Найти тему
Mat Killerwhale

Киберпанк: история жанра. Влияние на искусство и культуру

Оглавление

О жанре

Авторское изображение
Авторское изображение

Киберпанк - это поджанр научной фантастики, который описывает дистопический будущий мир, где современные технологии и научные достижения сочетаются с общественным упадком и развалом. В центре киберпанка находится технология кибернетики и искусственный интеллект. Жанр получил свое развитие в 1960-х и 1970-х годах, когда авторы такие как Филип Дик, Майкл Муркок, Роджер Зелазны, Джон Браннер, Харлан Эллисон и Филип Фармер исследовали влияние культуры зависимости, технологии и сексуальной революции.

Сочетание двух английских слов "кибернетика" и "панк" образует термин "киберпанк", который впервые был использован Брюсом Бетке в 1983 году в качестве одноимённого названия своего рассказа. Жанр "киберпанк" описывает антиутопический мир будущего, где развитие информационных технологий и кибернетики, виртуальной реальности, киборгизации и искусственного интеллекта сочетается с чрезмерным государственным контролем над обществом, либо с обратным явлением - разложением государственных институтов, коррупцией и доминированием транснациональных корпораций. Произведения жанра часто затрагивают вопросы, связанные с человеческим разумом и обществом, грани между человеком и машиной, реальностью и виртуальностью.

Это была новая форма научной фантастики, которая оказалась более тёмной, пессимистической и куда реалистичнее, чем её предшественники. Она зародилась во времена информационной революции, когда многие начали замечать, как технологии меняют наш мир. Киберпанк раскрывает взгляд на мир, где технологии уже отнюдь не служат на благо человечества, а вместо этого превращает людей в пленников новой реальности и технологического прогресса. Киберпанк раскрывает нам удивительную картину общества, где глубокая нищета сталкивается с безраздельной властью корпораций, а правительства, когда-то неотъемлемая часть жизни, исчезли в тени новых властителей мира.

Сюжеты киберпанка часто сосредотачиваются на конфликте между искусственными интеллектами, хакерами и мегакорпорациями, и часто происходят в ближайшем будущем на Земле, а не в далеком будущем или галактических областях, как в романах Айзека Азимова "Фундамент" или Фрэнка Герберта "Дюна". Настрой книг обычно соответствует постиндустриальной дистопии, но часто проявляется экстраординарная культурная бурлящая активность и использование технологий в способах, не предусмотренных их изобретателями

Большая часть атмосферы жанра перекликается с нуар фильмами, и в письменных работах в этом жанре часто используются приемы детективной фантастики. Есть источники, которые считают, что киберпанк превратился из литературного движения в разновидность научной фантастики из-за ограниченного числа писателей и его перехода к более общей культурной формации.

Истоки

Авторское изображение
Авторское изображение

Происхождение киберпанка коренится в движении новой волны научной фантастики 1960-х и 1970-х годов, где New Worlds, под редакцией Майкла Муркока, начал приглашать и поощрять истории, которые исследовали новые стили письма, техники и архетипы. В своих работах авторы Новой волны пытались показать мир, где общество справляется с постоянными потрясениями новых технологий и культур, обычно с дистопическими последствиями. Писатели, такие как Роджер Желязны, Джи Джи Баллард, Филип Хосе Фармер, Сэмюэл Р. Делани и Харлан Эллисон, часто рассматривали влияние наркокультуры, технологии и сексуальной революции с помощью авангардного стиля, под влиянием Бит-поколения (особенно научной фантастики Уильяма Берроуза), дадаизма и своих идей.

Герой с тысячью лиц Джозефа Кэмпбелла, 1949
Герой с тысячью лиц Джозефа Кэмпбелла, 1949

Баллард атаковал идею того, что истории должны следовать «архетипам», популярным со времен Древней Греции, и предположению, что это будут те же самые архетипы, которые будут вызывать интерес современных читателей, как утверждал Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Герой с тысячью лиц». Вместо этого Баллард хотел написать новый миф для современного читателя, стиль с «более психо-литературными идеями, более мета-биологическими и мета-химическими концепциями, частными системами времени, синтетическими психологиями и пространственно-временными свойствами, более темными полумирами, которые можно уловить в картинах шизофреников».

