Найти в Дзене

«Параллель»: равноценность реальности и иллюзий

Второй год подряд студенты ИИиД инициируют в апреле самостоятельную студенческую выставку. ИСТОРИЯ В 2021 году в музее ИИиД появился Александр Миронов (очень творческий и неравнодушный пятикурсник) с предложением организовать студенческую художественную выставку силами самих же студентов. Кажется, что же тут особенного – в творческом институте это должно быть в порядке вещей. Оказывается, нет. Все предыдущие студенческие выставки в музее формировались по типу «учитель – ученик»: преподаватель выступал инициатором, делал отбор работ, продумывал концепцию, а студенты выполняли роль помощников в оформлении и развеске. Новаторство Александра заключалось в том, что в студенческой выставке студенты должны были делать всё сами. Он в то время работал над курсовой работой о развитии современного искусства Ижевска, имел кое-какой опыт участия в молодёжных выставках и сотрудничал с разными музеями Удмуртии. Подготовка первой экспозиции под названием «Моя жизнь» длилась почти полгода. На выставке
Выставка «Параллель»
Выставка «Параллель»

Второй год подряд студенты ИИиД инициируют в апреле самостоятельную студенческую выставку.

ИСТОРИЯ

В 2021 году в музее ИИиД появился Александр Миронов (очень творческий и неравнодушный пятикурсник) с предложением организовать студенческую художественную выставку силами самих же студентов. Кажется, что же тут особенного – в творческом институте это должно быть в порядке вещей. Оказывается, нет. Все предыдущие студенческие выставки в музее формировались по типу «учитель – ученик»: преподаватель выступал инициатором, делал отбор работ, продумывал концепцию, а студенты выполняли роль помощников в оформлении и развеске. Новаторство Александра заключалось в том, что в студенческой выставке студенты должны были делать всё сами. Он в то время работал над курсовой работой о развитии современного искусства Ижевска, имел кое-какой опыт участия в молодёжных выставках и сотрудничал с разными музеями Удмуртии.

Подготовка первой экспозиции под названием «Моя жизнь» длилась почти полгода. На выставке студентами было представлено то, что они делают не на оценку, а для себя, чем они занимаются вне учебных аудиторий, что они, не стараясь подстраиваться под чьи-то предпочтения, любят и чем живут, что им нравится. Потому что они – творческая молодёжь, учащиеся самого художественного института не только УдГУ, но и всей Удмуртии. Кто кроме них ещё сможет двигать искусство в нужном направлении, ведь их обучают разбираться в тенденциях его развития, рисовать, писать, лепить и пр.

Организация и проведение выставок – дело нелёгкое: нужно обладать не только творческим мышлением, но и талантом организатора, доброжелательной и уверенной манерой общения, даром убеждения и огромной трудоспособностью. Хорошо, что Саша нашёл поддержку среди студентов, у него были надёжные товарищи, понимающие, что выставка нужна и «если не мы, то кто?».

Планировалась, что апрельская выставка будет частью общего студенческого проекта Института искусств и дизайна под названием «Весенний просмотр». Проект подразумевал ежегодный формат тематической экспозиции и образовательных мероприятий: лекций, творческих бесед и мастер-классов, организованных студентами. Активные участники «Моей жизни» подхватили это начинание. Студентки 4 курса Таня&Таня стали кураторами нынешней выставки «Параллель».

Выставка «Параллель»
Выставка «Параллель»

ЦЕЛЬ

Тему студенческой выставки-2023 «Параллель» придумали организаторы – Татьяна Мохова и Татьяна Петрова. Они постарались сделать так, чтобы как можно большее количество заинтересованных смогли подобрать для неё свои произведения. Участие в этой выставке, считают они, даст возможность нашим студентам показать свои произведения не только друзьям, но и широкой аудитории.

