Найти в Дзене
Max Travel

Почему нам неудобно говорить НЕТ другим людям?

Комментарии к статьям – просто кладезь тем для других статей. Например, в ответах на вопрос, берете ли вы в поездках гида или водителя, я увидел довольно много комментариев, что посторонние люди напрягают, с ними нужно разговаривать, а ещё они предлагают куда-то зайти, куда не хочется, а при отказе чувствуешь себя неловко. И задался вопросом – почему?

Почему мы чувствуем себя обязанными поддерживать разговор с гидом и водителем? Я представляю себе такую картинку. Мне нужны деньги, я готов вымыть окна, чтобы их заработать. А есть человек, который готов заплатить деньги за то, чтобы в его квартире вымыли окна. Мы нашли друг друга, договорились, я пришёл в назначенные день и время и приступил к работе. Расстроюсь ли я, если хозяин квартиры уйдет из дома в это время или сядет в комнате и будет заниматься своими делами? Нет, если я не поставил условие – я вымою окна, но вы при этом сидите рядом и разговариваете со мной. Будет ли мне приятно, если он перекинется со мной парой добрых слов? Да, но это необязательно, главное, чтобы он выполнил свою часть договоренности – заплатил мне за работу. Так почему мне должно быть неудобно молчать/уснуть/слушать музыку/разговаривать с супругой в автомобиле, который в это время ведёт нанятый мной водитель? Гид – немного другая история, все-таки мы договариваемся с гидом, когда хотим услышать информацию. Но в этом случае говорить будет больше гид, а мы будем поддерживать беседу, задавая вопросы по теме (экскурсии). Ни в коем случае не хочу сказать, что я такой бука и ни с кем не общаюсь, я без проблем могу поддержать лёгкую беседу практически с любым человеком, но только короткое время. Развлекать водителя беседами всю дорогу я точно не буду.

Шеф, плачу два счетчика. Гони!
Шеф, плачу два счетчика. Гони!

А что по поводу НЕТ? Вот тут для меня вообще загадка. Ладно, когда нам неудобно отказать близким людям. Тут может всплыть в голове разное – он мне помогал, а я вот нет, я сейчас откажу, и он мне завтра не поможет, а вдруг со мной не будут дружить… Но гид – посторонний человек. Какова вероятность, что я вернусь в эту Тьмутаракань и повторно договорюсь с ним об экскурсии? Ничтожная. Так почему мне неудобно сказать, что на фабрику масел я вообще не хочу ехать, а вот в магазин елочных игрушек с удовольствием бы заглянул. Или что я не хочу идти в это кафе, потому что еще до поездки отметил для себя другую точку питания. Что – гид обидится и уйдет? Перестанет со мной разговаривать? Максимум – немного расстроится, если он получал обратную комиссию от тех точек, где оставляют деньги приведенные им туристы. Но если изначально вы ехали по вашей программе, а не по программе гида, то это его проблема, а не ваша. А можно вообще сразу сказать о том, что по магазинам вы не ходок, есть будете в таком-то месте, и хотите обязательно сфотографировать закат – тогда никаких обманутых ожиданий ни у кого не будет. Если гид не согласен с таким раскладом, он просто откажется, а вы найдете другого.

Конечно, можно сказать – зачем мне всё это, я лучше поеду один (парой, семьей). Но не всегда такой вариант оптимальный, и в принципе умение выстраивать личные границы поможет. В путешествии (в поезде том же, к примеру) и вообще в жизни.

"Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой?"
"Слушайте, я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой?"

Что думаете – нужно учиться говорить нет, или лучше просто избегать таких ситуаций?

Всем спасибо и добра! Лайки и подписки приветствуются!))