Это оказало глубокое влияние на новое поколение писателей, некоторые из которых стали называть свое движение «киберпанк». Один из них, Брюс Стерлинг, позже сказал:

Среди американских писателей моего поколения - киберпанков и гуманистов и так далее - [Баллард] был выдающейся фигурой. Мы вели жестокие баталии о том, кто более баллардианский. Мы знали, что не годимся даже, чтобы чистить ему ботинки, и едва ли мы могли понять, как сможем добиться такой позиции, чтобы он мог уважать нашу работу, но по крайней мере мы видели вершину достижений, которую он достиг.

Как правило, Новая волна, возглавляемая Баллардом, Зелазны и другими, рассматривалась последующими поколениями авторов научной фантастики как тенденция к большей "реалистичности" в жанре, и они пытались продолжать эту линию в своих произведениях.

"Нова" Сэмюэла Р. Делани, 1968
"Нова" Сэмюэла Р. Делани, 1968

Один из главных предвестников киберпанка - роман Сэмюэла Р. Делани "Нова", опубликованный в 1968 году. Он предвосхитил темы киберпанка, такие как компьютерные импланты, через которые люди взаимодействуют с машинами. Уильям Гибсон заявил, что был очень вдохновлен Делани, и его роман "Нейромант" содержит отсылки к "Нове".

Еще одним влиятельным романом, часто называемым прото-киберпанком, является "Снятся ли андроидам электроовцы?" ("Бегущий по лезвию"), написанный Филипом Диком в 1968 году. Роман исследует этические и моральные проблемы кибернетического искусственного интеллекта в более "реалистичной" манере, чем серия романов Айзека Азимова, заложившая его философское основание.

Роман К. В. Джетера "Доктор Аддер", написанный в 1972 году, также часто называют прото-киберпанком. Филип Дик сожалел, что роман не смог найти издателя в то время, и считал, что он мог стать более влиятельным в жанре. "Доктор Аддер" был опубликован только в 1984 году, после чего Джетер написал две продолжения, а также три авторизованных продолжения романа Дика "Снятся ли андроидам электроовцы?", названных "Бегущий по лезвию 2: Грань человека" (1995), "Бегущий по лезвию 3: Ночь репликанта" (1996) и "Бегущий по лезвию 4: Глаз и коготь".

Роман Филипа Дика "Снятся ли андроидам электроовцы?" был экранизирован в культовый фильм "Бегущий по лезвию" (1982). Это произошло через год после того, как короткий рассказ Уильяма Гибсона "Джонни Мнемоник" (оригинал по ссылке), опубликованный в мае 1981 года в журнале Omni, помог перенести концепции прото-киберпанка в массовую культуру. Этот рассказ, который стал основой фильма 1995 года, также описывает дистопическое будущее, в котором курьеры доставляют компьютерные данные, хранящиеся в их собственных кибернетических устройствах.

Термин "киберпанк" впервые появился в заголовке рассказа Брюса Бетке, написанного в 1980 году и опубликованного в журнале Amazing Stories в 1983 году. Этот термин был замечен Гарднером Дозуа, редактором журнала "Научная фантастика" Исаака Азимова, и стал популярным в его редакторских заметках.

Бетке рассказывает, что составил два списка слов, один про технологии, другой про бунтарей, и экспериментировал с их комбинированием, пытаясь сформулировать термин, который бы объединил панковскую атмосферу и высокие технологии. Он описывает свою идею так:

"Дети, которые разбили мой компьютер; их дети были жуткими непоседами, сочетающими этическую пустоту подростков с технической грамотностью, о которой мы, взрослые, могли только догадываться. Кроме того, родители и другие авторитетные взрослые начала 21 века будут ужасно плохо подготовлены к тому, чтобы справиться с первым поколением подростков, которые выросли, действительно "говорящими компьютерами"."

После этого Дозуа начал использовать этот термин в своих собственных публикациях, в частности, в статье в Washington Post, где он написал:

Ближе всего к своевольной эстетической «школе» здесь были бы поставщики причудливых бескомпромиссных высокотехнологичных вещей, которых иногда называют «киберпанками» — Стерлинг, Гибсон, Шайнер, Кадиган, Беар.

