Если вы думаете пойти на работу проводником в РЖД но не знаете на сколько это вам подходит, то эта статья специально для вас. Я сам работал по данной профессии и расскажу все тонкости работы, ее преимущества и ее недостатки.
Первое что вам предстоит сделать что бы непосредственно устроится на работу, это обратится в само депо, в котором планируете работать. Там вам предложат пройти бесплатное обучение от самого депо но оно проходит только в определенное время и длится в районе двух месяцев. Важно знать что обучение является бесплатным при условии что после него вы отработаете определенный период времени, в противном случае вам придется за него заплатить сумму в пределах 15-20к рублей.
Обучение может проходить в формате онлайн но так же имеются личные встречи с кураторами и семинары.
После прохождения обучения вам будет необходимо сдать экзамен.
Затем вы отправляетесь в депо и проходите еще один экзамен состоящий из 5 тестов на компьютере. Тест на память, тест на логику, тест на метематическую логику, тест на лексическую логику и тест на внимательность звучит сложно но на деле довольно просто и даже если вы сразу не сдадите вам дадут еще шанс.
Потом берете направление на медкомиссию и на получение санитарной книжки.
Саму медкомиссию вам придется оплатить но после завершения всех процедур и трудоустройстве вам необходимо будет написать заявление на возврат средств за медкомиссию. Естественно вернут только деньги за прохождения врачебной комиссии в пределах ржд больницы, за диспансеры вам не заплатят, имейте в виду.
После медкомиссии вы снова отправляетесь в депо в отдел кадров и приносите необходимые документы о прохождении комиссии, санкнижку, полис, снилс, паспорт, трудовую, инн и прочее, вам заранее скажут что им нужно.
Так же заполняете и подписываете документы о трудоустройстве после чего вам дают лист на который необходимо собрать подписи с разных кабинетов. Все это можно сделать за один или два дня.
Следующий ваш этап это получение формы. Как получите форму отправляетесь в нарядную и записываете себя на стажировачный рейс. Лично мне предоставляли право выбора но в разных депо может быть по разному. Не соглашайтесь сразу на первый рейс который вам предложат. В разных городах разные направления но лично я работал в Адлеровском депо и самым страшным и востребованным рейсом был Адлер-Воркута. На самом деле вполне себе приятный рейс как ни странно.
Как выберете рейс дожидайтесь назначенной даты, придти вам нужно будет заранее вам скажу за сколько.
Из вещей советую взять с собой
- Пластиковую тарелку
- Кружку
- Нож, ложку, вилку
- Большое полотенце
- Сменную обувь
- Сменную одежду для сна и отдыха
- Отпариватель (если есть)
- Тетрадку
- Ручку
- Деньги для сдачи (желательно)
- Резиновые перчатки две пары
- Вагонные ключи (вообще их должны выдавать но часто приходится покупать их самому) лучше сделать или купить ключи старого и нового образца.
- Все остальное по вашей надобности
- И конечно же еда
Из служебного
- Головной убор
- Бушлат (по сезону)
- Две рубашки
- Пиджак
- Брюки
- Туфли (не забудьте про носки)
- Бейджик и табличку (тоже нужно сделать самому)
- Халат для уборки
- Халат для разноса чайной продукции
- Очки для отбивки под вагонного оборудования
- Естественно документы (паспорт, удостоверение по пожарной безопасности, удостоверение проводника, санкнижка и другие удостоверения)
- Светоотражающий жилет
После того как вы собрались и приехали в депо в назначенное время вас вызовут на инструктаж. Там вы познакомитесь с начальником поезда с которым будете ехать и инструктором который ответственнен за рейс.
Затем вы получаете информацию о вагоне в котором поедите и о своем напарнике если он у вас будет и идете принимать вагон.
ВАЖНО! Принимайте вагон чательно строго по списку не дайте заговорить вам зубы, все что не знаете где находится и как выглядит спрашивайте у того кто вам сдает этот вагон, он обязан вам все показать, не ленитесь пересчитать всю посуду и проверьте аптечку, внутри должен быть список того что в ней есть, его тоже проверьте.
Спросите о самом вагоне, о его работоспособности, что в нем ломалось или сломано, поверьте тех книжку вагона, прочитайте последние записи, там будет написано что в нем устраняли а что осталось по прежнему. Если чего то не хватает то человек сдающий вам вагон обязан это принести любым способом, не подписывайте ему путевой лист пока не удостоверитесь в полном соотвествии списка иначе купите потом за свой счет.
