Найти в Дзене

Экшен в начале истории: мифы и правда

Оглавление

Самое «вкусное» я, как говорится, оставил напоследок.
Давайте вернемся к
распространенному определению активного начала: действия и только действия. То есть экшен (экшн, action), по-русски непритязательно просто – движуха.
Словечко пришло в разные сферы искусства из компьютерных игр определенного типа. Поначалу имело значение, относящееся именно к ходу таких игр: герой совершает квест, выполняет задания, дерется, стреляет, бьется на чем угодно и как угодно, одолевая врагов поодиночке или скопом.
Однако со временем слово стало обрастать значениями, как собака блохами.

🔴 Общее значение:
экшен – динамичный способ сюжетного развития книги, кино, игры, для которого характерна быстрая смена насыщенных действиями событий.
🔴 В кино:
экшен – стиль повествования, особой режиссуры боевика, приключенческого кино, противопоставляемый стилю повествования «саспенс».
🔴 В литературе:
1️⃣ экшен – особая напряженная острая сцена, состоящая из коротких эпизодов, показывающих молниеносные действия героя (с молниеносным же решением, выбором действия), проявляющих его характер.
2️⃣ экшен – опасная для героя и антагониста ситуация (битва, бой, перестрелка, драка, потасовка, погоня и т.д.) в приключенческой литературе, характеризующаяся изменением героя (развитием), динамикой, эмоциональным напряжением, сопереживанием герою и непредсказуемостью действий.

Отсюда заявление, что экшен – это исключительно боевик, является мифом.
Экшен в самом начале произведения (один-два абзаца) вообще найти трудно. Экшен в начале можно рассматривать с разных точек зрения.

-2

I. «Пришел, увидел, победил»

Впрочем, «пришел, увидел, проиграл» тут тоже возможно.
Набор динамичных действий героя (персонажа) в острой поворотной ситуации, определяющей будущее героя и являющейся точкой отсчета сюжета.

Знаменитый куратор Жак Соньер, пошатываясь, прошел под сводчатой аркой Большой галереи и устремился к первой попавшейся ему на глаза картине, полотну Караваджо. Ухватился обеими руками за позолоченную раму и стал тянуть ее на себя, пока шедевр не сорвался со стены и не рухнул на семидесятилетнего старика Соньера, погребя его под собой. Как и предполагал Соньер, неподалеку с грохотом опустилась металлическая решетка, преграждающая доступ в этот зал. Паркетный пол содрогнулся. Где-то вдалеке завыла сирена сигнализации. Несколько секунд куратор лежал неподвижно, хватая ртом воздух и пытаясь сообразить, на каком свете находится. Я все еще жив. Потом он выполз из-под полотна и начал судорожно озираться в поисках места, где можно спрятаться. («Код да Винчи», Дэн Браун).

Когда до круга света оставалось не больше пятидесяти ярдов, он споткнулся об остатки изгороди: его тяжелый башмак зацепился за нижний ряд колючей проволоки, которому каким-то образом удалось пережить двух своих верхних собратьев, устояв перед временем, погодой и шаставшими здесь туда-сюда дикими животными. Проклятая колючка словно нарочно ждала удобного момента, чтобы уцепить его. Он упал, покатился по земле и замер. Вставай, подумал он, вставай, чтоб тебя. К поту, заливавшему его лицо, добавилась новая жидкость, и на ощупь она оказалась более липкой. Впрочем, царапины его не волновали. Так он, во всяком случае, себя убеждал; то же самое относилось к ушибам. Шатаясь, он поднялся на ноги и медленно, но верно захромал по прерии дальше. Забудь свое чертово тело, плевать, что оно болит, – беги!
Как холодно, думал он, как чертовски холодно, даже для весны. Земля почти заледенела. Если бы я не бежал, я бы замерз без куртки. Хотя, если бы я не бежал, мне не нужна была бы куртка. Беги!

Добежав до границы светлого круга, он прыгнул. После всего пережитого он и не надеялся на то, что удастся прыгнуть так высоко, как раньше.
Офигеть, подумал он, когда его тело врезалось в ограду из проволочной сетки, просто офигеть. Стальных шипов, впивавшихся ему в ладони, он не замечал. Он вообще не ощущал ничего, кроме надежды. («Тень Кондора», Джеймс Грейди)

-3

II. «Экшен-диалог»

Эмоциональный напряженный диалог по поводу внезапных действий с переходом в обобщение и пояснение.

– Подъем, слоняка!
Под рев злобного баса носок тяжелого кирзача врезался в пятку. Хорошо, что Алик соблюдал устав караульной службы и спал в сапогах – они смягчили удар. Но все равно было больно.
– Да пошел ты, урод! – заревел он.
Слетел с кушетки, сильными руками сгреб в охапку остохреневшего ему «деда».
– Эй, ты чего? – взвыл от страха и удивления Асадов.
Думает, если Алик молодой, то обязан терпеть, когда его оскорбляет старослужащий...
(«Бешеный волк», Владимир Колычев)

-4

III. Резкая смена действий, положений, событий

Такая смена может быть как в частностях, так и в общем. Объяснения, если они есть, коротки. Характерны внезапность (вдруг, неожиданно, непонятно), повышение градуса напряженности, отраженное в действиях.

