление.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-9

Суффиксы.

У суффиксов в русском языке та же роль, что и у приставок.

Суффикс — значимая часть слова, находящаяся после корня или другого суффикса и служащая для образования новых слов или форм слов.

Подтвердим это правило примерами.

Город - городок, городище; гриб - грибок, грибник; мяч - мячик; море - морской, моряк, приморский.

*******

Закрепи важные знания.

Выполни в тетради упражнение. Образуй и запиши в тетради однокоренные слова с помощью суффиксов и приставок: МОРКОВЬ, БЕРЁЗА.

*******

Посмотри, что получилось.

Морковь - морковный, морковка. Берёза - берёзка, подберёзовик (-ов, -ик), берёзонька, берёзовый.

Суффиксов в русском языке тоже много, причём у каждой части речи даже могут быть свои, только ей присущие, суффиксы.

Например: берёза - берёзка - берёзонька (суффиксы существительных). Плыть - плывущий (суффикс причастий). Весёлый - весёленький (суффикс прилагательных).

Суффикс – морфема, занимающая в слове положение после корня или другого суффикса.

Например, слова с одним суффиксом: человечный, береговой.

Во многих русских  словах не один, а несколько суффиксов:
насильственно - нacиль- 
cтв-eнн-о;  американский - aмepик-aн-ск-ий.

Суффиксы бывают двух видов:

словообразовательные и словоизменительные - формообразующие.

Словообразовательные суффиксы (морфемы) служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные - формообразующие - суффиксы (морфемы) нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов - принадлежность к определённой части речи.

Например: суффикс неопределённой формы глагола -ть, -ти: читать, идти; суффикс прошедшего времени –л: ходил, верил; суффикс повелительного наклонения  : смотри, бери; степени сравнения прилагательных и наречий : тише, лучше.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-10

Задание 5. Рассмотрим морфему "Интерфикс".

Есть в системе морфем морфема "интерфикс".
Интерфиксот лат. inter – «между», fixus – «прикрепленный» – незначимый (асемантический) элемент между двумя морфами при образовании слова.

В научных исследованиях рассматривается несколько видов интерфиксов.

В школьной программе изучается только один вид: в учебниках русского языка это буквы  о и е  в роли соединительных гласных в сложных словах.

Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не имеют: теплоход, паровоз, самовар.

В научной среде до сих пор ведутся споры, считать ли интерфиск морфемой.

Ведь интерфиксы не имеют значения в составе слова. Их функция чисто соединительная, строевая. Тогда как суффиксы и приставки в составе слова значимы, имеют определенную семантическую нагрузку.

Мы будем рассматривать интерфикс с позиции тех учёных, которые считают его морфемой.

Так, Ю. С. Маслов, соглашается, что интерфиксы «имеют свою определенную специфику, но в конечном счете составляют один общий класс с »настоящими» морфемами...» /https:applied-research.ru/article/view?id=9089/.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-11

Задание 6. Рассмотрим морфему "Постфикс".

Постфикс - лат.: post - «после»; fixus - «прикрепленный».

Постфикс — значимая часть слова, стоящая после всех морфем и служащая для образования новых слов или форм одного и того же слова.

Постфикс — аффиксальная морфема, которая служит для образования грамматических форм слова (формообразующий постфикс) или нового слова (словообразующий постфикс).

Писать книгу — книга пишется (–ся — формообразующий постфикс, служит для образования страдательного залога глагола);

Трясти — трястись ( «бояться»; –сь — словообразующий постфикс, служит для образования нового слова).

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-12

Задание 7. Рассмотрим морфему "ОКОНЧАНИЕ".

Очень важная часть слова (морфема) ОКОНЧАНИЕ.

Ещё его называют ФЛЕКСИЯ (лат. flexio — сгибание).

Разберём примеры:

стол - нет стола - над столом - подойти к столу, лежит на столе.

Мы видим: ОКОНЧАНИЕ - это изменяемая часть слова.

Подумай и скажи: меняет ли окончание лексическое значение слов?

*******

Окончание не меняет смысл, лексическое значение слова, изменяется только форма одного и того же слова.

Продолжаем рассматривать ОКОНЧАНИЕ.

Выполни в тетради задание: составь из данных слов два предложения.

Школьники, делают, зарядка, утро. Ученики, нашего, любят, класс, спорт.

Школьники делают зарядку, утром. Ученики нашего класса любят спорт.

Что мы видим? Чтобы составить предложение (передать законченную мысль) нам пришлось изменить окончания некоторых слов.

Подумай и скажи: для чего служит окончание?

*******

Конечно, окончания, как и предлоги, соединяют слова в предложении между собой, изменяя их ФОРМУ по смыслу - служат для связи слов в предложении!

Ещё одно открытие: значит, чтобы найти ОКОНЧАНИЕ в слове, нужно изменить форму слова!

лес - леса - лесу - лесом.

Если же у слова нет ОКОНЧАНИЯ (лес), то принято говорить, что у слова НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ (не выраженное звуками). Если же мы начнём изменять слово ЛЕС по падежам, то окончание появится.

Подумай и попробуй найти ответ на вопрос: а как определить ОКОНЧАНИЕ у сложных слов: кресло-качалка, диван-кровать, плащ-палатка, пятидесяти?

*******

Конечно, у каждого слова окончание определяется отдельно!

Кресло-качалка, диван-кровать (нулевые окончания), плащ-палатка (нулевое окончание+окончание а). У сложного числительного пятидесяти два окончания!

*******

В русском языке есть слова, у которых вообще нет окончаний.