На обучении вы должны были изучить как пользоваться всеми нужными приспособлениями и механизмами в вагоне, если вы этого не знаете я расскажу некоторые простые моменты.
Прежде всего откройте дверцу панели и посмотрите вниз, там находятся 3-4 предохранителя в зависимости от вагона, один из них может быть отключен, возьмите флаги и деревянной ручкой воткните предохранитель, не делайте этого руками)
Затем включите тумблер цепи управления и генераторы внутри панели а затем включите цепи управления на самом щитке
Далее нажмите кнопку востонавление защиты и включите освещение. Можете самостоятельно по изучать панель так как они все разные.
Затем вам нужно будет произвести уборку вагона если она требуется, получить в штабном вагоне УКЭБ, ЛУ-72, чайную продукцию, моющие средства, мешки для мусора, бумагу и чек листы. В общем все что вам дадут-ваше.
Вы раскладываете полученные расходники на их законные места, халат для уборки кладете в пакет, подписываете и убираете в туалет за зеркало в специальную полочку. Второй халат для чайки вы кладете в тумбочку в служебное помещение. Заполняете чек листы и бланки ЛУ-72, одеваетесь и ждёте начало рейса.
Так же вам нужно будет проходить постоянные обучения и экзамены в телефоне, они бывают примерно два раза в месяц. Сами по себе довольно полезные и занимательные но иногда когда затягиваешь из за лени, могут возникнуть проблемы)
В самом рейсе вам предстоит топить печку углем и отбивать подвагонку (по сезону) заполнять и вести отчетные бланки, сдавать белье принимать белье у пассажиров, будить и следить за станциями что бы ни кто не проехал, открывать дверь на каждой станции даже если нет пассажиров по списку, внимательно оценивать ситуации на станциях при надобности держать красный свет в сторону машиниста, тщательно проверять все документы у пассажиров и обо всех не сходствах докладывать начальнику поезда, так же решать проблемы пассажиров и их конфликты, следить за температурным режимом, проводить уборку два раза в сутки по расписанию и по надобности, проверять каждый час чистоту туалетов, следить за работой оборудования и электрики в вагоне, при каких то непонятных вам отклонениях чего либо докладывать поездному электро-механику и начальнику поезда, разносить чайную продукцию, инструктировать пассажиров при посадке, регулировать освещение по расписанию и многое многое другое что я сейчас уже и не вспомню)
Из плюсов данной профессии-
- Не плохой зарабаток в зависимости от депо, вашего разряда, накатаных часов и самих рейсов.
- Вполне интересная работа, особенно для тех кто хочет по путешествовать
- Бесплатный проезд до и от работы на поезде (то есть вы можете жить в Воронеже а работать в Питере например)
- В некоторых депо можно ночевать и подготавливать себя а рейсу имеются душевые, спальные места, утюг, прачечная и т.д.
- Много новых знакомств
- Психологически развивает (на этой работе вам постоянно придется практиковать психологические навыки)
- Есть карьерный рост с обучение на вышку
- Льготы и подарки от РЖД (конечно сейчас уже не то что раньше, но тем ни мение на других работах такого и вовсе не бывало)
Из минусов
- Большая отвественность
- Строгие правила
- Частые проверки
- Сложный режим
- Бесконечная работа (пока решаешь одну проблему появляется другая)
- Грязная работа (не стану здесь описывать подробности, но порой бывала очень грязная)
- Нужна сильная стрессоустойчивость
- Физически трудная работа
- Морально трудная
- Затратная (часто воруют и приходится возмещать за свой счет)
- Требует сильной внимательности и осознанности
- Если вы курящий я вам не завидую
- Работа с пьяными или даже обкуренными пассажирами.
- Вы разочаруетесь в людях
- Разъездная (можете долго отсутствовать дома а потом долго сидеть без работы)
В общем вот такая вот интересная профессия)
В любом случае все зависит от того как вы смотрите на вещи, лично мне было приятно там по работать, довольно весело и интересно, но не спорю что было и очень трудно временами, некоторые женщины которые вместе со мной проходили обучение в первых же рейсах по уходили прям с вагонов со слезами). Думаю в такой работе куда важней быть на оптимизме, не боятся увольнения и найти хорошего напарника)