Камни острыми краями впивались в бока. Снайпер лежал на вершине холма, он не ощущал ни боли от впившихся в тело камней, ни сырого осеннего холода. Снайпер чувствовал только близкое дыхание смерти.
Боец элитного контртеррористического подразделения в сопровождении «подтанцовки» — группы прикрытия — отправился на задание. Но неожиданно вместо охотника стрелок сам превратился в дичь. В этот раз группа вышла на снайперскую засаду сепаратистов.
Антитеры не успели занять позицию, как попали под перекрестный огонь. Первой была уничтожена «подтанцовка», снайпера оставили на десерт. Он лежал на вершине холма, и при каждой попытке шевельнуться возле его лица взмывали фонтанчики пыли, взбиваемые пулями.
(«Истребитель снайперов», Иван Стрельцов)

Он очнулся в холодном мраке и вдохнул затхлый пыльный воздух. С этого мгновения для него началась новая жизнь.
Раздался громкий металлический стук; пол дрогнул и вдруг ушел из-под ног. От внезапного толчка он упал и, неуклюже барахтаясь, попытался встать. Несмотря на холод, лоб покрылся капельками пота. Поднявшись, он оперся спиной о твердую металлическую стену, какое-то время скользил вдоль нее, затем уткнулся в угол. Сполз на пол, прижал колени к груди и крепко обхватил их руками, надеясь, что глаза скоро привыкнут к темноте.
После очередного толчка комната начала двигаться вверх, точь-в-точь как старый подъемник в горнорудной шахте.
Резкий скрежет цепей и вращающихся блоков, какой можно услышать лишь в цехах древнего завода, наполнил кабину, отражаясь от стен гулким эхом. Темный лифт продолжал подниматься, медленные покачивания взад-вперед вызывали тошноту. Совсем дурно стало, когда в нос ударил запах горелого машинного масла. Хотелось заплакать, но слезы не текли. Оставалось лишь сидеть и ждать.
Меня зовут Томас, — мелькнула далекая мысль.
Единственное, что он смог о себе вспомнить.
(«Бегущий по Лабиринту», Джеймс Дэшнер)

-5

IV. Экшен – стиль повествования

Динамичное начало, для которого характерны
► важные действия героя (персонажа) в важной ситуации,
► минимум описаний или короткие описания по существу,
► точный конкретный подбор слов (без многозначности),
► больше коротких предложений, чем длинных,
► наличие неполных или односложных предложений,
► разбивка на короткие абзацы,
► наращивание градуса напряжения опасными действиями, а не эмоциями,
► точное указание времени и места действия.
Не все сразу, конечно. Например, у Шарьера мы видим упор на точное время, точный возраст, детали по существу. Это создает контраст между первым предложением и последним.

Удар был так силен, что пришел я в себя лишь через тринадцать лет. Необычайный был удар, и били они меня всей кодлой. Происходило это двадцать шестого октября 1931 года. В восемь утра меня выдернули из камеры в Консьержери — клетки, в которой я просидел почти год. Меня тщательно побрили и прилично одели — костюм сидел на мне, словно его сшили на заказ, а белая рубашка и голубой галстук-бабочка придавали моему облику почти пижонский вид. Было мне двадцать пять, а выглядел я на двадцать. Видимо, и на жандармов мое одеяние произвело впечатление, обращались они со мной весьма вежливо. Даже наручники сняли. И вот мы, пятеро жандармов и я, сидим на двух скамьях в пустой комнате. За окном — хмурое небо. Дверь напротив, должно быть, ведет в зал суда, поскольку именно в этом парижском здании размещается Дворец правосудия. Через несколько секунд меня начнут судить за преднамеренное убийство. Мой адвокат мэтр Раймон Юбер подошел ко мне.
— Против вас в деле нет никаких веских доказательств. Надеюсь, нас оправдают.
(«Мотылёк», Анри Шарьер)

Плюсы и минусы приема

Существует ли такое начало в чистом, так сказать, виде? Примеры показывают – не существует.
На мой взгляд, это сложный прием по нескольким причинам.
► Показывать только действия в динамике трудно. И не всем читателям это нравится. Многим не очень интересно следить за героем, о котором пока ничего неизвестно.
► Далеко не все действия подходят для такого начала.
► Легко потерять эмоциональную основу и не вызвать эмоций у читателя.
► Экшен в начале вряд ли займет один, два абзаца. А затянутость в начале – это плохо.
► Ну и невольный обман читателя тоже может случиться, если после такого начала писатель возвращается к прошлому героя, к объяснению того, что произошло. Часто интересный, скажем, пролог не является признаком того, что сама история будет увлекательной.

Итак, я написал 15 статей о начале произведения. Тема не исчерпана, конечно, но надеюсь, что знания о видах неактивного и активного начала помогут многим избежать так называемого "ступора начала".
А мне остается лишь подвести итоги, что я и сделаю далее.

Все статьи в подборке "Сюжет"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература