Найти тему
АиФ–Тула

Поезд войны, победы и жизни. Тулу посетил передвижной железнодорожный музей

   Поезд войны, победы и жизни. Тулу посетил передвижной железнодорожный музей
Поезд войны, победы и жизни. Тулу посетил передвижной железнодорожный музей

Тулу посетил передвижной железнодорожный музей – «Поезд Победы». Это первая в мире иммерсивная инсталляция, размещённая в движущемся составе поезда.

Погружение в реальность

Жители и гости города оружейников получили возможность в течение двух дней посетить выставку бесплатно и погрузиться в историческую реальность с помощью современных технологий. Максимальный эффект присутствия обеспечивают более 50 видеопроекторов, 18 видеостен, более 140 различных мультимедийных поверхностей. Кроме того, в проекте использовали технологии дополненной реальности, объёмный звук и театральное освещение, а также скульптурные фигуры, которые создавались по сохранившимся фотографиям из военных альбомов.

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Передвижная выставка-музей уже приезжала в город-герой Тулу также на два дня накануне 103-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в 2020 году. Но тогда в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции её посещение было ограничено в части количества людей в группах, запускаемых в вагоны.

Регистрация на бесплатное посещение передвижного выставочно-музейного комплекса «Поезд Победы» почти за сутки до начала его работы оказалась недоступной – все временные интервалы были уже разобраны. И это говорит о том, насколько тысячи туляков спешили попасть туда.

«Умираем не срамя»

При входе в первый экспозиционный вагон экскурсантам выдают аудиогид и наушники. Его работа построена так, что при переходе в очередной вагон начинается новое повествование. Вот в предвоенном поезде едут советские люди – дачники, грибники, спортсмены, военные. Следом показаны последствия авианалёта в доме воина-пограничника на рассвете 22 июня 1941 года. Тут же – про подвиг защитников Брестской крепости, один из которых обессмертил себя надписью на кирпичной стене «Умираем не срамя».

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Спустя два месяца после падения цитадели её посетили Гитлер и Муссолини. Говорят, даже их потрясли слова погибающих защитников крепости, среди которых была и такая: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!» Для фашистских главарей стало понятно: лёгкой прогулки для них на советской земле не будет.

В следующем вагоне представлена осень 1941 года, когда пассажиры, сжимая свои винтовки, ехали к линии фронта защищать Москву. Одна из мизансцен: политрук объясняет молодым курсантам, как заполнять смертный медальон – чтобы потом знать, куда семье похоронку отправлять.

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Интересно, познавательно, трогательно

Всё повествование в «Поезде Победы» ведётся от лица девушки-машиниста Лидии, которая родом из Тамбова, а начинала свой трудовой путь в Гомеле. Её образ собирателен, но прототипом послужила женщина-машинист паровоза из Гомеля Елена Чухнюк. Она действительно окончила курсы помощников машиниста ещё в 1938 году и водила паровозы по всей Белоруссии. В 1941-м она уже стала «почётным железнодорожником», а два года спустя, когда их труд приравнивался к ратному (да и по праву!) Елене было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

И хотя дотошные историки наверняка найдут и в её повествовании, и в каких-то деталях экспозиций нестыковки с реальными фактами, в целом рассказ о войне от лица человека, который лично видел её своими глазами и приближал Победу, не только интересен и познавателен, но глубоко трогателен. Она признаётся, что отец-машинист отговаривал её от выбора профессии – мол, не женское это дело. А брат пропал без вести осенью 41-го во время боёв на Бородинском поле.

Рокоссовский против Паулюса

В ходе экскурсии посетители сталкиваются и с некоторыми реальными историческими личностями. Среди них – пленённый в Сталинграде 31 января 1943 года генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс, ставший потом антифашистом. В вагоне запечатлён эпизод помывки завшивленного и больного поверженного военачальника Третьего рейха.

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

А пленили Паулюса войска генерала армии Константина Рокоссовского, образ которого тоже представлен в передвижном музее, но уже в контексте планируемого наступления в Белоруссии летом 1944 года, когда советские войска буквально выползли на немцев из болот, откуда их удара никак не ожидали. После крупного успеха этой операции под кодовым названием «Багратион» талантливому полководцу было присвоено звание маршала Советского Союза.

