Семилетний мальчик, главный герой советского мультфильма "Малыш и Карлсон", побаивался старшего брата. В чём была причина его необычного страха - и так ли забавны были его опасения, как кажется на первый взгляд?
Одной из особенностей и традиций отечественной мультипликации является способность под видом фантастических или сказочных сюжетов поднимать вполне серьёзные темы и проблемы.
Правда, иногда это происходит помимо воли автора, приобретает курьёзный характер или остаётся незамеченным.
Одним из таких примеров явно невольного освещения взрослой темы стал советский мультипликационный фильм "Малыш и Карлсон" (1968), созданный по книге шведской писательницы Астрид Линдгрен "Карлсон, который живёт на крыше".
Пижамы, коньки - а тут ещё и жена…
Как все мы помним, Малыш (кстати, его настоящее имя - Сванте) живёт в Стокгольме вместе с папой, мамой, старшими братом и сестрой. И вот однажды (в хронометраже мультфильма - на 8-й минуте), после того, как Малыш был наказан за разбитую Карлсоном люстру, он задал маме давно волнующий его вопрос.
Вот его старший брат (по имени Боссе) будет расти, вырастет, женится, затем, увы и неизбежно, умрёт - а Малышу, что же, придётся жениться на вдове Боссе, на "старой жене брата"? При этом 7-летний мальчик руководствуется вполне адекватной логикой - "ведь я же донашиваю за ним старые пижамы, коньки, велосипед…".
В ответ на беспокойство сына мама смеётся и обещает избавить его от "старой жены Боссе". А смеётся она напрасно - потому что описанный Малышом брачный обычай это не шутка, а реальная традиция.
Жена по наследству
Называется она левиратный брак (левират), была распространена у многих древних народов и заключается в том, что если женатый мужчина умер, не успев родить наследника, то вдова должна стать женой его брата. В некоторых случаях условие бездетности не соблюдалось - вдова в любом случае выходила замуж за родственника мужа.
Наиболее известен этот обычай благодаря Библии - у ветхозаветных евреев данный вид брака был закреплён законом. Некоторые ключевые персонажи Священного Писания (например, царь и пророк Давид) являлись потомками именно левиратного брака.
Правда, у славянских и скандинавских этносов данная практика не зафиксирована. Так что если бы даже шведский мальчик Сванте, он же Малыш, жил на несколько веков раньше, женитьба на "старой жене брата Боссе" ему бы не грозила.