Победив в Великой Отечественной войне, СССР начал восстановление своего военно-морского флота для защиты своих интересов в условиях "холодной войны". Основными кораблями, придающими устойчивость силам флота, были избраны линейные корабли проекта 24, тяжелые крейсера проекта 82 и средние крейсера проекта 66.
Линейные корабли в прошедших сражениях Второй мировой войны оказались на второстепенных ролях после авианосцев. Но СССР не имел опыта постройки и применения авианосцев, поэтому по инерции продолжал проектировать линейные корабли, стремясь максимально учесть опыт прошедшей войны. Считалось, что под зонтиком береговой авиации они смогут достойно проявить себя. тем не менее, проектирование линейных кораблей не являлось приоритетом ни для Сталина, ни для военно-морского флота, ни для судостроительной промышленности. Поэтому фактически ни один линейный корабль не был заложен и построен в послевоенное время.
Тяжелые крейсера проекта 82 являлись фаворитами Сталина, который оказался под влиянием эффектных танковых ударов немецких механизированных войск на сухопутных фронтах и рейдами немецких тяжелых крейсеров на море. Он считал, что мощный быстроходный корабль наиболее подходит для тактики "кусай и беги" в отношении превосходящих сил флотов западных стран. Дело дошло до закладки крейсеров "Сталинград" в г. Николаев, "Москва" в г. Ленинград и третьего корпуса в г. Молотовск в начале 50-х годов. Но со смертью Сталина и с появлением нового ракетного вооружения корабли были прекращены постройкой и разобраны на стапелях.
Средние крейсера проекта 66 были фаворитами военно-морского министра адмирала Н.Г. Кузнецова. Крейсер проектировался как ответ американским тяжелым крейсерам типа "Де Мойн". Имея водоизмещение на 10000 тонн больше, решающего преимущества перед своим американским оппонентом он не имел. Превосходство в дальности стрельбы главным калибром (220-мм против 203-мм на "Де-Мойн") не могло быть реализовано из-за несовершенства систем управления огнём, а при сближении преимущество в огневой мощи получал более скорострельный американский крейсер. Размеры проекта 66 не соответствовали его реальной ударной мощи, при том, что по размерам он приближался к гораздо более мощным кораблям проекта 82. Зенитное вооружение крейсера также рассматривалось как не обеспечивающее отражение даже ограниченных авиационных ударов. Зато корабль оказывался очень дорогим, его стоимость при серийной постройке оценивалась в 900 миллионов советских рублей. Для сравнения, крейсер проекта 82 стоил 1168 миллионов рублей, крейсер проекта 68-бис — 322 миллиона рублей. Несоответствие размеров крейсера его реальным возможностям поставило крест на дальнейшей разработке проекта.
На первом этапе строительства послевоенного флота предполагалось создание эскадр надводных кораблей. Для обеспечения боевой устойчивости эскадр приоритет отдавался крейсерам. Были достроены пять из заложенных до войны крейсеров проекта 68 по откорректированному проекту 68К: "Чапаев", "Чкалов", "Железняков" в Ленинграде и "Фрунзе", "Куйбышев" в Николаеве.
Кроме того, промышленность приступила к постройке крейсеров проекта 68-бис, спроектированных с учетом изучения германского крейсера "Лютцов" (куплен перед войной в Германии) и опыта войны. Из 21 заложенного корабля были достроены только 14.
Кораблестроительной программой предусматривалось строительство 188 эсминцев. В 1947-1957 гг были построены 10 эсминцев по скорректированному довоенному проекту 30К, 70 эсминцев по проекту 30-бис, один эсминец проекта 41, 27 эсминцев проекта 56. Всего 108 единиц.
Наличие во флотах иностранных держав миноносцев для сопровождения конвоев и дороговизна полноценных эсминцев привели к появлению в советской кораблестроительной программе планов по строительству 177 сторожевых кораблей (миноносцев). Фактически промышленность СССР построила 81 корабль проектов 29К(четыре единицы, корректированный предвоенный проект), 42 (восемь единиц), 50 (68 единиц) и 52 (пограничный ледокольный сторожевой корабль довоенной закладки).
Боевые катера
В кораблестроительной программе большое внимание было уделено строительству больших и малых охотников, хорошо зарекомендовавших себя в годы войны в прибрежной зоне. Планом предусматривалось строительство 345 больших и 600 малых охотников за подводными лодками. Однако промышленность смогла передать флоту только 280 больших (проектов 122А и 122 бис) и 110 малых (проектов ОД-200, 199, 201) охотников за подводными лодками.
Десятилетним планом 1946-1955 гг планировалось строительство 828 больших (для действий в открытом море) и малых (для защиты баз) торпедных катеров. Всего промышленность построила 436 больших (проектов ТМ-200, ТД-200бис, 183, 183 ТК) и 296 малых (проектов 123 бис и 123К) торпедных катеров. В связи с переосмыслением роли торпедных катеров в дальнейшем 200 больших и 90 малых торпедных катеров были переданы флотам других стран.
Борьба с минной опасностью не исчезла с окончанием войны. несколько послевоенных лет минно-тральные силы очищали моря от выставленных в войну мин. Промышленность за 1946-1955 гг построила и передала флоту 134 базовых (проектов 254, 264), 128 рейдовых(проектов 255 и 265), 9 катерных и 5 речных тральщиков.
Из предусмотренных кораблестроительной программой 195 десантных кораблей промышленность не смогла построить ни одного.
Подводные лодки
Прошедшая война показала возросшую мощь и роль подводных лодок. Противостояние германского подводного флота и противолодочных сил союзников в Атлантике получило громкое название Битвы за Атлантику. Германия пыталась противодействовать поставкам военных материалов в Великобританию, а флот союзников принимал меры к прорыву подводной блокады и проводке конвоев в страны союзников. По опыту прошедшей войны СССР приступил к постройке двух типов лодок - больших проекта 611 для действий в океанской и дальней морской зоне и средних проекта 613 для действий дальней и ближней морских зонах. Кроме того, строились малые подводные лодки с нетрадиционной энергетической установкой проекта А-615. Всего было построено 26 больших, 215 средних и одной проекта 615 и 29 серийных проекта А-615.
Авиация Военно-морского флота.
В ходе Великой Отечественной войны морская авиация стала основной ударной силой против кораблей и транспортов, аэродромов, пунктов базирования, а также для защиты сил флота от ударов авиации противника. В послевоенный период авиация перевооружалась на реактивную технику. К 1954 году в состав авиации ВМФ входила 31 дивизия - 10 минно-торпедных, 20 истребительных, одна специальная, а также 10 отдельных разведывательных авиаполков. Всего было 120 авиаполков и 20 отдельных авиаэскадрилий.