Цель «Параллели» – заострить внимание зрителя на самой незамысловатой обыденности: завязывании шнурков, мытья рук, заваривании чая – простых, будничных ритуалах, которые мы привыкли выполнять автоматически. Студенты предлагают поместить рутину нашей жизни в чистое пространство музея, чтобы актуализировать то, что считается неважным, неинтересным и лишённым смысла, вернуть осознанность повседневности и сравнить её с фантазией.

Возможно, вымысел и реальность контрастно противопоставлены, а, может быть, мирно дополняют или даже не подозревают о существовании друг друга. Два этих понятия воплощены в визуальные образы и сопоставлены вместе, отсюда и название: «Параллель».

Таким образом, в зале представлены две темы. В разделе «Повседневность» экспонируются работы бытового жанра, в которых художник обычно изображает сцены из текущей жизни обычных людей – своих современников. Основой для сюжетов произведений служат всевозможные обыденные события: трудовые будни и минуты отдыха, торжественные праздники, весёлые и трагические моменты. Раздел «Фэнтези и фантастика» – это выдуманный мир, существующий только в нашем сознании: технологические инновации, киберпанк, парящие острова, другие вселенные, возможное будущее.

В экспозиции представлены живопись, графика, digital art, изделия ДПИ, фотография, видео-арт, инсталляция. Это работы студентов разных курсов и направлений института Искусств и дизайна: «Педагогическое образование», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн», «Монументально-декоративное искусство».

Выставка проводится одновременно с днями молодёжной науки УдГУ, но творческая молодёжь ИИиД предлагает этим проектом расширить тематику апрельских мероприятий, сделав акцент их не только на научной работе, но и на художественном творчестве. Изучать студенческие работы можно весь апрель в Художественном музейно-образовательном центре ИИиД (это 510 аудитория 6 корпуса УдГУ).

Выставка «Параллель»
Выставка «Параллель»

ПРОЕКТ

Наверное, любое самостоятельное доброе дело можно назвать проектом, потому что оно развивает проектное сознание. Но, как говорят некоторые преподаватели, слово «проект» уже вызывает оскомину у студентов ИИиД. Почему? Потому что все требуют от них «проектов и проектной деятельности», термин этот слишком замылен, а ведь занятие это хорошее и полезное. Можно временно его переименовать в «развитие самого себя с помощью какого-нибудь очень интересного и нужного дела». Немного длинно получилось, но это для того, чтобы все, даже самые нерадивые и ленивые, поняли, что никто их ничему научить не сможет, если они сами этого не захотят.

Современное обучение полагается на самостоятельный и осознанный подход в освоении специальных дисциплин. Поэтому надо внимательно посмотреть, на что и как тратится драгоценное студенческое время и как максимально плодотворно можно его провести, ведь оно обладает роскошным потенциалом для самосовершенствования.

Студенческая выставка – это как раз тот самый проект, где интересных и нужных дел, способствующих развитию разнообразных навыков и способностей, хватит всем. Очень нужно, чтобы к работе над организацией, оформлением, анализом, проведением мероприятий выставки было привлечено как можно больше студентов. Причём не только ИИиД, но и всего УдГУ, а, может быть, и других учебных заведений республики. Ведь это возможность реализации моделей желаемого будущего.

В этом году выставка расширила круг участников и немного изменила свой статус. На «Параллель» были приглашены не только нынешние студенты ИИиД, но и бывшие. Организаторы решили, что такой обмен опытом будет полезен всем. Ведь творчество – процесс неостановимый, если начался, то всё!

Кроме того, у студенческой выставки в этом году появился внешний партнёр в лице руководителя социокультурных проектов, куратора Креативного квартала «Сердце Ижевска» А.А. Шкляева. Это взаимодействие придало мощный импульс в развитии творческих идей по организации, позиционированию, поиску спонсоров, разработке призов, конкурсов и пр. Было решено, что наиболее интересные экспонаты будут отмечены призами и грамотами, а самый творческий участник выставки получит возможность показать себя в арт-мастерских «Август».

