Найти тему
IQ Media

Как менялись населённые пункты Крайнего Севера за последние 30 лет

Фото: Талнах. WIKIMEDIA COMMONS
Фото: Талнах. WIKIMEDIA COMMONS

С середины 1990-х множество городов российской Арктики пережили депопуляцию. Экономическая деятельность в них сворачивалась, градообразующие предприятия ликвидировались. «Управляемое сжатие» арктических населённых пунктов было во многом стихийным и травматичным. Однако это не было повальное бегство с Севера, как часто представляют. В том, как шёл этот процесс, разбиралась географ Надежда Замятина.

Миграционная карусель

В последние советские десятилетия в Арктике и на Севере существовала «карусель» мигрантов: тысячи приезжали на заработки, но одновременно тысячи и уезжали. Пока первых было чуть больше, население Севера и Арктики росло. В постсоветское время материального расслоения северные доходы перестали быть привлекательными, за заработком стало возможно поехать в Москву.

По подсчётам демографов, за 1991–2003 годы население всего Европейского Севера только за счёт внутрироссийской миграции сократилось на 10%. Ехали с севера на юг, с востока на запад (учёные называют это «западным дрейфом») — с недавно обжитых территорий в староосвоенные регионы.

Мозаика роста и убыли

Как результат изменившегося баланса миграции на Севере началась депопуляция — процесс, провоцирующий городское сжатие. Этот термин означает длительную устойчивую потерю населения городом при сохранении его планировочной структуры.

В ходе этого процесса городская среда деградирует — многие здания, сооружения, земельные участки оказываются заброшенными. Пространство «расползшегося» города фрагментируется — заселённые части перемежаются опустевшими. Возникает перфорация застройки, недоиспользование территорий.

Свёртка «Воркутинского кольца»

Городской округ Воркута в 1990-е годы стал примером того, как действовала поддержка отъезда населения, а также пространственного сжатия городской агломерации — в виде расселения прилежащих посёлков.

«Пионером» полного расселения из-за закрытия шахты стал Хальмер-Ю под Воркутой, рассказывает Надежда Замятина. Некогда это был город с высокими зарплатами и развитой социальной инфраструктурой (Дом культуры, библиотека, детские сады, школы, больница, профилакторий). Теперь это город-призрак с заброшенными зданиями и дорогами. А само его расселение спровоцировало социальный протест.

Крайне разный Север

Сегодня российская Арктика — экономически неоднородная территория, на которой сосуществуют активно развивающиеся нефтяные и газовые районы и пустеющие пространства.

«При этом многие сейчас процветающие нефтегазодобывающие города обречены на запустение через несколько десятилетий по мере истощения месторождений», — прогнозирует исследовательница.

Простого решения этой проблемы не существует. Ясно лишь, что к развитию городов нужен буквально индивидуальный подход.

По материалам IQ.HSE

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц