Найти тему
Агипа PRO

Почему молодые учителя уходят из школы?

Оглавление

Каждую неделю в понедельник в приложении ТТТ (онлайн-школа для преподавателей английского) появляется напоминание от нашего бота. Называется он Coffee bot и его задача - предложить партнера для беседы. Можно поговорить о том, о сём. В общем, о чём угодно.

В четверг была очередная встреча с коллегой из другой группы- Александрой. Мы беседовали больше часа, и мне кажется, мы могли ещё проговорить час, если бы мне не нужно было проводить урок.

Обсуждали, конечно, свои рутинные задачи. Даже немного поговорили о том, как распоряжаться своими финансами.

Однако именно утренний разговор навеял мысли написать о том, как так получается, что в стране много молодых, красивых и талантливых преподавателей. И при этом в стране огромный дефицит педагогических кадров.

Итак, попробуем разобраться. Речь пойдёт не о зарплате, а об условиях работы.

В ходе разговора вспомнились мои первые годы работы в школе. Мне дали классное руководство и, естественно, в своей работе старалась применить разные, на мой взгляд, интересные приёмы.

Например, мне показалось полезным использовать совместимость детей по знакам зодиака и попробовать посадить их в соответствие с подходящими вариантами. Как обычно это происходит в классах, где есть дети учителей. Мою инициативу просто подняли на смех. И так происходило периодически. По видимому, мои методы работы с детьми обсуждались не только дома в кругу семьи, но и на работе с коллегами. В результате, не выдержав постоянного прессинга со стороны коллег, вынуждена была отказаться от класса.

А у Александры и того круче. Её постоянно перебрасывали с класса на класс, не давая довести детей хотя бы до завершения этапа обучения. За шесть лет работы в школе ей три раза поменяли классное руководство. Для меня это нонсенс. В моей ситуации, конечно, сама принимала решение. Однако здесь администрация, прямо скажем, вела себя очень даже некорректно.

Конечно, слышала о так называемой “дедовщине” в школе, что якобы старые учителя не дают нормально работать молодёжи. Не скрою, были моменты, когда администрация на корню рубила мои инициативы. Однажды, даже можно сказать, просто напросто “размазали по столу”: прямо в лицо. Так и сказали, что мол, “ничего толком не умеешь”. Было больно. Приняла всё как есть. Может, наоборот, больше ушла в работу. У себя в классе, на уроке. Где только учитель и дети. А дети никогда не предадут, если хорошо относиться к ним.

Была ли тогда мысль уйти из школы, поменять работу? А куда уходить? Как ни крути, а работа в школе - это все-таки определённая стабильность. Причём это работа, которая всегда будет востребована во все времена.

В те времена, даже в начале нулевых, такой возможности, как быть самозанятым, не было. Хозяйством мы и так все занимались. Это ничуть не мешало основной работе.

Поэтому продолжала работать. А у администрации работа такая: анализировать, одобрять или не одобрять. Однако в нашей школе директор даже давала по два классных руководства тем, кто мог и хотел взваливать на себя такой груз. Она просила честно сказать, кто не хочет брать класс, и поручала это другим.

Да и с распределением часов при мне было всегда всё в порядке. Обычно в конце марта обсуждалась предварительная нагрузка с каждым учителем персонально.

У Александры в школе с этим оказывается были сюрпризы. Могли вызвать и объявить уже принятое решение. Например, что её классы отдают вновь пришедшему преподавателю, а она будет вести уроки у других детей.

Вот и не удивительно, что школа потеряла перспективного учителя, которая решила больше не мириться с таким к себе отношением. Может, ей не надо было соглашаться на изменения, как-то оспорить их. Конечно, она была молода. Ей тогда и в голову, наверное, не пришло, что можно отстоять свою точку зрения. Проще было поменять место работы.

Кроме того, часто молодого учителя оставляют один на один с учениками в классе. Бросают как щенка в воду, когда учат плавать. Справится- молодец, не справится - услышишь, чему вас там только в вузе учат. Могут без его ведома принять решение и поставить перед фактом. Выходит, и часы, и класс забрать могут.

Таким образом, прошли те времена, когда у выпускников педагогических институтов и университетов только одна дорога. У них есть выбор, и часто они выбирают не в пользу школы. То ли слишком уж много для них препятствий оказывается на пути, то ли молодёжь ставит перед собой другие цели.

Что ж, школе и министерству образования придётся менять что-то в системе. Иначе буквально через лет пять в школе некому будет вести уроки.

Какие шаги нужно предпринять? Что думаете, друзья?

#ГПН #проблемышколы #молодойучитель #дефициткадров