В 1984 году был опубликован роман Уильяма Гибсона "Нейромант", который показал будущее, охваченное тем, что стало архетипом киберпанковской "виртуальной реальности", когда человеческий разум получает образы мира через компьютерный интерфейс на основе света. Некоторые, возможно, иронично, включая самого Бетке, тогда утверждали, что писателей, чей стиль олицетворяли книги Гибсона, следует называть "Нейромантиками", что является каламбуром на название романа плюс "Новые романтики", термин, использовавшийся для новой волны поп-музыкального движения, которое только что произошло в Британии, но этот термин не прижился. Позже Бетке перефразировал аргумент Майкла Свонвика за использование этого термина:

"писателей движения должны называться нейромантиками, так как так многое из того, что они делали, было явно имитацией 'Нейроманта'".

Стерлинг также играл важную роль, часто сознательно, в жанре киберпанк, который считается либо сохраняющим его на пути, либо искажающим естественный путь в застойную формулу. В 1986 году он редактировал сборник рассказов киберпанка под названием "Зеркальные очки: Антология киберпанка", попытка установить, что такое киберпанк с точки зрения Стерлинга.

В последующее десятилетие мотивы Neuromancer Уильяма Гибсона стали формульными, что достигло своего апогея в сатирических экстремальных произведениях Нила Стивенсона - Snow Crash в 1992 году. Отражая киберпанк, Бетки сам опубликовал роман в 1995 году под названием Headcrash, который, как и Snow Crash, насмехался над избытками жанра. Подходящим образом, он получил награду, названную в честь духовного основателя киберпанка - премию Филипа Дика. Этот роман насмехался над жанром таким образом:

...полным полно молодых парней без социальной жизни, без сексуальной жизни и без надежды когда-либо выйти из-под опеки своих матерей... Они полные задроты и неудачники, которые увлекаются мессианскими фантазиями о том, что когда-нибудь смогут отомстить миру при помощи почти волшебных компьютерных навыков, но на самом деле их использование Интернета сводится к набору на скатологическом форуме и загрузке нескольких отвратительных картинок. Знаете, киберпанки.

Однако влияние киберпанка было долгосрочным. Элементы как настройки, так и повествования стали обычными в научной фантастике в целом, и целый ряд поджанров теперь имеет суффикс "-панк" в своих названиях, наиболее очевидный из них стимпанк, но также и множество других производных киберпанка.

Стиль и Характер явления

Авторское изображение
Авторское изображение

Основные фигуры в движении киберпанк включают Уильяма Гибсона, Нила Стивенсона, Брюса Стерлинга, Брюса Бетке, Пэт Кэдигэн, Руди Ракера и Джона Ширли. Филип К. Дик (автор "Снятся ли андроидам электроовцы?", по которому был адаптирован фильм "Бегущий по лезвию"), также считается некоторыми как предвестник движения.

Фильм "Бегущий по лезвию" можно считать квинтэссенцией киберпанка в стиле и теме. Видеоигры, настольные игры и ролевые игры, такие как "Cyberpunk 2020" и "Shadowrun", часто содержат сюжеты, сильно влиятельные на писательскую и кинематографическую культуру киберпанка. Начиная с начала 1990-х годов, некоторые тенденции в моде и музыке также были названы киберпанком. Киберпанк также часто появляется в аниме и манге (японский киберпанк), среди наиболее заметных "Акира", "Призрак в доспехах" и "Ковбой Бибоп".

Окружение

Киберпанк писатели часто используют элементы криминальной литературы, такие как детективы и фильмы нуар, а также постмодернистскую прозу, чтобы описать часто нигилистическую темную сторону электронного общества.

Жанр киберпанк обычно представляет мрачное видение будущего, которое является антитезой утопическим представлениям о будущем, популярным в 1940-х и 1950-х годах. В таких работах часто происходят действия в онлайне, в киберпространстве, смещая границу между реальностью и виртуальностью.

Киберпанк окружение — это антиутопия с коррупцией, компьютерами и интернет-коммуникацией. Большие мультинациональные корпорации заменили правительства в качестве центров политической, экономической и даже военной власти.

Япония и ее экономическое и технологическое состояние являются частой темой в киберпанк литературе 1980-х годов.

