Найти в Дзене

О ненужном высшем образовании

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkZEv6vlMcFv9ozeVW7mwcBaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic
http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkZEv6vlMcFv9ozeVW7mwcBaaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

В темах про трудоустройство и учебу, нередко бывают заявления, что высшее образование не нужно. Точнее, что с ним устроиться нельзя. Обычно это звучит так: "У моей знакомой дочь/сын имеют два диплома, а пошли работать в Магнит. И зачем они учились?"

И действительно, зачем? Скажу так, нужность образования можно оценивать с двух разных подходов. Первый - образование для развития. С такой точки зрения любое образование ценно само по себе. Неважно, какое образование ты получаешь и на кого учишься - философа, политолога, инженера, агронома, педагога и так далее. Любое образование дает развитие. Если, конечно, человек учится и постигает знания сам, а не просто просиживает занятия, чтоб получить заветный диплом.

Второй же подход - утилитарный. Тут тоже все понятно. Ценным образованием является только то, которое впоследствии оказывается полезным. То есть если высшее образование позволит найти хорошую работу и сделать карьеру - оно нужное, а если нет - то не нужное.

Не знаю кому как, но мне близок только второй подход. Я искренне не понимаю и недоумеваю, когда человек идет учиться на специальности, по которой очень сложно найти работу. Лишь бы получить высшее или просто ему нравилось.

Я много лет уже работаю в нефтяной отрасли и насмотрелся на таких людей. Горничная в общежитии вахтовиков - молодая симпатичная женщина с высшим образованием по специальности "Социолог". Нет, серьезно, когда девушка, родившаяся в суровом шахтерском краю (она из Новокузнецка) идет на социолога, неужели она не понимает, что социологи на Кузбассе нужны в следовых количествах. Они вообще поштучно нужны в стране.

Помбуром устраивается парень, он имеет диплом политолога. Я когда узнал про это, то чуть не упал со смеха. Он или его родители пересмотрели политических ток-шоу, где разные важные люди в пиджаках пафосно говорят умные слова и их преподносят как неких "экспертов-политологов". Хотя они все не больше, чем говорящие головы, простые болтуны, которые только что и умеют, как пафосно вещать, да и большинство из них вовсе не имеют никакого профильного образования. На что он рассчитывал - ума не приложу.

А уж юристов, экономистов и менеджеров я насмотрелся десятками, но все они трудились помбурами, операторами, слесарями. При этом не сказать, что тот же юрист или экономист плохая и ненужная профессия. Просто их выпустили на поколение вперед, поэтому устроиться практически невозможно. За исключением только тех, кто закончил реально топовый ВУЗ. А идти на юриста в непрофильный университет, например бывший политех - это деньги и время на ветер.

Ненужность невостребованного высшего образования - это не только российская проблема. Открываем роман Уэльбека "Покорность" и читаем:

Образование, полученное на филологическом факультете университета, как известно, практически не имеет применения, и разве что самые талантливые выпускники могут рассчитывать на карьеру преподавателя на филологическом факультете университета – ситуация, прямо скажем, курьезная, так как эта система не имеет никакой иной цели, кроме самовоспроизводства, при объеме потерь, превышающем 95%. Впрочем, образование это не только не вредное, но может даже принести какую-никакую побочную пользу. Девушка, желающая получить место продавщицы в бутике Celine или Hermes, должна, разумеется, для начала позаботиться о своем внешнем виде, но диплом лицензиата или магистра по современной литературе может стать дополнительным козырем, гарантирующим нанимателю, за неимением годных в употребление познаний, определенную интеллектуальную сноровку, предвещающую карьерный рост, поскольку литература, кроме всего прочего, издавна имеет позитивную коннотацию в индустрии люкса.

Один в один наши реалии. Правда у нас филолог может устроиться учителем, хотя большинство выпускников филологического университета не мечтают о такой перспективе. Непонятно, вообще о чем они мечтают. Почитайте иностранные форумы, они тоже переполнены стенаниями о том, что не могут найти работу. Особенно плохо в тех странах, где есть только платное высшее образование. Поступит после окончания школы какой-нибудь американский школьных на специалиста по гендерным исследованиям, а потом задается вопросом, зачем он туда пошел и потратил кучу денег, потому что кроме Волмарта с таким дипломом никуда не берут. Печально все это

Поэтому я искренне не понимаю и недоумеваю, когда десятки тысяч детей поступают ежегодно на юристов, политологов, искусствоведов, журналистов, религиоведов, психологов, специалистов по связям с общественностью и тому подобное. Потому что с таким образованием получить работу будет проблематично, или можно рассчитывать на какие-то сущие копейки без перспектив роста.

Поэтому если спросить меня о том, что я думаю по этому вопросу и бывает ли ненужное образование, то я отвечу положительно. Да, бывает, если образование невозможно реализовать и получить работу - то это ненужная и бессмысленная трата денег. Прежде, чем поступать, надо узнать о перспективах на рынке труда. И выбрать другое образование. Зачем учиться на социолога, лучше тогда поступить в педвуз и стать учителем истории. Не верю я, что без работы останется человек с дипломом строителя, агронома, врача, химика, инженера и так далее. Если же он не получит вопросу, то закрадывается сомнение, как же он получил диплом, что с таким востребованным образованием не может найти работу. А не купил ли он его, просиживая пара и давая взятки во время сессии. Или настолько склочный и неуживчивый человек, что не может работать в коллективе. Но это уже не относится к образованию.

Поэтому нет никакого прока от двух дипломов. если это диплом социолога и философа. Могут еще выучиться на марксистко-ленинскую философию, научный атеизм, чтобы стоять в Макдональдсе с четырьмя дипломами. Достаточно одного образования, если оно хорошее, чем два, но ненужных. Или вообще закончить техникум и стать нужным специалистом среднего звена или рабочим, благо они сейчас получают плохо.

У меня на сегодня все, ставьте лайк и подписывайтесь, если было интересно

PS.

Основной критерий получения образования - возможность его дальнейшего применения, поскольку образование без применения превращается в образованщину со всеми вытекающими. Человек, получивший образование выше, чем окружающие его, но не находящий применения своим знаниям, часто скатывается в гордыню и презрение к окружающим: "я такой умный, но непризнанный, сижу в окружении тупого быдла, которое меня не понимает". Отсюда проистекают наиболее известные проблемы общества, как то: нигилизм, разочарование в жизни, презрение к обществу вообще. А от этого всего ничего до конфронтации с обществом и властью, вооружённой или политической. Это было справедливо и для XIX, и для XX веков, и сейчас тоже работает.