Русские действительно относили снег к олицетворениям смерти. В большинстве своем это было связано с образом жизни наших предков. Впрочем, именно поэтому снег считался и символом возрождения.
Снежные приметы
Во всех уголках России сохранилось множество примет, связанных со смертью. Во многих из них упоминается снег. К примеру, по словам автора труда «Русский Север этническая история и народная культура XII-XX века» Ирины Власовой, наши предки воспринимали снежную бурю как предвестницу скорой гибели кого-либо из членов семьи. Мало того, в Череповецком уезде считалось, что если сильная метель «перед головой» — жди убийства главы семейства.
Нередко смерть и снег русские относили чуть ли не к разряду синонимов. Так, пермяки не сомневались в том, что покойники снятся к осадкам, падающим с неба, чаще всего к снегопаду. Кроме того, усопших на Руси доставляли на кладбище на санях и зимой, и летом, хотя сани были предназначены для передвижения лишь по снежному насту. С помощью снега узнавали и о том, каким был покойный при жизни. Например, если во время погребения шел снег, говорили, что умер хороший человек.
Времена года и их смена
Такое пристальное внимание к природным явлениям можно объяснить тем, что подавляющая часть населения царской России состояла из крестьян, жизнь которых напрямую зависела от погоды: засуха сулила неурожай и голод, и наоборот. Понятно, что при подобном подходе осень и зима, по мнению наших предков, являлись периодами упадка и увядания. Эти времена года соотносились в сознании русских с этапами жизни человека, старостью и смертью.
Неудивительно, что одним из олицетворений как снежной и холодной зимы, так и смерти была у славян богиня Морена. Морена считалась весьма могущественной богиней, однако с приходом весны светлые божества заключали ее в оковы. Но в то же время Морена, как и снег, являлась неким символом возрождения. Как известно, после зимы всегда наступает весна, которая снова пробуждает природу к жизни. Без смены времен года не было бы и жизненного цикла.
Позитивный символизм
Именно поэтому снег, в свою очередь, был символом не только конца жизненного этапа, траура и пустоты, но и чистоты, спокойствия и даже возрождения. По крайней мере, так пишет Иван Подюков и другие авторы издания «Словарь мортальной лексики, фразеологии и символики русских говоров Прикамья». Более того, русские знали, что земля промерзнет без снежного покрова, поэтому нередко обращались к морозу с благодарностью: «Спасибо, Мороз, что снегу нанес».
К тому же снег, как и многие атрибуты, связанные со смертью (к примеру, мыло, которым обмывали покойников), на Руси считался целебным средством. Снегом, собранным в крещенский вечер, умывались именно для того, чтобы сохранить здоровье кожных покровов. Использовали такой снег и для лечения других органов. Вообще снегопад в Крещенье русские относили к разряду хороших примет. Наши предки верили, что снег в этом случае сулит урожайное лето.