Главный герой

Вдохновлено романом "Нейромант"
Вдохновлено романом "Нейромант"

Основными персонажами киберпанк-литературы являются антигерои, которые обычно оказываются в ситуациях, где у них мало или вообще нет контроля над происходящим. Они начинают свою историю в роли подчиненных или неудачников, однако вскоре пытаются выбраться из этого положения. Часто они занимаются наркотиками или другими вице, и являются аутсайдерами общества. Часто они не могут изменить темную реальность мира, который их окружает.

Окончание их историй обычно не является положительным. Один из прототипов главного героя киберпанка - Кейс из "Нейроманта" Уильяма Гибсона - является гениальным хакером-торчком, который предал своих партнёров из организованной преступной группировки. Но после поражения в хакерской битве, он теряет свои способности и ему предлагают шанс вернуться к жизни, если он согласится на новую криминальную работу с новой командой.

Общество и правительство

Авторское изображение
Авторское изображение

Киберпанк может вызывать беспокойство у читателей и побуждать их к действию. Он часто выражает чувство бунта и может быть описан как вид культурной революции в научной фантастике. Киберпанк-романы изображают будущее общество, в котором правительства стали слабыми и жалкими, а власть сконцентрировалась в руках богатых и корпоративных элит. Киберпанк также рассматривается как прогноз эволюции интернета, описывая глобальные коммуникационные сети задолго до того, как Интернет стал широко известен.

Некоторые критики отмечают, что киберпанк склонен маргинализировать некоторые секторы общества, такие как женщины и африканцы. Киберпанк описывает фантазии, которые в конечном итоге усиливают мужественность, используя фрагментарный и децентрализованный эстетический подход, что приводит к созданию жанра, населенного мужскими "изгоем". Критики также отмечают отсутствие ссылок на Африку или афроамериканского персонажа в культовом киберпанк-фильме "Бегущий по лезвию" и подчеркивают, что другие фильмы усиливают стереотипы.

Киберпанк-медиа

В литературе

Брюс Бетке, писатель из Миннесоты, придумал термин «киберпанк» в 1983 году для своей короткой истории "Киберпанк", опубликованной в выпуске журнала "Amazing Science Fiction Stories".

Термин быстро стал меткой, которую начали применять к произведениям Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга, Пэта Кэдигана и других. Из них Стерлинг стал главным идеологом движения благодаря своему фэнзину Cheap Truth. Джон Ширли написал статьи о важности Стерлинга и Раккера. Роман Джона Браннера "На волне шока" 1975 года считается многими первым киберпанк-романом с многими тропами, обычно ассоциируемыми с жанром, за пять лет до того, как термин стал популярен благодаря Гарднеру Дозуа (см. выше).

Уильям Гибсон с его романом "Нейромант" (1984) - возможно, наиболее известный писатель, связанный с термином киберпанк. Он акцентировал внимание на стиле, фасцинации поверхностями и атмосфере, отходя от традиционных научно-фантастических тем.

"Нейромант" считается прорывом и иногда описывается как "архетипическое киберпанковское произведение", которое было удостоено премий Хьюго, Небьюла и Филипа К. Дика. Романы "Граф Ноль" (1986) и "Моно Лиза Овердрайв" (1988) вышли после популярного дебютного романа Гибсона.

Согласно словарю программистов Jargon File:

"почти полное незнание Гибсона компьютеров и культуры хакеров позволило ему размышлять о роли компьютеров и хакеров в будущем, взгляд на которые хакеры нашли как раздражающе наивный, так и чрезвычайно стимулирующий".

Ранний киберпанк был приветствован как радикальное отклонение от стандартов научной фантастики и новое проявление жизнеспособности. Однако вскоре возникли критики, которые оспаривали его статус революционного движения. Они утверждали, что Новая Волна научной фантастики 1960-х годов была намного более инновационной в плане приемов повествования и стилей. Более того, хотя повествовательный тон в "Нейроманте" может быть необычным для научной фантастики, можно найти гораздо более старые примеры. Другие отмечали, что почти все черты, которые утверждались как уникальные для киберпанка, на самом деле можно найти в более старых произведениях писателей, таких как Дик, Эллисон, Лем, Делани и даже Берроуз.

Например, произведения Филипа Дика содержат повторяющиеся темы социального упадка, искусственного интеллекта, паранойи и размытых границ между объективной и субъективной реальностями. Влиятельный киберпанк-фильм "Бегущий по лезвию" (1982) основан на его книге "Снятся ли андроидам электроовцы?" (1968). Люди, связанные с машинами, можно найти в "Вольфбейн" Пола и Корнблата (1959) и "Создания света, Создания тьмы" Роджера Желязны (1968).

