Найти тему
РиториRoom

Советская Лунная программа. Проект “Е-1”. Часть I

Не так давно был рассекречен документ о Советских Лунных аппаратах серии “Е-1”. На мой взгляд история их создания и запуска к Луне, выглядит очень интересной. Впрочем, судите сами… Внешне и по своим габаритам аппараты этой серии были очень похожи на первый искусственный спутник нашей планеты “Спутник -1”, запуск которого, как мы все помним был осуществлен в СССР 4 октября 1957 года. Задача, которая ставилась перед разработчиками аппаратов серии “Е-1”, на первый взгляд выглядела предельно просто - попасть аппаратом в Луну. Сопутствующие задачи, были обозначены, как сбор сведений о магнитных полях спутника нашей планеты, его радиоактивности и другие данные, которые планировалось получить в ходе самого полета.

-2

Но, как было сказано ранее, простой такая миссия, выглядела только на первый взгляд. Сложность заключалась не только в создании нового типа ракеты, которая могла отправить аппарат “Е-1” к Луне, но и управление самим аппаратом с Земли, с учетом огромных расстояний. Несмотря на это, идея такого полета была встречена Советскими инженерами-конструкторами с большим энтузиазмом. Даже с учетом того, что она выглядела просто фантастической, на рубеже 50-х - 60-х годов ХХ века. Вот отрывок из одной из докладных записок одного из инженеров проекта:

«Определение параметров движения ракеты и передачу информации с нее на Землю необходимо производить на расстояниях, на два порядка превышающих расстояния, для которых до настоящего времени разрабатывались аналогичные системы в реактивной технике и в других смежных областях».
Сергей Королев
Сергей Королев

Удивительно, но на протяжении всего проекта, инженеры “НИИ-885”, в котором велась большая часть проектных работ, оставляли на полях рассекреченного в наше время документа пометки, с просьбой сохранить документ для потомков. Вот ссылка на этот документ. О желании отправить космический аппарат для исследования Луны, Сергей Королев заговорил сразу после успешного запуска первого искусственного спутника Земли. Индекс “Е-1”, был присвоен аппаратам Лунной серии в кабинетах “Особого Конструкторского Бюро № 1” (ОКБ - 1). Далее события начали развиваться стремительно и от постановления руководства СССР: “О создании создании Лунной станции и трехступенчатой ракеты 8К72 на базе ракеты Р-7”, до пробного запуска аппарата “Е-1” прошло менее полугода. И это несмотря на то, что инженеры-конструкторы трудились в условиях жесткого цейтнота.

-4

Безусловно, технически одной из самых сложных из поставленных перед специалистами “НИИ-885” задач, было своевременное отключение двигателей аппарата при полете к Луне. Очень многое зависело, например, от точности определения скорости в определенный момент времени, когда “Е-1” уже будет в непосредственной близости от спутника нашей планеты. Ошибка в определении этого параметра всего на 1 м/с, отклоняла полетную траекторию на 250 километров. Чтобы все получилось, нужно было не только запустить ракету с Земли в определенное время, но и вести точный мониторинг ее полета, чтобы в нужный момент успеть отправить к ней команду на отключение двигателей.

В своей книге “Ракеты и люди”, Борис Черток описывает это так:

Возможные ошибки автономной системы выключения двигателей второй ступени - от интегратора продольных ускорений - превышали допустимые. Поэтому с самого начала было решено использовать радиосистему управления для выключения двигателя по измерениям скорости и координат”.
-5

А вот, что об этом же говорится в “Эскизном проекте системы радиоконтроля орбиты объекта “Е-1”:

“Такую сложную проблему можно решить в сравнительно короткие сроки только в сочетании с системой радиоуправления, которая должна обеспечивать в конце активного участка траектории измерение шести параметров движения с точностями, достаточными для решения задачи - попадания в Луну”.

По мнению инженеров-конструкторов, изначально предложенную точность определения параметров движения, выдержать было просто нереально, но для самого попадания аппарата “Е-1” в Луну, существующих технических возможностей должно было хватить. Помимо этого, устойчивость радиолинии “аппарат - Земля”, должны были обеспечить установленные на борту “Е-1”, телеметрические системы РТС-12А (на активной части траектории) и РТС-12Б (на пассивной части траектории).

-6

Но вот с созданием самой радиолинии у разработчиков проекта “Е-1” возникли настолько большие сложности, что в документе она упоминается как “Самое слабое звено проекта “Е-1”. Наибольшая проблема была в определении точности погрешности прохождения радиосигнала через атмосферу нашей планеты, которая в свою очередь влияла на точность определения координат и скорости космического аппарата. Стоит отметить, что до конца с этой проблемой не разобрались даже в наши дни, что уж говорить о конце 50-х, когда все только начиналось.

Ракета "Р-7"
Ракета "Р-7"

Еще большие проблемы должны были возникнуть, по мере приближения “Е-1” к Луне. Если об особенностях воздействия Земной атмосферы и магнитного поля на радиоволны было известно достаточно много, то о том, что будет с радиосвязью в непосредственной близости аппарата от Луны, не мог предположить никто. Вот что было написано в докладной записке одного из инженеров “НИИ-885”:

“При прохождении объекта «Е-1» в зоне непосредственной близости к Луне возможно возникновение дополнительных ошибок в радиоизмерениях его координат и скорости за счет ионосферы Луны, существование которой следует предполагать”.

Напомню, что только в 1970-х годах, Советскими аппаратами “Луна 19” и “Луна 22”, были собраны первые убедительные доказательства того, что Луна имеет свою ионосферу.

Модель ракеты "Р-7"
Модель ракеты "Р-7"

Если Вас заинтересовала информация представленная в публикации, читайте уже послезавтра на канале “РиториRoom”, вторую, заключительную часть рассказа о проекте “Е-1”.

Текст публикации является уникальным.

Если Вам понравился материал публикации, то лучшей наградой для автора, будет Ваше отношение к прочитанному, поэтому, ставьте лайки и дизлайки, главное, не оставайтесь равнодушными! Любые корректные комментарии по теме публикации приветствуются и не останутся без внимания. Надеюсь, до новых встреч!