Найти в Дзене

Пустил под откос 47 вражеских эшелонов. Александр Азончик в 33 года чувствовал себя старым

Первый партизанский бой на дороге Разведка донесла, что по шоссе движется немецкая колонна. «Вот он, первый бой. Ошибки быть не должно», – подумал командир партизанского отряда Александр Азончик, и дал команду готовиться к атаке. 24 лесных жителя прильнули к прицелам. В распоряжении партизан был скудный арсенал: несколько винтовок, охотничьих ружей, гранат, но был и пулемёт – только бы не дал осечки. Да, задача была трудной, и помогало лишь то, что немцы не ожидали тут встретить должного сопротивления, и поэтому вели себя беспечно. Вдруг, как только головная машина уже было выехала за пределы засады, в тишине раздалась пулемётная трель. За ней затрещали залпы винтовок – в колонну полетели гранаты. Всё кончилось за несколько минут: машины горели, солдаты вермахта частью лежали в неестественных позах убитыми, а частью сдались на милость победителям. Захваченные же богатые трофеи стали основой для партизанской борьбы маленького, только что созданного отряда «Патриот» под командованием Але
Оглавление

Первый партизанский бой на дороге

Разведка донесла, что по шоссе движется немецкая колонна. «Вот он, первый бой. Ошибки быть не должно», – подумал командир партизанского отряда Александр Азончик, и дал команду готовиться к атаке. 24 лесных жителя прильнули к прицелам. В распоряжении партизан был скудный арсенал: несколько винтовок, охотничьих ружей, гранат, но был и пулемёт – только бы не дал осечки. Да, задача была трудной, и помогало лишь то, что немцы не ожидали тут встретить должного сопротивления, и поэтому вели себя беспечно.

Вдруг, как только головная машина уже было выехала за пределы засады, в тишине раздалась пулемётная трель. За ней затрещали залпы винтовок – в колонну полетели гранаты. Всё кончилось за несколько минут: машины горели, солдаты вермахта частью лежали в неестественных позах убитыми, а частью сдались на милость победителям. Захваченные же богатые трофеи стали основой для партизанской борьбы маленького, только что созданного отряда «Патриот» под командованием Александра Семёновича Азончика.

Уже в 33 года пожилой старик

Он чувствовал себя уже пожилым человеком, хотя на момент нападения Германии на Советский союз, ему было всего 33 года. Родился Азончик в Западной Белоруссии на хуторе Яцковичи в семье бедного крестьянина 10-го августа 1908 года. Всю свою жизнь с малолетства он батрачил на польских панов, пытаясь заработать себе на краюху хлеба, отучился на портного, а в 26-м году вступил в подпольную организацию, которая работала в пользу Советского Союза. На тот момент Западная Белоруссия была оккупирована Польшей. Там же ему дали подпольную кличку «Лялин».

Александр Азончик Герой Советского Союза
Александр Азончик Герой Советского Союза

В июне же 41-го Александр Семёнович уже сам на совете местных крестьян по поводу создания партизанского отряда, достал, казалось бы, давно ушедший в небытие, псевдоним. Под фамилией Лялин, теперь его знали партизаны и местные жители, а скоро узнали и фашисты.

Зарождение отряда "Патриот"

Сначала в партизаны из хутора решили уйти лишь 8 человек, в том числе родной брат и отец Азончика, а потом Александр Семёнович встретил рядом в лесу группу советских красноармейцев из 16-ти человек. Только 4 из них были вооружены. Они пробивались на восток, но почти все пути уже были отрезаны. На пропаганду Лялина, вступить в партизанский отряд, красноармейцы ответили отказом. Смущало их то обстоятельство, что Азончик сугубо гражданский человек, действовал без всяких полномочий и указаний «свыше». Но, на следующий день Александр Семёнович пришёл в лес в форме офицера внутренних войск, и солдаты уже не стали перечить командиру, и влились в отряд.