В 1994 году ученый Брайан Стоунхилл предположил, что роман Томаса Пинчона "Радуга тяготения" (1973) «не только проклинает, но и предвосхищает то, что мы теперь легко называем киберпространством». Другие важные предшественники киберпанка включают два самых знаменитых романа Альфреда Бестера, «Человек без лица» (1953) и «Звезды — моя цель» (1956), а также новеллу Вернора Винджа «Истинные имена и другие опасности» (1987).

Фильмы и ТВ-сериалы

Фильм «Бегущий по лезвию» (1982), основанный на книге Филипа Дика «Снятся ли андроидам электроовцы?», является одним из наиболее известных примеров киберпанка в кино. Действие фильма разворачивается в дистопическом будущем 2019 года, где созданные человеком существа, называемые репликантами, являются рабами, используемыми на космических колониях и легальной добыче на Земле. Фильм стал культовым, хотя не имел большого успеха на первоначальном релизе в кинотеатрах. Он вдохновил многие последующие фильмы киберпанка, в том числе трилогию «Матрица» (1999-2003), и не самое удачное её продолжение «Матрица: Воскрешение» (2021).

С тех пор количество фильмов, использующих элементы киберпанка, стало расти. Несколько произведений Филипа К. Дика были экранизированы. Однако фильмы «Джонни Мнемоник» (1995) и «Отель Новая Роза» (1998), основанные на рассказах Уильяма Гибсона, были коммерческими провалами и замедлили развитие киберпанка как литературного или культурного феномена. В 2017 году вышел сиквел фильма «Бегущий по лезвию» (1982), «Бегущий по лезвию 2049» (2017), где Харрисон Форд повторил свою роль из оригинала.

Помимо всего, достойны упоминания кинокартины «Элизиум: Рай не на Земле» (2013), «Робот по имени Чаппи» (2015) и «Апгрейд» (2017), вобравшие в себя ключевые черты жанра, и являются его достойными продолжателями.

Также существует жанр «техно-нуар», являющийся гибридом «нео-нуара» и научной фантастики или киберпанка. В этот жанр входят такие фильмы, как «Взрывающийся город» (1982), «Робокоп» (1987), «12 обезьян» (1995), «Газонокосильщик» (1992), «Хакеры» (1995), «Железо» (1990), «Странные дни» (1995) и «Вспомнить всё» (1990).

Манга и Аниме

Японский киберпанк стал известен после выхода японского комикса(далее манга) "Акира" Кацухиро Отомо в 1982 году и ее адаптации в аниме-фильм в 1988 году, который стал очень популярным. Это вдохновило волну японских киберпанк работ, включая мангу и аниме-сериалы, такие как "Сны оружия" ("Боевой Ангел Алита"/"GUNNM") (1993), "Призрак в доспехах" (1995), "Эксперименты Лэйн" (1998) и "Ковбой Бибоп" (1998).

В отличие от западного киберпанка, который имеет корни в литературе Нью-Вэйв научной фантастики, японский киберпанк имеет корни в культуре подпольной музыки, а именно в японской панк-подкультуре, возникшей из японской панк-музыкальной сцены в 1970-х годах.

Киберпанк-темы широко представлены в аниме и манге, включая будущее, которое имеет общие элементы с западной научной фантастикой. Киберпанк-эстетика стала популярной в Японии, где косплей тоже очень популярен, и ее влияние распространилось.

Помимо этого многие многие аниме и манга, включая "Яблочное зёрнышко", "Эрго Прокси", "Мегазона 23", "Гоку: Полуночный глаз", "Кибергород Эдо 808", "Киберпанк: Бегущие по краю" ("Киберпанк: Эджраннеры"), "Кризис каждый день", "Передовая полиция", "Ангел Полицейский", "Blame!", "Армитаж III", "Технолайз", "Психопаспорт" и "Жизнь без оружия", содержат киберпанк-темы.


