Найти в Дзене

Евроремонт 90-х, или Как делать не надо

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Есть эпохи, которые ни с чем не перепутаешь. Одна из них - лихие 90-ые. После падения "железного занавеса", западная культура, будто цунами, ворвалась на постсоветское пространство. А с другой стороны, с Востока, в Россию устремился поток дешевых и не слишком качественных товаров. Две стихии столкнулись и случилось то, чего и следовало ожидать - взрыв. Общественное сознание, не выдержав натиска такого количества новшеств, пошло в разнос. Затронуло это буквально все сферы жизни и, конечно, отразилось на интерьерах. В моду вошел евроремонт. Переводя на современный русский, это слово значит "то, как делать не надо".

Вообще, если мысленно вернуться назад и оглянуться по сторонам, станет ясно, что приставка "евро" была везде. Почти каждый уважающий себя магазин встраивал ее в название. Считалось, что все "евро" солидное, дорогое и качественное. Поэтому и евроремонт автоматически воспринимался таковым. Кстати, удивительно, но японский и китайский стили, которые тоже были популярны, назывались в точности также. Почему? Одна из миллиона загадок 90-х.

Чем же характеризовался этот стиль? В первую очередь, полной безвкусицей. Он сочетал то, что не сочетается в принципе. Но не стоит путать с фьюжном, эклектикой или китчем. В этих стилях всегда присутствует некая идея, которую дизайнер сперва продумывает, а потом воплощает. В евроремонте идея была одна - сделать так, чтобы  гости не сомневались, что пришли проведать цыганского барона. В народе есть выражение, которое как нельзя лучше отражает тот стиль - "дорого-богато". И это вовсе не комплимент. Это как полный рот золотых зубов у старика Хоттабыча.

В советские времена полы выстилали линолеумом, досками или паркетом. В 90-ые в моду вошел ламинат. Он был самым разным, мог имитировать что угодно. Стоил ламинат относительно дешево, укладывался просто и без посторонней помощи. На кухне и в ванной комнате полы выстилали плиткой. Да не абы какой, а под натуральный камень или с 3D-эффектом. Последний тогда был настоящей диковинкой. В моду вошли заливные полы. Они тоже могли иметь какой-то объемный рисунок, например, изображать морскую жизнь или лесную полянку.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Более простые варианты регулярно закрывались ковролином или, как минимум, ковром, который еще недавно висел на стене.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Самым дорогим был паркет, особенно узорный. Мастера, которые его клали, озолотились. Естественно, подобную роскошь могли позволить себе единицы.

После того как ковры поснимали со стен, чтобы уложить на пол, стали думать, чем бы украсить помещение. И тут вариантов была масса. Светлая штукатурка с диким камнем - удел богатых или тех, кто любой ценой хотел таковым казаться.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Остальным приходилось выбирать что-то попроще. Обычно это были обои с крупным рисунком, какими-нибудь вычурными аляповатыми узорами и большим количеством блеска. Часто в комнате был не один, а сразу два вида обоев. И речь шла не о том, чтобы одну стену сделать желтой, а другую зеленой, а о разделении на верх и низ. Между разными обоями шел бордюр, тоже бумажный или виниловый, как правило, контрастный. Очень характерная черта эпохи.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Фотообои - еще один модный вариант. Их можно было купить готовыми или сделать на заказ. Некоторые умудрялись всю комнату обить деревянными панелями или выложить камнем, причем необязательно натуральным, имитации вполне годились. Поверх всего этого вешали картины. Много картин. В ванной комнате кругом была плитка. Минимум два или три цвета, бордюры, узоры. В общем, чем сложнее - тем лучше.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Основной материал для ремонта был гипсокартон. Чего из него только не делали!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Ниши в стенах, многоуровневые потолки с "волнами" или кругами, вездесуще арки, практически полностью вытеснившие классические двери.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

С помощью гипсокартона зонировали помещения. Им даже заменяли старые стены. Одним словом, материал оказался очень функциональным и популярным. Пользовались им без всякой меры всегда и везде.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Потолки, как уже было сказано, делали многоуровневыми, обычно еще и натяжными. Белые, серые, черные, с имитацией звездного неба, восхода и заката, глянцевые - какие угодно.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Их, как и стены, любили украшать гипсовой или пенопластовой лепниной, которую красили золотой краской. Это сразу визуально съедало площадь, особенно при высоте потолка в два с половиной метра, как в хрущевках. Впрочем, в сталинках могло смотреться вполне прилично. Тем паче, во многих квартирах остались элементы сталинского ампира, включавшего потолочную лепнину и розетки под люстры. Вот только натяжные потолки находятся ниже тех, что предустанавливались по проекту архитекторов прошлого...

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В центре любой комнаты располагалась классическая многорожковая люстра, по периметру встраивали светодиоды для подсветки. В помещениях, особенно в гостиных, любой ночью было светло, как дем, даже в разы светлее. О сочетании хрусталя и мелких светодиодов никто не задумывался. Было модно - и точка.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кухня в большинстве типовых квартир крохотная, в ней не разгуляешься. Поэтому начали активно сносить стены между этой клетушкой и гостиной, делая большую многофункциональную столовую.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Если имелась лоджия, то стену убирали там, разделяли пространство барной стойкой. Когда стены оставались на своих местах, использовался узкий кухонный уголок - угловой диван, стол и пара табуретов. Неудобно, но нравилось почти всем. И пространство эта конструкция экономила прилично.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Гарнитура должна была быть обязательно с дверцами под дерево.

Мебель в девяностые была самая разная, причем в одной комнате. Немногие решались сразу избавиться от массивных стенок, родом из семидесятых, особенно, если они были сделаны в странах советского блока.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Но те, кто решался, покупали более компактные горки с плавными линиями или делали большие встроенные шкафы, иногда платяные. Мягкая мебель была всегда новой. Часть покупали у производителей, "слизавших" идеи с американских каталогов. Часть у продавцов, чьи поставщики вдохновлялись дворцовой утварью времен Людовика IV, только намного более низкого качества.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В каждой гостиной непременно был большой диван, по обе стороны которого располагались кресла из гарнитуры. Перед диваном или между диваном и креслом ставился стеклянный журнальный столик.

Но главной "изюминкой" любого дома были окна. Даже хорошие деревянные рамы обязательно убирали, заменяя на пластик. Он был дешевым, китайским и быстро желтел, хотя исключения встречались. Украшалась эта новомодная конструкция ярким турецким тюлем или органзой. По бокам вывешивались тяжелые портьеры под бархат или атлас с оборками, кисточками, ламбрекенами и подвязками. Казалось, что в каждой квартире свой театр, и вот за этим занавесом находится сцена.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Был ли евроремонт красив? Тогда казалось, что был. Сегодня, когда существует масса альтернатив, аляповатость баронского "евро" ужасает. Впрочем, дизайнеры говорят, что кое-где такие ремонты еще востребованы. А некоторые пророчат их скорое возвращение на массовый рынок. Будет или нет? Время покажет. Но так как жизнь движется по спирали, ничего нельзя исключать...