Найти тему
Катехон

Потепление отношений с Сирией

Оглавление

Автор: Скотт Риттер

После сближения Саудовской Аравии и Ирана при посредничестве Китая на Ближнем Востоке происходит очередной дипломатический переворот. На этот раз, организованный русскими.

В то время как мир продолжает сталкиваться с реальностью и последствиями сближения между Саудовской Аравией и Ираном при посредничестве Китая, на Ближнем Востоке происходит еще один дипломатический переворот.

Он организован русскими. Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал ибн Фархан на прошлой неделе вылетел в Дамаск, где встретился с президентом Сирии Башаром Асадом. Этот визит последовал за визитом министра иностранных дел Сирии Фейсала Микдада ранее в этом месяце в Эр-Рияде.

Две страны разорвали дипломатические отношения в 2012 году в начале сирийского гражданского конфликта, когда Саудовская Аравия вкладывала свои деньги в поддержку борцов против режима, стремящихся отстранить Асада от власти.

Поразительная дипломатичность является частью новой внешней политики Саудовской Аравии, воплощенной в ее исторических новых отношениях с Ираном, которые стремятся обеспечить региональную стабильность посредством разрешения конфликтов, а не проведения политики сдерживания при посредничестве военных.

Как отметило министерство иностранных дел Саудовской Аравии во время визита ибн Фархана в Дамаск, цель Саудовской Аравии состоит в том, чтобы «достичь политического решения сирийского кризиса, которое положит конец всем его последствиям и сохранит единство, безопасность, стабильность и арабскую идентичность Сирии, а также восстановит ее арабское окружение».

Драматический поворот дипломатии

Драматический поворот в дипломатических отношениях между Эр-Риядом и Дамаском является побочным продуктом растущего влияния России в ближневосточных делах и одним из самых явных сигналов снижения роли Соединенных Штатов, чье военное и дипломатическое положение в регионе за последние несколько лет значительно ослабло.

Россия имеет давние связи с сирийским правительством. В 2015 году ее силы во время гражданского конфликта в Сирии поддержали правительство Асада, позволив ему вернуть себе инициативу в борьбе против оппозиции, поддерживаемой США и Саудовской Аравией.

Отношения России с Саудовской Аравией, однако, были более сложными, поскольку саудовцы стратегически присоединились к целям внешней и национальной безопасности США на Ближнем Востоке и в глобальной энергетической политике.

Но эта динамика изменилась после октября 2018 года, когда агенты службы безопасности Саудовской Аравии, предположительно работавшие по прямому приказу наследного принца Саудовской Аравии Мохаммада ибн Салмана, убили саудовского журналиста-диссидента Джамаля Хашогги.

Саудовцы обиделись на реакцию США, возмущенных этим преступлением, особенно когда кандидат в президенты Джо Байден пригрозил наследному принцу, широко известному как МБС, изоляцией и наказанием.

«На самом деле мы собирались заставить их заплатить цену и сделать их изгоями, которыми они и являются», — сказал Байден во время теледебатов в ноябре 2019 года, добавив, что «в нынешнем правительстве Саудовской Аравии очень мало социальной ценности».

Позже Байден пожалел об этих словах, когда в июле 2022 года он был вынужден вылететь в Саудовскую Аравию и попросить МБС увеличить добычу нефти, чтобы снизить затраты на энергию, которые резко выросли из-за последствий усилий США по введению санкций против российских нефти и газа после начала российской спецоперации на Украине в феврале 2022 года.

В то время как МБС принял американского президента, США не получили от встречи желаемых результатов по причинам, выходящим за рамки личных плохих отношений между наследным принцем и Байденом. К тому времени и Саудовская Аравия, и Россия осознали, что их интересам, как крупным производителям нефти, не отвечает конкуренция на рынке, где доминируют страхи, вызванные США.

Это осознание возникло весной 2020 года после «нефтяной войны» между двумя странами, в ходе которой Саудовская Аравия резко снизила цену на нефть за счет перепроизводства только для того, чтобы сравняться с Россией.

Саудовско-российская «нефтяная война» закончилась путем переговоров при посредничестве тогдашнего президента Дональда Трампа, и на какое-то время весь мир был вынужден жить в условиях, когда три крупнейших производителя нефти — США, Россия и Саудовская Аравия — открыто вступили в сговор о мировых квотах на добычу.

Но затем последовали российская спецоперация на Украине, энергетические санкции под руководством США и признание как Россией, так и Саудовской Аравией того, что США не являются стабильным партнером, когда дело доходит до управления самым важным экономическим ресурсом их стран — энергией.

Отношения США и Саудовской Аравии обострились

По мере того, как связи между Россией и Саудовской Аравией укреплялись благодаря общим целям и задачам, напряжение между Саудовской Аравией и США также росло из-за полного разногласия, существовавшего между администрацией Байдена и МБС по ближневосточной политике.

Саудовская Аравия приступила к амбициозному проекту «Видение 2030», целью которого является переход богатого нефтью королевства от его нынешней чрезмерной зависимости от производства энергии к более диверсифицированной экономике, основанной на современных технологиях и неэнергетических экономических инициативах.

Ключевой предпосылкой для этого проекта является то, что Саудовская Аравия должна стать связующим звеном в регионе и мире, что стало невозможным из-за проводимой США политики, способствующей региональной нестабильности и войне. Администрация Байдена удвоила политику, согласно которой Саудовская Аравия служила краеугольным камнем в противостоянии Ирану по дуге кризиса, простирающейся от Ливана через Сирию и Ирак в Йемен.

Саудовская Аравия столкнулась с реальностью и осознала, что она не может выиграть войну в Йемене (продолжающуюся с 2014 года) и что усилия США по дестабилизации ситуации в Ливане, Сирии и Ираке терпят неудачу. Имея в виду свою собственную экономическую диверсификацию, она решила работать с Россией, чтобы обеспечить такую стабильность, которая необходима для процветания экономики, ориентированной на энергию.

Россия незаметно организовала переговоры как с саудовскими, так и с сирийскими официальными лицами и дипломатами, кульминацией которых стал визит президента Асада в Москву в марте 2023 года, где был окончательно решен вопрос о сближении с Саудовской Аравией.

Однако предстоит еще многое сделать, поскольку усилия Саудовской Аравии по возвращению Сирии в ряды Лиги арабских государств сталкиваются с сопротивлением со стороны верных союзников США — Иордании, Кувейта и Катара. Но дело в том, что благодаря российской и китайской дипломатии повсюду на Ближнем Востоке продвигается мир, а не разжигается война. Потепление отношений с Сирией — это просто самое последнее проявление описываемого феномена.