Влияние

Тот самый мотоцикл из "Акиры"
Тот самый мотоцикл из "Акиры"

Манга "Акира" (1982) и её экранизация аниме так же оказали большое влияние на анимацию, комиксы, фильмы, музыку, телевидение и видеоигры в целом. "Акира" была названа одним из важнейших факторов, повлиявших на голливудские фильмы, такие как «Матрица», «Хроника», «Петля времени»,«Специальный полуночный выпуск» и «Начало», а также на киберпанк-вдохновленные видеоигры, такие как "Snatcher" и "Metal Gear Solid" Хидео Кодзимы, серию игр "Half-Life" от Valve и "Remember Me" от Dontnod Entertainment. "Акира" повлияла также на музыкантов, например, Канье Уэст увековечил образы "Акиры" в видеоклипе к песне "Stronger", а альбом Лупе Фиаско "Tetsuo & Youth" назван в честь главного героя "Тэцуо" Шима. Популярный мотоцикл из фильма, мотоцикл Канеды, появляется в фильме Стивена Спилберга "Первому игроку приготовиться" и в видеоигре CD Projekt "Киберпанк 2077".

Цифровой дождь из аниме-фильма "Призрак в доспехах", 1995
Цифровой дождь из аниме-фильма "Призрак в доспехах", 1995

Фильм "Призрак в доспехах" 1995 года повлиял на нескольких известных режиссеров, особенно на братьев Вачовски в "Матрице" и ее продолжениях. Несколько концепций были заимствованы у фильма, включая цифровой дождь "Матрицы", который был вдохновлен заставкой "Призрак в доспехах", а также доступ персонажей к виртуальному миру через разъёмы на задней части их шеи. Сходства также были обнаружены с другими фильмами, такими как "Аватар" Джеймса Кэмерона, "Искусственный разум" Стивена Спилберга и "Суррогаты" Джонатана Мостоу. Кэмерон даже назвал "Призрак в доспехах" источником его вдохновения и ссылался на него как на особое влияние на концепт технологий "Аватар".

Помимо громких названий, аниме-фильм "Мегазона 23" 1985 года имеет несколько сходств с фильмом "Матрица", а "Боевой Ангел Алита" существенно повлиял на режиссера Джеймса Кэмерона, который планировал экранизацию манги ещё с 2000 года. Это влияние проявилось в его телесериале начала нулевых "Тёмный ангел", но также он является продюсером киноадаптации "Алита: Боевой ангел" 2019 года.

Комиксы

В 1975 году художник Мебиус сотрудничал с писателем Дэном Обанноном над историей под названием «Долгое завтра», опубликованной во французском журнале Métal Hurlant. Этот рассказ сочетал в себе элементы фильм-нуара и жестокой детективной литературы с научно-фантастической средой, и является одним из первых произведений, содержащих элементы киберпанка. Автор Уильям Гибсон утверждал, что работа Мебиуса над этим проектом, а также другие работы из журнала Métal Hurlant, сильно повлияли на его роман «Нейромант». Комикс Мебиуса «Инкал», созданный совместно с Алехандро Ходоровским и изданный с 1981 по 1988 годы, ещё детальнее углубился в эстетику «Долгого завтра» и также включил в себя многие элементы киберпанка.

DC Comics опубликовал шестиполосный мини-сериал «Ронин» Фрэнка Миллера с 1983 по 1984 годы. Он включает аспекты культуры самураев, фильмов о боевых искусствах и манги, и происходит в дистопическом Нью-Йорке будущего. Серия исследует связь между древним японским воином и городским пейзажем апокалиптического будущего. Комикс также имеет несколько сходств с «Акирой», с сильными телепатическими способностями в центре сюжета и многими ключевыми визуальными элементами. Комикс повлиял на многие последующие произведения, включая «Самурай Джек» и «Черепашки-ниндзя», а также на видеоигры.

«Бэтмен: Возвращение тёмного рыцаря» (1986) Фрэнка Миллера и «Бэтмен: 100-й год» (2006) Пола Поупа также содержат множество элементов киберпанка, включая оппозиционных героев, противостоящих будущему авторитарному государству, и ретрофутуристический стиль, отсылающий к прошлому и будущему одновременно. В «Бэтмен: Возвращение тёмного рыцаря» Брюс Уэйн возвращается на сцену в качестве супергероя, чтобы бороться с криминальным миром Готэма и управляющей городом властью.