Окончание – это одна из значимых частей слова, морфема, с помощью которой формируются другие формы одного и того же слова в результате изменения рода, числа, падежа и др.

Но есть в русском языке слова неизменяемые. К ним относятся:

1)наречия (издалека, быстро, по-моему, легко, изредка);
2)
заимствованные несклоняемые существительные (бра, конферансье, драже, авокадо, кенгуру, алоэ);
3)
русские сложносокращенные несклоняемые слова (завкафедрой,
гороно, сельпо; 
4)
аббревиатуры (ВДНХ, МГУ, ГАИ, ООН, НАТО);
5)
несклоняемые прилагательные (цвет индиго; час пик; язык хинди);
6)
служебные части речи (частицы, предлоги, союзы) и междометия;
7)
слова категории состояния (радостно, весело, душно);
8)
деепричастия (заснув, бегая, прочитав);
9)
форма простой сравнительной степени прилагательных (красивый -красивее, крепкий - крепче, сильный - сильнее);
10)
форма простой сравнительной степени наречия (крепко — крепче, быстро — быстрее, сильно — сильнее, плохо — хуже; 11. инфинитив (бежать, прыгать, нести, везти);
12.
модальные - вводные слова (конечно, несомненно, безусловно).

Все остальные слова в русском языке являются изменяемыми - имеют в своем составе словоизменительную морфему — окончание.

Важно не путать нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов!

*******

Выводим правило полностью:

ОКОНЧАНИЕ - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

ОКОНЧАНИЕ- это аффиксальная морфема, располагающаяся после корня и суффиксов, которая выражает различные грамматические значения и служит для связи слов в предложении.

ОКОНЧАНИЕ не меняет смысл, лексическое значение слова, изменяется только форма одного и того же слова. Поэтому ОКОНЧАНИЕ считается ФОРМООБРАЗУЮЩЕЙ морфемой.

*******

Мы - молодцы. мы поняли, что, применяя примеры слов, можем сами понять, объяснить и вывести любое правило!

И его совсем не нужно заучивать и запоминать! Запомнить желательно только термины.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-13

Задание 7. Рассмотрим, что такое основа слова.

Многие слова в русском языке изменяются. Например, имена существительные и прилагательные склоняются, глаголы спрягаются и так далее.

Вспомним, как изменяются имена существительные и прилагательные.

Рассмотрим примеры.

Им. п. (что?) - Родина (сущ.), (какая) - родная (прил.).

Род. п. (чего?)- Родины (сущ.), (какой?) - родной (прил.).

Дат. п. (чему?) - Родине (сущ.), (какой?) родной (прил.).

Вин. п. - (что?) Родину (сущ.), (какую?) родную (прил.).

Тв. п. -(чем?) Родиной (сущ.), (какой?)родной (прил.).

Пр. п. (о чём?)- о Родине (сущ.), (о какой?) о родной (прил.).

*******

Вспомним, как изменяются глаголы. Глаголы спрягаются. Спряжение — это изменение неопределенной формы глагола (начальной), на формы первого, второго и третьего лица в единственном и множественном числе.

Рассмотрим примеры.
Глаголы: ЛЮБИТЬ, ЖАЛЕТЬ, ВОРЧАТЬ, ПИСАТЬ.
Изменим глаголы по лицам (1,2,3) и числам (единственное и множественное):

1 лицо  я люблю' — мы лю'б
им / я ворчу - мы ворчим
2 лицо  ты лю'б
ишь — вы лю'бите /ты ворчишь - вы ворчите
3 лицо  он лю'б
ит — они лю'бят / он ворчит - они ворчат
*******
1 лицо  я жале'ю — мы жале'
ем / я пишу' - мы пи'шем
2 лицо  ты жале'ешь — вы жале'ете / ты пи'ш
ешь - вы пи'шете
3 лицо  он жале'ет — они жале'ют / он пи'ш
ет - они пи'шут

Обрати внимание:

при изменении слов по падежам, при склонении и спряжении слов их лексическое значение остаётся прежним, а неизменной остаётся основа - часть слова без окончания. Меняется только окончание, образуя ту или иную форму слова.

Основой слова считается всё слово без окончания или без формообразующего суффикса.

Формообразующими суффиксами считаются следующие:

(Используется таблица с сайта "Большой вопрос").
(Используется таблица с сайта "Большой вопрос").

На эти суффиксы могут окачиваться основы слов.

Рассмотрим слова, выделяя основы слов.

Лес, весной, речка, весёленький, радостные, забежал.

Видим: в основу входит та часть слова, которая не изменяется.

Видим: основой слова может быть всё слово, если у него нулевое окончание.

Итак, правило полностью;
Основа слова — это всё слово без окончания или без формообразующего суффикса, это неизменяемая часть слова, в которой выражено его лексическое значение.

*******

Основы слова бывают непроизводные и производные.

Непроизводная (нечленимая) основа состоит только из корневой морфемы.

Производная (членимая) основа включает приставки и суффиксы.

например:

Вода - вод - непроизводная основа.

Подводный - производная основа.

Основа, от которой образовано слово, называется производящей.

В современном русском языке различают также простые и сложные основы.

Простая основа имеет в своём составе один корень (лесничий, заречный).

Сложная основа включает в себя два и более корней (лесовоз, газонефтепровод).

Умение выделять основу слова поможет нам, когда потребуется делать словообразовательный анализ слов.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-15

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1.Повтори все сведения по изученной теме.

Задание 1.Работа в тетради. Напиши число, тему. Задание 2. Рассмотрим основные сведения по теме. Морфемика –это раздел науки о языке, в котором изучается строение и состав слова.-16

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать канал: Сбербанк: 2202 2005 3015 0091.