– С командой кураторов и партнёров выставки мы хотим инициировать появление площадки, которая могла бы поддерживать творческие инициативы студентов, чтобы формирование художественной среды не препятствовало изучению академической программы, а, напротив, усиливало на неё запрос через самоопределение, осознание её возможностей, – считает Алексей Александрович.

Такой площадкой, «пространством, в котором возможно всё», на апрель 2023 года стала выставка «Параллель» в Художественном музейно-образовательном центре ИИиД. Но мы надеемся, что эта инициатива будет поддержана студентами и преподавателями и получит развитие в дальнейшем.

Выставка «Параллель»
Выставка «Параллель»

ПРОЦЕСС

Выставка «Параллель» представляет собой уникальный проект, который объединил студентов Института искусств и дизайна. Работа над ней заставила всех очень тесно и активно общаться, горячо спорить, выручать и поддерживать друг друга. Порой бурные обсуждения касались разных масштабных и неразрешимых проблем: почему у жителей Ижевска нет интереса к творческим проектам? Какова роль искусства в современном мире? Как повысить активность студентов ИИиД? Как сделать художественную деятельность интересным, престижным и перспективным занятием?

Эти разговоры показывали, что здесь собрались неравнодушные, заинтересованные молодые творцы, которые хотят изменить сложившийся застой в художественной среде города.

В результате обсуждений было решено, что надо:

1. Создать «Проектный центр». Пока непонятно, где и кто будет им заниматься, но его суть – аккумулировать и продвигать новые инициативы, касающиеся развития и поддержания молодых художников, а также получать гранты. Даже был придуман лозунг: «Кто хочет научиться писать проекты – все к нам!».

2. Организовывать и продвигать выставки, популяризировать работы творческих студентов. Способы продвижения могут быть разными: к примеру, выставлять на всевозможных выставочно-торговых площадках города, на ярмарках, устраивать акции «Картины в аренду», искать контакты с предпринимателями, фирмами, кафе, различными учреждениями, которые заботятся об оригинальности оформления своего внутреннего пространства.

3. Развивать межкафедральное студенческое сотрудничество, потому что все вместе мы – творческая сила!

4. Начать работу над сайтом «Современное искусство Ижевска», где можно было бы найти информацию о событиях, художниках, объединениях, архивные материалы и пр.

Главными организаторами выставки были, конечно, кураторы. Они сочиняли концепцию мероприятия, тщательно отбирали произведения для экспонирования. Им выпала самая ответственная и тяжёлая доля. Но у них были помощники!

Активные участники выставки этого года:

Катя Кардаполова – неизменный участник практически всех молодёжных выставок. В экспозиции она, совместно с Тимуром Зариповым, представила серию живописных работ. Катя вела огромную организационную работу, занималась видеосъёмкой, писала посты. Всё, что вы видели на просторах интернета о выставке «Параллель», – это её труд.

Дмитрий Дриаев – автор графических и живописных работ, видео-арта, и ещё он планирует провести мастер-класс.

Александр Миронов – делал афиши, пригласительные билеты, в экспозиции у него видео-арт произведение.

Даша Чуракова – активно помогала в организации, в экспозиции представлена её работа в технике digital art.

Всех помощников не перечислить. Просто приходите посмотреть.

В рамках выставки будут проведены разные интересные и полезные мероприятия: лекции, концерты, мастер-классы, встречи с творческими людьми, представителями разных художественных школ, экономистами – сложилось в процессе бурного обсуждения.

Выставка «Параллель»
Выставка «Параллель»

ПОЗИЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Студенческая экспозиция имеет образовательный характер, студенты изучают на ней особенности создания выставочных проектов, учатся оформлять работы, анализировать их.

Подобные выставки очень полезны не только для студентов, но и для преподавателей.

Виктор Михайлович Овчинников – художник, профессор кафедры изобразительного искусства и художественной культуры – считает, что студенческие выставки нужны как результат их работы. Он советует студентам больше работать самостоятельно, так как для понимания самого себя необходимо пробовать и экспериментировать: «В образовании и в художественном взрослении может быть только один путь – академический. Для начала нужно научиться крепко и твёрдо ходить...»