Книга Пола Поупа «Бэтмен: 100-й год» демонстрирует несколько черт, типичных для фантастики о киберпанке, таких как главный герой-мятежник, противостоящий будущему авторитарному государству, и отчетливая эстетика ретрофутуризма, которая отсылает как к «Бэтмен: Возвращение тёмного рыцаря», так и к первым появлениям Бэтмена в 1940-е годы

Видеоигры и настолки

Существует множество видеоигр в жанре киберпанк. Среди популярных серий можно назвать "Final Fantasy VII" и его спин-оффы и ремейк, серию "Megami Tensei", серию игр "Snatcher" и "Metal Gear" от Хидео Кодзимы, серию "Deus Ex", "Syndicate" и "System Shock" и ее сиквел. Некоторые игры, такие как "Blade Runner", "Ghost in the Shell" и серия "Matrix2, основаны на фильмах данного жанра или настольных ролевых играх (например, на серии "Shadowrun" и "Cyberpunk").

Существует несколько ролевых игр, иначе РПГ (Role-Playing Game), в жанре киберпанк, включая популярную серию настолок "Cyberpunk"* ("Cyberpunk 2020", "Cyberpunk v3.0" и "Cyberpunk Red"), созданные Майком Пондсмитом и выпущенные R. Talsorian Games, а также "GURPS Cyberpunk", выпущенный Steve Jackson Games в качестве модуля для семейства РПГ "GURPS".

"Cyberpunk 2020"* был разработан с учетом мировоззрения Уильяма Гибсона, и в некоторой степени с его одобрения, в отличие от подхода FASA при создании игры "Shadowrun", которая сочетает киберпанк с элементами фэнтези, такими как магия и фэнтезийные расы, такие как орки и эльфы. Обе игры установлены в ближайшем будущем, в мире, где кибернетика является преобладающей. Кроме того, Iron Crown Enterprises выпустила РПГ под названием "Cyberspace", которая была несколько лет недоступна, но недавно была переиздана в онлайн-формате PDF.

Офтоп:

"В 1990 году Секретная служба США провела облаву на офис Steve Jackson Games и изъяла все их компьютеры, что привело к скандальному событию в индустрии игр. Jackson Games выиграли судебный процесс против Секретной службы с помощью Electronic Frontier Foundation. Все изданные издания "GURPS Cyberpunk" имеют тег-линию на обложке, которая гласит "Книга, которую изъяла Секретная служба США!" Внутри книги предоставляется краткое описание облавы и ее последствий."

В декабре 2020 года компания CD Projekt Red выпустила игру "Cyberpunk 2077", киберпанк шутер с открытым миром от первого лица/РПГ, основанный на настольной игре "Cyberpunk 2020"*.

"Cyberpunk 2077" установил новый рекорд наибольшего количества одновременных игроков в одиночной игре: рекордные 1 003 262 человека играли сразу после запуска 10 декабря, согласно Steam Database. Это превосходит предыдущий рекорд Steam в 472 962 игрока, установленный в 2015 году в Fallout 4.

В последующем серия игр "Cyberpunk" вдохновила несколько миниатюрных и настольных игр, таких как:

  • "Necromunda" от Games Workshop.
  • "Netrunner" - коллекционная карточная игра, выпущенная в 1996 году, основанная на ролевой игре "Cyberpunk 2020".
  • "Tokyo NOVA", появившаяся в 1993 году, является киберпанк-игрой в стиле настольной игры, которая использует игральные карты вместо костей.

*Обзор на настольную игру "Cyberpunk 2020" <-- прямо по ссылке *тык*

Музыка

Музыка, относящаяся к киберпанку, уходит своими корнями к музыкальным саундтрекам фильмов "Побег из Нью-Йорка" (1981) и "Бегущий по лезвию" (1982). Некоторые музыканты и группы были отнесены к жанру Киберпанк из-за своего стиля и тематики песен. Некоторые из них работают в рамках жанра, а другие - нет. К таким группам относят Psydoll, Front Line Assembly, Clock DVA, Angelspit и Sigue Sigue Sputnik.

Некоторые музыканты, которых обычно не связывают с киберпанком, время от времени вдохновляются создавать концептуальные альбомы, исследующие подобные темы. Например, альбомы Gary Numan "Replicas", "The Pleasure Principle" и "Telekon" были сильно вдохновлены работами Филипа Дика. Альбомы Kraftwerk "The Man-Machine" и "Computer World" исследуют тему зависимости человека от технологии.

