Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Что значит для Индии «обогнать Китай»?

Чтобы стать мировой державой, нужно гораздо больше, чем просто иметь большие цифры численности населения. Индия вот-вот обгонит Китай и станет самой густонаселенной страной в мире, но она отстает от него в других отношениях. The New York Times обещает в будущем серию статей о том, как Индия сможет изменить мир, как это сделал Китай за последние 40 с лишним лет.

Китай — это цивилизационное государство, не похожее ни на одну нацию в понимании Запада. Индию тоже можно считать цивилизационным государством, но с большими отличиями. В 3 веке до н.э. в Китае был жестокий лидер с видением, который объединил все семь враждующих государств. Цинь Шихуанди стал первым императором Китая. Он стандартизировал устный и письменный язык, валюту, вес и другие меры и даже ширину осей повозок на дорогах. Он хотел жить вечно, но, по крайней мере, его наследие сохранилось.

Национальная идентичность

Самое главное, первый император установил национальную идентичность для всех этнических народов, проживающих в Китае. Со временем эти люди откликнулись на китайскую культуру и ассимилировались с китайским образом жизни, постепенно отказываясь от собственного первоначального наследия. Сегодня мы говорим, что Китай почти на 92% состоит из этнических ханьцев, а остальные составляют некоторые другие идентифицируемые меньшинства. На самом деле китайцы хань состоят из смешанного генофонда многих других племен, ушедших в историю. Как такового «чистокровного китайца» не существует.

В истории Индии отсутствует одна сильная объединяющая фигура, которая была бы способна сплотить разрозненные группы людей и создать национальную идентичность. Индия по-прежнему признает 16 официальных языков наряду с другими неофициальными, и многие из населяющих ее людей могут общаться только на одном из языков. Вопреки распространенному мнению, только 10% населения говорит по-английски. Наиболее близкой к национальной идентичности является та, которая была навязана британским правлением на Индийском субконтиненте в течение почти 100 лет между 19 и 20 веками. Британцы, конечно, не создавали индийскую идентичность. Они были там, чтобы эксплуатировать, колонизировать и порабощать коренное население.

Индийцы сегодня имеют гораздо более слабое представление о том, кто они, по сравнению с китайцами. Им труднее узнать свою этническую принадлежность, кроме идеи достижения мифического статуса белого арийца как нирваны. Индию по-прежнему сковывает кастовая система, наследие ее культуры. Это означает, что в силу своего происхождения более 300 миллионов индийцев будут социально стигматизированы и экономически маргинализированы, не имея надежды реализовать свой потенциал. Их детей и внуков постигла та же участь.

Кастовая система — худшее препятствие для развития Индии

Еще одно отражение мышления кастовой системы заключается в том, что элитные школы Индии предназначены для немногих привилегированных. Качество неэлитных вузов невысоко. Большинство, особенно женщины, не могут поступить в лучшие индийские школы из-за нехватки мест. В Китае примерно в четыре раза больше университетов, чем в Индии, и некоторые из них входят в число 100 лучших высших учебных заведений мира. Функциональная грамотность составляет более 90% в Китае и около 60% в Индии. В китайской культуре образование является высшим приоритетом жизни.

Запад любит превозносить разницу в системах государственного управления двух стран. Индия является крупнейшей демократией в мире, в то время как Китай не является демократией (в западном стиле). Что имеется в виду? С моей точки зрения, Индия ограничена всеми ограничениями западной демократии. Правительство много говорит, но мало делает. Коррупция процветает на всех уровнях. Бедные обречены оставаться бедными. Если подумать, это напоминает другую «самую демократичную демократию», Соединенные Штаты.

Однако, учитывая огромное население, Индия может похвастаться относительно небольшой группой блестящих и талантливых людей, которым посчастливилось полностью реализовать свой потенциал. Одним из очевидных примеров является корпус руководителей предприятий родом из Индии, которые доминируют в корпоративной Америке. Чтобы Индия в полной мере реализовала свой потенциал как нации, ей нужно перестать считать себя англо-саксонской страной и присоединиться к Глобальному Югу, чтобы внести свой вклад в богатство и благополучие коалиции цветных людей.

Индии необходимо повысить качество высшего образования и открыть доступ к нему для каждого гражданина. Только предоставив каждому человеку возможность полностью реализовать свой потенциал, Индия сможет стать еще одним развивающимся столпом технологий и промышленности. Чтобы создать рабочие места для растущего числа образованной молодежи, Индии необходимо привлекать иностранные инвестиции. Это означает меньше волокиты и полное отсутствие коррупции, и, конечно же, оперативное завершение инфраструктурных проектов.

Уроки Китая

Вопреки западной идее о том, что конфликт — это путь к миру, Индия должна активно общаться с Китаем для разрешения своего пограничного спора. Так глупо спорить о линии контроля, проведенной британцем более века назад («линия Мак-Магона»). Чтобы Индия действительно обогнала Китай и стала новым формирующимся мировым лидером, ей необходимо извлечь у Китая два важных урока.

Один урок, который относительно легко сделать, состоит в том, чтобы значительно улучшить качество образования и увеличить количество рабочей силы. В этом случае правительству придется устранить коррупцию на всех уровнях и бюрократическую волокиту, чтобы сделать прямые иностранные инвестиции легкими и привлекательными, создавающими рабочие места и повышающими ВВП.

Второй урок, гораздо более сложный, состоит в том, чтобы начать культурную революцию в масштабах, превосходящих даже китайскую, но с конструктивной, а не деструктивной конечной точкой. Цель индийской революции должна состоять в том, чтобы по-настоящему уничтожить касты, освободить женщин и дать им все возможности для реализации их потенциала.

Джордж КУ