Скажите, а, удобно забивать гвоздик полупудовой кувалдой? А, может, лучше сразу пудовой? Ну, чтоб наверняка, с одного удара! Не? Неудобно? Вот и я думаю, что у каждого инструмента свое назначение.
Иногда инструментов не хватает, и используют подручные средства. Не очень удобно, но…
К чему это я? Да, вот к тому, что на флоте все точно так же (токмо инструменты дороже). У каждого корабля свое назначение. А, вот каким «инструментом» являлись крейсера типа «Рюрик»?
Не, ну понятно, что это корабли «океанского плавания», понятно, что это крейсера. А, что такое крейсер?
«Кре́йсер — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие».
Это современное понятие, но, оно с давних пор мало изменилось.
Возникает один наивный вопрос: «А, зачем в этом случае, такая броня и 8 дюймовый калибр?». «Борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника» имеет совсем иные требования. Здесь нужны быстроходные мореходные крейсера с мощной артиллерией, но, бронирование для них не обязательно. В случае столкновения с тяжелыми соединениями противника, они должны были уходить, не вступая в бой.
«Оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов»… тезис непонятный, вступающий в конфликт с самим понятием «крейсер».
Словом, даже сейчас, это достаточно размытое понятие, (что ж говорить о том, что было тогда). И, все же, для чего строили «наследников» «Рюрика», например, крейсер «Россия»? К этому вопросу мы вернёмся позже.
Проектирование второго корабля серии — «Рюрика № 2», как назвал его управляющий Морского министерства адмирал Н. М. Чихачев, по заданию, данному им МТК 22 августа 1892 г., началось еще до спуска «Рюрика». Новый крейсер должен был, сохранив прежние размеры, характеристики и вооружение, отличаться от первого более полным бронированием: при 203-мм толщине главного броневого пояса по ватерлинии требовалось предусмотреть выше ее второй пояс и траверзы в оконечностях.
В новом проекте вес вертикальной брони с 950 т на «Рюрике» увеличивался до 1580 т (суммарный с броневой палубой — до 2090 т), для защиты орудий вводились верхний (102 мм) и нижний (127 мм) броневые казематы, увеличивалась вместимость угольных ям, отчего водоизмещение достигло 12000 т.
При этом, концептуально, крейсер остался «Рюриком». Даже завал бортов зачем-то оставили.
Крейсер был точно таким же, казематным. Мнение Н. Е. Кутейникова, о необходимости защиты орудий путем установки их в башнях (по примеру французского броненосца типа «Шарль Мартел») поддержки не получило: кто-то привел пример английского бронепалубного крейсера «Ройял Артур», на котором от первоначально установленных башен отказались. На том все и окончилось. Обсуждение (журнал МТК № 156 от 23 ноября 1892 г.) свелось, по сути, к обмену мнениями по проблемам брони и артиллерии, о путях решений частных вопросов, но прямых выводов и предложений о конкретном типе корабля не содержало.
Осознание необходимости совершенствования нового корабля в сравнении с проектом «Рюрика» и учет мирового опыта привели, в конце концов, к ряду принципиальных изменений. Это были: увеличение скорости с 18 до 19 уз , применение водотрубных котлов (по требованию Н. Е. Кутейникова); и, наконец, было принято решение об установке добавочной (к двум маршевым машинам) вспомогательной машины экономического хода,, действующей на собственный (третий) гребной вал. Но, при этом, от ее использования на полном ходу отказались, дабы не ставить дополнительные котлы. На экономическом ходу работала средняя машина, на полном две крайних… Так себе решение. Количество труб увеличили до четырех (для повышения живучести). Труба – это тяга в топке, тяга – это давление пара. Давление пара – это скорость.
МТК под председательством контр-адмирала С. О. Макарова в общем одобрил чертежи трехвинтового крейсера для постройки. 8 ноября доработанные заводом чертежи были переданы вновь в МТК, и там погрузились в многомесячное их изучение. Прошел февраль 1894 г., а из МТК на запросы порта, не имевшего документов для организации наблюдения за уже начатой (16 октября 1893 г.) постройкой, по-прежнему отвечали, что проект еще находится на рассмотрении. Спецификацию по корпусу получили только в мае, чертежи — в августе 1894 г.
Три месяца ждали утверждения представленных в июне чертежей ахтерштевня, руля и рулевой рамы. В конце концов, завод на свой страхи риск отлил их по чертежам «Рюрика» (бронзовые). В октябре С. К. Ратник уже напрямую жаловался управляющему Морским министерством на новую двухмесячную задержку с рассмотрением чертежей кронштейнов гребных валов, а также количества и расположения мачт. Здесь уже чертежами «Рюрика» обойтись не получалось: и схема была трехвинтовой и мачты уже паруса не несли. Затем, по предложению управляющего Морским министерством заменили шесть 120-мм пушек на четыре 152-мм. Но при этом, «поменяли «шило на мыло» ибо разнокалиберность артиллерии, сохранилась. Летом 1895 г. было принято решение об установке на крейсере патронных 75-мм пушек Канэ.
Морское ведомство требовало крейсер как можно скорее, при этом задерживая рассмотрение документации. Новый директор Балтийского завода К.К.Ратник угрожал, что это потребует дополнительных расходов на сверхурочные работы, срочные заказы (особенно заграничные), премирование и разного рода доплаты поставщикам, отчего сметная стоимость корпуса и механизмов может оказаться значительно превышенной, и требовал от ведомства возмещения затрат с учетом прибыли завода.