Многие музыканты также черпают вдохновение из конкретных произведений или авторов киберпанка. Например, альбомы Sonic Youth "Sister" и "Daydream Nation" были вдохновлены работами Филипа Дика и Уильяма Гибсона соответственно. Lady Gaga использовала киберпанк-персонажа и визуальный стиль в своём альбоме "Chromatica" (2020).

Vaporwave и synthwave также находят вдохновение в киберпанке. Первый стиль интерпретируется как дистопическая критика капитализма, а второй - как ретрофутуристический стиль киберпанка.

Влияние на общество

Писатели Дэвид Сузуки и Холли Дрессель описывают кафе, магазины брендов и видеоаркады в торговом центре Sony Center на площади Потсдамер-Плац в Берлине, как "видение киберпанк-корпоративного городского будущего".

Одним из наиболее интересных аспектов киберпанка является то, как он влияет на моду и культуру.

Несколько субкультур были вдохновлены киберпанк-фантастикой. К ним относится киберделик-субкультура конца 1980-х и начала 1990-х, вдохновленная психоделическим искусством и киберкультурой, а также киберготическая мода и танцевальная субкультура, объединяющие элементы рейва, готической субкультуры и киберпанка.

Но "кибергот" и "технониндзя" - это только два примера множества стилей, вдохновленных киберпанком. Киберпанк-мода представляет собой отдельную подсубкультуру, которая возникла в последние годы и отличается от киберготической моды и танцевальной субкультуры тем, что больше вдохновлена уличной модой, «постапокалипсисом», функциональной одеждой, спортивной одеждой высокой технологичности, тактической униформой и мультифункциональной одеждой. Эта мода носит такие названия, как «технологичная одежда», «готический ниндзя» или «технологичный ниндзя». Однако, как и в любой моде, тенденции могут быть преходящими, и в будущем киберпанк может уступить место новым течениям.

квартал Коулунь, Китай
квартал Коулунь, Китай

В некоторой литературе, как пример киберпанк-дистопии упоминается гонконгский городской квартал Коулунь (Город-крепость Коулунь), разрушенный в 1994 году, который благодаря своим жутким условиям проживания, политической, физической и экономической изоляции привлекал внимание исследователей своей изобретательностью.

Подробнее

Крепость Коулунь, также известная как Городок Коулунь, был густонаселенным районом в Гонконге, который существовал с середины 1800-х годов до 1994 года. Городок был известен своей архитектурой, которая была обусловлена нестандартными условиями жизни, из-за чего он часто ассоциируется с киберпанк дистопией. Несмотря на отсутствие земельного права, арендаторы и владельцы недвижимости в Коулунь использовали каждый квадратный метр земли, чтобы создать вертикальный город, где было много магазинов, заведений быстрого питания и мест для жительства. В результате, многие жители жили в крошечных квартирах, в которых не было окон, воды и канализации, а кабели электроснабжения были проложены от дома к дому наружу.
Городок Коулунь стал примером того, как жители могут адаптироваться к экстремальным условиям, и стал объектом внимания ученых, а также источником вдохновения для фантастической литературы и кино, отражающих киберпанк дистопию.

Итоги.

Итак, мы рассмотрели множество аспектов киберпанка, начиная с его происхождения и развития в литературе, кино, играх и музыке, и заканчивая влиянием на моду и культуру. Очевидно, что киберпанк оказал значительное влияние на многие области искусства и жизни в целом. В нем часто отображаются дискуссии о будущем технологий, социальной справедливости, экологии и биомеханики. Киберпанк может быть рассмотрен как критика капитализма и социальной инерции, и в то же время как источник вдохновения для технологических инноваций и экспериментов.

Одно можно сказать наверняка: киберпанк продолжает вдохновлять людей по всему миру, и его влияние будет ощущаться еще много лет. Как и с любым жанром, он может подвергаться изменениям и развиваться, но его основные идеи и эстетика останутся важными для многих людей.

Это может быть интересно:

  • Cyberpunk 2020: обзор настольной игры. История и влияние
  • Символистская драма: истоки и влияние
  • "Сменщик". Короткий рассказ