-3

Оказалось, что и опыт военный у него был и полномочия. Ещё в 29-м году, его призвали в польскую армию. Служил он во 2-м уланском полку имени генерала Дверницкого, там же окончил школу младшего комсостава и дослужился до капрала. С началом вторжения Нацистской Германии в Польшу, Азончик воевал против фашистов под Граево, а после освободительного похода Красной Армии, сдался в плен советским войскам. Вернувшись на родину, он работал внештатным сотрудником Вилейского областного управления НКВД.

Сначала в отряд «Патриот» никто не шёл, но после их боевого крещения, которое случилось 1-го июля 1941-го года, местные жители увидели в лесных жителях реальную силу. В лес пошли добровольцы из местных деревень, и всего за неделю отряд прирос на 40 человек.

Александр Азончик в Будёновке и кителе собственного пошива
Александр Азончик в Будёновке и кителе собственного пошива

По первой партизаны занимались мелкими диверсиями: резали телефонные провода, угоняли у немцев скот, копали волчьи ямы, в которые влетали немецкие грузовики, а как набрали оружия, то перешли уже к крупным диверсиям. Целые немецкие колонны стали пропадать в дремучих Белорусских лесах, бесследно исчезали полицейские гарнизоны, и группы карателей, отправленных на поиски лесных жителей, горели склады и взлетали на воздух мосты. Это бесило оккупационные власти, и они прибегли к помощи Гестапо.

Много местных жителей помогало партизанам, везде у них были глаза и уши, но были и предатели. 20-го декабря 1941-го года немцами были арестованы по доносу несколько партизан, в том числе сосед, старший брат героя и его отец. Их долго пытали, а потом расстреляли на площади в деревне Костеневичи. Немцы трое суток не разрешали убирать и хоронить их трупы. А потом настала зима 42-го.

Действия отряда в 42-м году

Внезапно наступившее похолодание вызвало новые трудности. В лесу жить стало невыносимо, нельзя было появляться и в ближайших селах. Выход был один: часть партизан отправились по домам и стали заниматься подпольной работой, а костяк отряда ушёл в Минскую область, где уже действовали крупные партизанские соединения. Оказалось, что в штабе партизанского движения Белоруссии знали о существовании отряда «Патриот», и командование не раз предпринимало попытки наладить связь с группой Лялина. Патриотовцы влились в ряды партизанской бригады «Борьба», где их всю зиму снабжали взрывчаткой и вооружением, а специалисты обучали диверсионной работе.

Уже весной в апреле 42-го года эта работа принесла свои плоды. Александр Азончик, возглавив диверсионную группу, смог пустить под откос вражеский эшелон с горючим, а потом ещё один с живой силой противника. Летом того же года, отряд Лялина влился в партизанскую бригаду имени Будённого, где Азончик занял должность начальника особого отдела. Так же он продолжал командовать отрядом «Патриот».

-5

За годы Великой Отечественной Александр Семёнович разработал и осуществил 439 диверсий на коммуникациях противника из них 138 крупных. При его личном участии было взорвано 47 вражеских эшелонов с живой силой и техникой врага, в которых погибло почти 1200 солдат и офицеров вермахта, а более 1500 получили ранения.

Награда герою "Героем"

За особые заслуги в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и за развитие партизанского движения в Белоруссии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 января 1944 года Азончик Александр Семёнович был удостоен звания Героя Советского Союза. Данную высокую награду партизану вручил в Кремле лично Председатель Президиума Верховного Совета Михаил Иванович Калинин.

Летом 44-го года, после освобождения Минской области частями Красной армии, отряд «Патриот» был расформирован, а его командир уже навсегда распрощался с подпольным псевдонимом «Лялин», и наконец-то стал жить мирной жизнью. До 55-го года он жил и работал в городе Вилейка, а после поселился в деревне Куренец. Не смотря на то, что герой уже в 30 лет ощущал себя пожилым человеком, судьба так не считала и дала ему целых 86 лет жизни. Умер герой в 1995-м году

Друзья, подписывайтесь на канал и пишите комментарии. Только по вашей активности понятно, какие темы вас больше всего интересуют.