Должна быть устранена и та порочная министерская практика, при которой работы завода оплачиваются не путем общепринятых авансов, а «спустя много времени по окончании». От этого завод, «не имея запасных капиталов» и выполняя одновременную постройку и заказы для целого ряда кораблей, постоянно влезает в долги «в счет будущих прибылей» и потому сильно «стеснен в денежных средствах». В дополнительной записке С. К. Ратник настаивал на выдаче заводу и всем причастным к работам учреждениям Морского ведомства категорического предписания о поставке во что бы то ни стало всех предметов к назначенному сроку.
Гарвеированную броню (только еще начавший ее освоение Ижорский завод брал на себя лишь часть поставки) заказали в США на заводе Карнеги. Необходимость переплаты за срочность этого заграничного заказа в докладе царю обосновали возможностью «в случае могущей быть надобности иметь осенью 1896 г. лишнее готовое боевое судно». Первые плиты прибыли из Америки на пароходе «Гидальго» 4 мая 1896 г. — через три месяца после получения с Балтийского завода последней партии шаблонов. Челночными рейсами пароходов «Франциско», «Галилео», «Колорадо» плиты из Нью-Йорка доставляли в Гулль (Англия), а отсюда, перегрузив на пароходы Балтийской линии «Гидальго», «Комо», «Розарио», переправляли в Кронштадт. Последними на пароходе «Гидальго», совершавшем уже третий рейс, 29 июня прибыли плиты боевой рубки. Установку их закончили 26 августа 1896 г. Точно так же поступили со многими пунктами поставки, планировавшимися на отечественных заводах.
«Отечественная» фирма «Дюфлон и Константинович» (собиравшая изделия французской «Сотер и Харле») по контракту от 4 декабря изготовляла 11 комплектов электрических лебедок для элеваторов. Для дополнительного элеватора, устраиваемого внутри фокмачты, лебедки заказали напрямую фирме «Сотер и Харле» и подъемную раму — Металлическому заводу.
В отличие от «Рюрика», главный калибр был уже 45-калиберным, и стрелял бездымным порохом. 8-дюймовая морская пушка длиной 45 калибров — 203,2-мм - корабельное орудие Российского императорского флота, было разработано А.Бринком в 1892 году.
Ствол из внутренней трубы, двух цилиндров, скрепляющих трубу и кожуха. Орудия с поршневым затвором, устанавливали на станках на центральном штыре и башенных станках. Станки для пушки на центральном штыре спроектированы на Обуховском заводе по образцу станков для 6-дюймовой пушки Канэ на центральном штыре. У орудия тормоз отката гидравлический и накатник пружинный. К 1901 году были изготовлены 13 орудий, из которых первые четыре пошли на крейсер «Россия». До 1907 года в боекомплекте пушки бронебойные, фугасные и сегментные снаряды весом 87,8 кг и длиной 2,5—2,6 клб.
Характерное отличие станка 8-дюймовки от станка 6-дюймовки Канэ — два сектора подъемного механизма вместо одного. Угол вертикального наведения -5° — +18°, горизонтального — 360°. Длина отката 429—476 мм. Выcота оси цапф от основания тумбы 141 мм, диаметр окружности крепежных болтов 2160 мм. Вес откатных частей с орудием 18 500 кг, качающейся части — 21 620 кг. Вес установки со щитом около 28,5 т.
Все действия с 8-дюймовой установкой, включая наведение, производили только вручную, ну, и соответственно, скорострельность была… невысокой.
Несмотря на всю спешку, судьба распорядилась по своему. 1 октября 1896 года на «России» успешно провели швартовные испытания механизмов, а 5 октября крейсер вышел на кронштадтский рейд. К сожалению, при выходе, не был учтен сильный ветер, и при приближении к месту стоянки на Большом рейде сильным порывом ветра нос крейсера резко бросило в сторону.
Остановить снос корабля не удалось, и его всем бортом прижало к отмели. Волнами крейсер начало бить о грунт — пришлось затопить несколько междудонных отсеков, чтобы смягчить удары. Попытки снять корабль с мели с помощью броненосца береговой обороны «Адмирал Ушаков» и эскадренного броненосца «Сисой Великий» не увенчались успехом — уровень воды заметно упал, и крейсер плотно сел на грунт.
Утром 27 октября к месту аварии прибыл управляющий Морским министерством вице-адмирал П. П. Тыртов, который одобрил решение углубить грунт под левым бортом крейсера, чтобы столкнуть его в вырытый рядом канал. В Петербурге, Либаве, Гельсингфорсе начали готовить землечерпательные и землесосные снаряды. В ночь на 29 октября, пользуясь подъёмом воды, предприняли ещё одну неудачную попытку стащить крейсер с мели на буксире.
30 октября на крейсере поднял флаг контр-адмирал В. П. Мессер, принявший на себя руководство работами. К 11 ноября вдоль левого борта крейсера был сделан ров глубиной 7,5—8,5 м. Одновременно грунт выбирали и из-под правого борта. При каждом подъёме воды броненосцы «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин» пытались стащить крейсер с мели, но 15 ноября эти попытки были прекращены. Дноуглубительные работы продолжались и после того, как Балтику сковало льдом — команда крейсера прорубала во льду проходы для землечерпалок.
Ситуацию спас сильный нагонный ветер, поднявший уровень воды. С помощью установленных шпилей, за ночь «Россия» подвинулась в сторону на 25 м и почти столько же прошла вперёд. Утром начали продвигать крейсер вперёд, постепенно разворачивая в канал на фарватер. Около 2 ч дня стало ясно, что крейсер уже на чистой воде. В 4 ч он отдал якорь в Средней гавани против Николаевского дока.
Оценку этой серии мы рассмотрим позже, рассматривая "Громобой".