Два года назад отечественный зритель увидел новую экранизацию трилогии Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Режиссером выступил Юрий Мороз, а сам фильм повествовал о жизни семьи Громовых в течении трех поколений.
В новый сериал создателями было вложено ни только много средств, но и сил и они представили на суд российского зрителя свое видение знаменитой эпической драмы. После выхода на экраны, сериал «Угрюм-река» получил в обществе неоднозначный резонанс и на него обрушилось много зрительской критики. Сериал поневоле сравнивали с советским фильмом Ярополка Лапшина, вышедшем на экраны в 1968 году.
Тяжелые съемки
В отличие от своего предшественника, новый сериал стал первым фильмом, который полностью соответствовал одноименной книге. Режиссер ставил своей целью наиболее точно показать на экране все сюжетные линии трехтомника Вячеслава Шишкова и постараться не допустить стилистических ошибок.
Съемки отличались масштабностью и снимались сразу в трех местах, где были возведены свои декорации.
Как говорили создатели сериала, самые трудные съемки были в Сибири. Приходилось снимать в тяжелых условиях, где до ближайшего населенного пункта было несколько десятков, а то и сотни километров. Например, когда снимали на речке Исеть, то в течении одного съемочного дня можно было снять не более 2 – 3 дублей. При этом шестиметровую деревянную лодку приходилось спускать на воду за сто метров от порогов, которые надо было преодолеть в кадре, а снимали все происходящее с дрона.
Когда зритель смотрел этот фильм, то ему казалось, что главный герой всегда существует в одной и той же местности. Но на самом деле это не соответствовало действительности: усадьбу снимали недалеко от Москвы, бараки рабочих возвели рядом с Минском, а заводские постройки были уже на Урале. Поэтому автомобиль, в котором все время разъезжал главный герой, надо было перевозить с места на место.
А вот знаменитую башню Прохора Громова на самом деле воссоздал… компьютер. А то что происходило якобы в самой башне, снималось в специально построенном павильоне. На компьютере было воссоздано и падение метеорита в районе Подкаменной Тунгуски. Этот ход был задуман режиссером, как крушение всей жизни Прохора Громова.
Многие из костюмов, в которые были одеты персонажи фильма, были сшиты вручную. Художник фильма даже консультировался с шаманом, чтобы данный образ максимально соответствовал действительности.
Во время съемок застолья в доме главного героя потребовалось максимальное знание истории. Реквизитору сериала специально пришлось брать консультации у поваров, которые специализируются на русской кухне, изучить порядок смены блюд в домах купцов. Но наверное мало кто догадался, что все напитки, которые видны в кадре – бутафорские.
Правы ли критики
Понятно, что создание такой эпической драмы было связано с огромным количеством трудностей. Но создатели вложили в фильм все свое знание и умение. Во время старта проекта все понимали, что не удастся избежать сравнения с фильмом Ярополка Лапшина, поэтому постарались убедить зрителя в том, что их творение, это не ремейк фильма Лапшина, а их собственная трактовка известного произведения. Но все равно, критики избежать не получилось.
При этом многим зрителям фильм пришелся по душе, но были и такие, которые нашли в фильме много исторических неточностей, а также несоответствий с фильмом Лапшина. Это касалось разных характеров у одних и тех же героев, а также отличия во внешности, если сравнивать с литературными образами. Например, дед Данила Громов вначале был бандитом, а новый сериал вывел нам этого героя скорее как «божьего старичка». Непохожа оказалась на своего литературного прототипа и Анфиса, а также черкес Ибрагим.
Немало вопросов появилось и к характеру главного героя, Прохора Громова. После выхода картины Юрия Мороза стали обвинять в том, что у его героев мало внутренней силы, которой отличаются сибиряки и нет внутреннего стержня свойственного им. Многие уверяют, что характеры и образы героев в советском фильме прорисованы намного фактурнее и выглядят ярче и наиболее точно соответствуют литературным героям, которых подробно описал Вячеслав Шишков.
Многие критики сошлись во мнении, что главная героиня, в исполнении Юлии Пересильд меньше всего похожа на «роковую женщину», от которой мужчины буквально сходят с ума. Ее Анфиса абсолютно другая. Образ, выведенный актрисой нельзя назвать плохим, просто он разительно отличается от той, которую в свое время отлично сыграла Людмила Чурсина.
Если подвести черту, то сериал получился в принципе неплохим. Хотя каждый зритель имеет свое представление и свои ожидания от этой экранизации. Бесспорно, что эта лента имеет много преимуществ: оригинальное видение и желание сделать сериал немного посовременнее, чтобы он стал более понятен зрителю.