Имя шведского писателя Фредрика Бакмана мощно прогремело с выходом его дебютного романа «Вторая жизнь Уве». Пронзительная история смурного мужчины, чья жизнь была полна драматичных событий, покорила читателей по всему миру. И спустя некоторое время свет увидело новое произведение на, казалось бы, ту же тему. И все же совсем другое.
На этот раз читатель знакомится с женщиной, слегка за шестьдесят, чопорной, довольно неуживчивой и весьма токсичной – с Бритт-Мари. И, как и в случае с Уве, нас ждет обман ожиданий.
Несмотря на любовь к «Уве», эта история, пожалуй, оказалась мне ближе. Сколько таких «Бритт-Мари» вспомнилось мне во время чтения. Женщин, посвятивших себя другим людям, которые этого не то что не поняли – не заметили. Как «большой мир» привык не замечать маленькие поселки, населенные «маленькими» людьми. Вот только сердца, у людей их населяющих, большие. Большие души. И большие истории. Просто о них не говорят, воспринимая как само собой разумеющиеся кирпичики в фундаменте мироустройства.
Бакман же эти истории показывает. И люди из далекой Швеции, оказываются на удивление родными и близкими. И, кажется, немного меняют тебя. Даже если ты этого совсем не ждешь. Даже если ты Бритт-Мари, брезгливо начищающая все обозримые поверхности содой. Бритт-Мари, чьи пальцы белеют от того, с какой силой она вцепляется в сумочку. Бритт-Мари, чье «–Ах-ха» окрашено тысячей смыслов.
Особенно, если ты Бритт-Мари.
Как водится у Бакмана, это произведение вызывает смех, негодование, слезы и грусть. А также дарит надежду и будто протягивает теплую руку, готовую поддержать в непростом выборе. В конце концов, даже если кажется, что есть путь только в поселок и из поселка, можно выбрать дорогу в Париж.
Бородина Оксана Юрьевна