Увы, опыт активного волонтёрства приводит к тому, что сталкиваешься не только с теми, кто бескорыстно старается сделать всё возможное для помощи бойцам, но и с теми, кто пытается нагреть на этом деле руки. Как говорится, кому войHа - кому мать родна.
Есть несколько признаков, которые могут вызывать определённые подозрения.
1) Человек посвящает волонтерству все то время, которое раньше уходило на работу и семью.
Да, разумеется мы все отрываем время от семьи или от заработка, в какой-то степени. Но задайтесь вопросом - а на что живёт человек? Порасспрашивайте немного супер-активиста, который днями и ночами занимается только волонтёрской деятельностью. Если это пенсионер, жена на содержании мужа или человек с пассивным доходом, то вопрос отпадает. Но если известно, что человек раньше полноценно работал, а теперь всё время волонтерит, то возникает вопрос - а на что он живёт? Не является ли волонтёрство для него источником дохода, и не является ли это причиной такого рвения?
2) Человек полностью берёт на себя некую часть волонтёрской работы и наотрез отказывается в неё кого-то пускать.
Особенно, если это касается закупок или получения техники. У волонтёров в одном подмосковном городке был случай, когда некая дама взялась найти хорошего поставщика приборов ночного видения. Нашла, договорилась, назвала цену. И аж взвилась, когда одна из волонтерок захотела связаться с поставщиком, чтобы перепроверить цену. Она говорила, что поставщики - невероятно занятые люди, что их нельзя дёргать по всяким пустякам, и вообще, чего это ей не доверяют, она же сказала, что всё сама сделает, не надо никому в это лезть.
Надо ли говорить, что дама назвала цену существенно выше реальной? А поставщики оказались не такими уж занятыми людьми и нашли в своём тесном графике возможность обсудить цены без незаменимого посредничества означенной дамы.
3) Неадекватное взаимодействие с другими волонтерскими группами.
Многие волонтёрские группы охотно взаимодействуют друг с другом с взаимной пользой для дела. И вот эта взаимность является ключевым моментом.
Как это может выглядеть? Например, у группы А есть деньги на парафин для окопных свечей, но некому их делать, а у группы Б денег нет, но есть свободные руки. Группа А передаёт 100 кг парафина группе Б, а получившиеся в результате свечи делят пополам.
Вы, наверное, подумали, ну, какая разница, кому свечи, они же всё равно на фронт уйдут. Но для волонтёрских групп разница есть, и очень существенная, поскольку, как правило, волонтерские группы стараются курировать каких-то конкретных людей: мобилизованных из своего района, отдельно взятый полк или госпиталь, и могут получить от них обратную связь о том, что груз дошел.
Обычно о взаимодействии с другими группами договаривается какой-то конкретный человек. Так вот если вдруг вы понимаете, что ваша группа почему-то взаимодействует без пользы для себя, а исключительно в качестве работников для другой группы, то стоит обратить внимание на того, кто за это взаимодействие отвечает. А не имеет ли человек при этом для себя какую-то выгоду?
4) Отсутствие оговоренных отчетов доставки.
Доставка - это отдельная головная боль волонтеров. Тут жизненно необходимы проверенные люди, в которых волонтеры уверены на все сто. Иначе груз может уехать на черные рынки городков и деревень в прифронтовой зоне либо просто не доехать, скажем, из-за того, что водителю вдруг стало страшно. Нет, по-человечески понятно, что из Волновахи хочется уехать как можно быстрее, да и в других интересных районах с увлекательным экшеном задерживаться не хочется. Но злые тетки-волонтерки все равно упорно требуют фото и видео отчеты. И если имеют контакты, то дополнительно стараются связаться с парнями и узнать, все ли дошло.
Отчеты эти, как правило, в целях безопасности не светят в соцсетях или светят очень урезанно. Но во внутреннем волонтерском чате их показывают, потому что это единственное подтверждение того, что волонтеры работали не зря.
Нам в этом плане очень повезло, поскольку мы работаем с проверенными парнями из Гуманитарного батальона, знаем их хорошо, отчеты все время получаем. Вот, кстати, видеосюжет о них.
А вот, к примеру, у волонтеров из одной знакомой группы сейчас грядет засада, потому что их "водитель" ушел на фронт добровольцем, и сейчас им придется опытным путем проверять нового "водителя".
5) Требование перевода денег лично волонтеру, а не поставщику.
У нас это работает так. Волонтер, который занимается закупками, договаривается с поставщиком, затем связывается со мной и говорит, куда я перевожу деньги и сколько. Иногда это бывают переводы на карту, иногда оплаты по QR коду в накладной. После этого я получаю фото чека и/или фото товара. Также я знаю, куда товар сгружается, и могу прийти и сверить заявленное с полученным.
Сколько раз я говорила нашей закупщице: "Давай я просто тебе переведу, а ты уже потом расплатишься, а то вдруг я в этот момент буду малыша укладывать или еще чем занята". И каждый раз неизменно получала: "Таня, нет, только поставщику". Я доверяла и не понимала, почему так нельзя. А потом я услышала несколько увлекательных историй, как в других группах люди исчезали с деньгами, иногда большими, а иногда просто смехотворными суммами. И поняла, что все наша закупщица делает правильно, потому что ценит мое доверие и хочет, чтобы оно таковым и оставалось, поэтому делает все, чтобы никаких подозрений ни к ней, ни ко мне возникнуть не могло.
Единственное исключение - если к оплате не принимают переводы, и необходимо заплатить налом. Тогда да, она оплачивает из своего кармана, предъявляет документ (чек или накладную) и купленный товар, я перевожу деньги ей в компенсацию расходов.
Важный момент!
Я не утверждаю, что непременно любой, кто волонтерит с утра до ночи, берет на себя единолично кусок взаимодействия с поставщиком и не выкладывает нормальный отчет, обязательно жулик.
Может, человек задвинул по максималке свои потребности во имя помощи фронту, не любит, когда в его взаимодействия вмешиваются, и до конца не понимает смысла отчетов, считает их несущественными. Но все же если вы видите такие признаки, приглядеться повнимательнее и попросить более подробные отчеты определенно стоит.
А вы сталкивались с недобросовестными личностями, маскирующимися под волонтеров?
Друзья, напоминаю, что сейчас веду блог с целью сбора денег для нужд мобилизованных.
Перевести деньги можно на эту карту Сбербанка
2202206273474234
Если вы понимаете, что можете перевести совсем мало, и вам кажется, что не стоит, то знайте - стоит. Немного - это гораздо больше, чем ничего.
Если вы не можете участвовать финансово, подписывайтесь, ставьте лайки, делайте репосты в соцсети и пишите комментарии. Доход от блога я также направлю на помощь мобилизованным.
Отчет о собранной сумме - каждый день. По мере сбора нужных сумм, отправлю деньги волонтерам, которых знаю лично, публикую фотоотчет о потраченных средствах.
Мы вместе, значит, сможем многое!