Сергей Анатольевич Орлов – художник, профессор кафедры изобразительного искусства и художественной культуры – относится к студенческим выставкам положительно, если в них присутствует «атмосфера». «Любая экспозиция направлена не столько на мысль, сколько на эмоцию,» – заявляет он. Кого удивишь студенческими работами, развешенными на стенах? Нужно обыграть пространство, чтобы человек на выставке попал в другой мир, создать перформанс – действие какое-то. От предстоящего события он ожидает зрелищности и атмосферы иных измерений.

Юлия Сергеевна Орлова – художник, старший преподаватель кафедры изобразительного искусства и художественной культуры – основной идейный вдохновитель наших кураторов, говорит так: «Мир сейчас разнообразный, и художники нужны разные. Не всегда всё упирается в академизм – студентам хочется экспериментировать. Когда в тебе много запала, получается создать что-то новое, поэтому я всячески поддерживаю студентов». На вопрос, каким должен быть художник, Юлия Сергеевна отвечает: «Творческий человек должен быть персонажем, артистом, и это нужно уметь в себе воспитывать, так как это один из инструментов его продвижения».

Все опрошенные преподаватели сошлись на том, что студенческие выставки необходимы!

Выставка «Параллель»
Выставка «Параллель»

МНЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Студенты 3 курса ИИиД о студенческой выставке.

– Моей целью на такой выставке является возможность проявить себя, раскрыть свой потенциал. Немаловажен тот факт, что место на ней имеется для каждого, было бы желание: она очень разноплановая, это расширяет возможности проявления каждого студента. И она является местом вдохновения, воодушевления для настроя и мотивации на движение вперёд, развитие и самореализацию.

Выставка полезна также для преподавателей: они увидят общую картину, как обстоят дела с развитием студентов, на каком уровне они подготовлены, какие у них взгляды.

Важно видеть и тенденцию развития искусства в современном мире и проводить данную выставку на регулярной основе – это способствует росту молодёжи на личностном уровне и повышению общекультурного развития.

Катя Горева

Зачем приходить на выставку?

1) Увидеть свою работу с другого ракурса, в качестве зрителя, как будто это чужое, а не твоё произведение;

2) увидеть интересные техники и сюжеты, чтобы вдохновиться;

3) мотивация. Увидев классные работы студентов, понимаешь, что всё эти под силу и тебе.

Зачем выставлять свои работы?

Чтобы выразить свой творческий потенциал, чтобы публика увидела, а ты, возможно, услышал бы чьи-то комментарии по поводу твоей работы и извлёк урок, понял свои ошибки. Это полезно тем, что ты практикуешься, а не сидишь без дела. Ты учишься фантазировать и активизировать мозг, придумываешь новые сюжеты, техники.

Полина Возмищева

– Я считаю, что студенческая выставка – хорошая идея. Её задача – показать творческий потенциал учащихся. Студенты рисуют сами, применяют свои знания и фантазию и работают свободно. Так можно проследить, усваивают ли они то, чему их обучают. А для ребят это шанс показать себя и посмотреть работы других студентов.

Арина Стерхова

– Интересно, что сейчас всё больше студентов выбирают технику digital art, объясняя это тем, что традиционными материалами передать всё в точности так, как было в мыслях, не получается, – говорит Эльвира Кашапова, участница выставки. – Я не стремлюсь гнаться за современным, могу лишь предположить, почему всё больше молодых художников выбирают эту технику. Все ошибки можно исправить на любом этапе работы, появляется больше контроля над ней, следственно, меньше страхов всё загубить. А страх, в свою очередь, – главный враг любого творца.

Эльвира Кашапова, студентка 2 курса ИИиД,

Лариса Ивановна Липина, директор Художественного музейно-образовательного центра ИИиД

Источник: газета «Удмуртский университет» № 4 (286) от 21.04.2023