Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

«Чумацкий тракт в Мариуполе» Архипа Куинджи - передвижнический удар в сердце.

Действие картины «Чумацкий тракт в Мариуполе» разворачивается в южных степях.

Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875, Холст, масло. 106 x 213 см, ГТГ,  Куинджи Архип Иванович
Чумацкий тракт в Мариуполе. 1875, Холст, масло. 106 x 213 см, ГТГ, Куинджи Архип Иванович

В тех, по которым молодой Куинджи шагал когда-то в Феодосию. Сколько чумацких возов повстречал он тогда? Современные справочники утверждают, что до проведения в Крым железной дороги число их измерялось десятками тысяч. Длинные ленты вились по степному шляху, понурые волы с зажатыми в ярмо головами тащили зерно, соль, вина, фрукты.

Шесть недель занимал путь. За шесть недель бывало всякое. Летом жгло солнце, хлестали ослепительные южные ливни, вечерами сгущалась теплая тьма, высыпали огромные, яркие — петербуржцы таких и представить не могли — звезды. Осенью бились о землю обложные дожди, шляхи тонули в лужах, тяжело груженные возы с трудом ползли по грязи. Куинджи шел в Феодосию летом, но в «Чумацком тракте в Мариуполе» — так же, как в «Осенней распутице» и «Забытой деревне», — воссоздает осень, унылую, затяжную. Это и есть передвижнический удар в сердце: в грязи и холоде труден каждый шаг, каково же приходится плохо одетым и не слишком сытым людям, которых днем и ночью пронизывает промозглая сырость? Полтора месяца осеннего тракта — это тяжелая, изнурительная работа — ночевки под дождем, дымящие костры под дождем, измученные, вечно мокрые волы, непросыхающая одежда. «Пропитав дегтем суровый холст своей домотканой рубахи от нечисти, чумак и сам был близок цветом к своей мазнице, висевшей под телегой», — рассказывал близко столкнувшийся с чумацкой жизнью Репин.

Куинджи не показывает ни лиц чумаков, ни их вещей. Обоз словно увиден им в большом отдалении: очертания возов и волов размыты туманом, неопределенны, нечетки. Все расплывается под дождевой сеткой, тонет в сгущающихся сумерках. Ненастье как бы обнажает судьбу чумаков, — на ней, на этой судьбе, и сосредоточивается художник.

Чумацкий тракт не был открытием Куинджи. Чумаки были настолько типичны для южной России, что не могли пройти мимо глаза художника.

Обоз чумаков. 1862, Холст, масло. 61 x 83 см, Феодосийская картинная галерея
Обоз чумаков. 1862, Холст, масло. 61 x 83 см, Феодосийская картинная галерея

Даже обычно далекий от жанра Айвазовский за тринадцать лет до появления «Чумацкого тракта в Мариуполе», в 1862 году, написал картину «Обоз в степи». Но Куинджи добился особенно щемящей интонации, сумел передать свою боль зрителям и критикам. И в Петербурге, и дальше — по всему пути Четвертой передвижной выставки — «Чумацкий тракт в Мариуполе» вызывал одинаковые чувства. «...Грязь невылазная, дорога, мокрые волы и не менее мокрые хохлы, мокрый пес, усердно воющий у дороги о дурной погоде. Все это как-то щемит за сердце», — писал Всеволод Михайлович Гаршин. «Сколько грусти, тоски, горя и нужды в этой бескрайней серой степи, — словно продолжал его статью рецензент "Новороссийского телеграфа". — Сколько немилосердного равнодушия в этом сером туманном дне, в этом море грязи, сколько безнадежности в этой беспредельности! А эта воющая собака! Это протест, посланный в пространство! А эта корчма вдали. Это гавань чумацкая. Там приют, там крыша, там отдых, там водка. И потом? Потом опять дождь, грязь, холод, опять та же беспредельность, то же горе...»

Зимний обоз в пути, (1857 г.), Айвазовский Иван Константинович
Зимний обоз в пути, (1857 г.), Айвазовский Иван Константинович
Волы на перешейке, 1860 Айвазовский.
Волы на перешейке, 1860 Айвазовский.

«Чумацкий тракт в Мариуполе» был последним жанровым полотном художника. Архип Иванович даже колебался, стоит ли давать его на Четвертую передвижную, говорил, что оно не закончено. Дал, поддавшись настояниям и просьбам друзей: картина была из тех, которые определяют лицо экспозиции, «делают погоду». Его долго убеждали, что если надо еще что-то прописать, переписать или исправить, то это можно будет сделать и после выставки. Куинджи согласился, но, когда полотно вернулось к нему, и не подумал взяться за кисти. Объявил: кончено!

Время размышлений и колебаний завершилось для него: он окончательно нашел свое призвание и примкнул к кругу пейзажистов (источник: О.П. Воронова. «Куинджи в Петербурге»).

🎨 Спасибо вам за прочтение статьи. Если статья вам была интересна то прошу вас поставить лайк. Подписывайтесь на канал, впереди нас ждёт много открытий из мира живописи.