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

В одном из вагонов в уголке показана троица угрюмых немецких военнопленных. Хотя немецких ли? Да, каски у сдавшихся изымались вместе с остальной амуницией, но создатели выставки решили немного отойти от реальности, бросив под ноги одного из пленных его шлем, на котором... эмблема добровольческой французской пехотной дивизии СС «Шарлемань». Её солдаты до последнего воевали против советских войск, обороняя, в том числе, рейхсканцелярию в Берлине вплоть до 2 мая 1945 года. Вероятно, этой деталью те, кто её ввёл в проект, хотели напомнить, что Советский Союз был вынужден воевать против всей континентальной Европы...

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Железная дорога сражается

Упоминается в экспозиции и подвиг ленинградских железнодорожников, которые сразу после прорыва блокады я январе 1943 года за считанные недели построили временную дорогу по южному берегу Ладоги. По ней в город пошёл хлеб и всё то, без чего невозможны ни жизнь мирного населения, ни эффективные боевые действия фронта. Эта железная дорога постоянно обстреливалась немецкой артиллерией и авиацией, но машинисты колонны особого резерва, рискуя собой, бесстрашно вели поезда в осаждённый Ленинград, вывозя обратно, на Большую землю, детей, раненых, повреждённую технику и продукцию предприятий города.

А после полного снятия блокады годом спустя в Ленинград, в том числе, по железной дороге, массово завозили...кошек! А что тут удивительного? Во время беспрецедентного голода в городе поели не только голубей и собак, но и мяукающую публику. Вот и расплодились в северной столицы мыши с крысами.

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Представлен в экспозиции вагон и бронепоезда. Впрочем, этим туляков уж точно не удивишь: один такой в качестве музея стоит на станции Тула, другой – в Черни. Всего же на территории Тульской области в 1941-1943 гг. воевали до 13 наших бронепоездов, а всего на советско-германском фронте сражались порядка 500 таких крепостей на колёсах.

Спасибо врачам и атомщикам!

В вагоне из санитарного поезда, кроме фигур медработников и раненых, можно увидеть советского микробиолога и эпидемиолога Зинаиду Ермольеву. Она возглавляла санитарную службу с сражающемся Сталинграде она смогла предотвратить эпидемию холеры. Но фронт и тыл нуждались в новом лекарстве – антибиотике, который смог бы совершить революцию в медицине.

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Наши западные «союзники» уже вели его успешные разработки, но с Советами делиться отказались. Зинаида Ермольева вместе с Тамарой Балезиной смогли получить пенициллин уже в 1942 году. По некоторым параметрам он превосходил западные аналоги. До конца войны этот препарат спас сотни тысяч больных и раненых. А за 80 лет открытие Ермольевой, которую сам Сталин называл «сестрёнкой» (отчество у них одинаковое было) помогло сотням миллионов человек.

И ещё немного статистики тех лет: Военно-медицинская служба Красной Армии возвратила в строй за годы войны 72,3% раненых и 90,6% больных. Для сравнения: в вермахте же удавалось поставить на ноги, по разным данным, лишь от 40 до 50% раненых. Благодаря труду советских военных медиков, было спасено и вылечено более 17 млн наших бойцов.

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Ещё одним представителем науки помимо Ермольевой в «Поезде Победы» стал Игорь Курчатов. Лидия рассказывает, как однажды она увидела его на станции у эшелона, который был окружён охраной НКВД. Девушка сразу поняла: что-то очень секретное. Только спустя многие годы она узнала, что это был руководитель советского атомного проекта. Это благодаря его деятельности во главе целой команды которую курировал могущественный Лаврентий Берия, наша страна за очень короткий период обрела ядерный паритет с США и не дала превратить свои города в радиоактивный пепел.

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Преступление и наказание

Один из вагонов показывает ужасы нацистских концлагерей – огромной системы по моральному и физическому уничтожению миллионов людей. Машинист Лидия, от лица которой ведётся рассказ в «Поезде Победы», поведала о судьбе отца, который с приходом немцев ушёл в партизаны, а потом был схвачен и попал в концлагерь. Да, ему удалось выжить, говорит Лидия, но, если перед войной это был цветущий мужчина, то после её окончания перед дочерью предстал измождённый старик, хотя ему было всего 45 лет...

Предпоследний вагон выставки посвящён разоблачению японских и германских военных преступников и суду над ними. Кстати, эту часть экспозиции добавили совсем недавно.

   Фото:  АиФ/ Алексей Мурат
Фото: АиФ/ Алексей Мурат

И вот наступил мир...

Ну, а завершает Лидия своё повествование воспоминанием о том, как люди встретили весть о Победе, как и они ликовали и... не понимали, а что дальше? Как смириться с горечью потерь, как отстраивать разрушенную страну, где найти себя, чем заниматься? Но жизнь продолжалась, и прошедшая испытания военного лихолетья женщина-машинист в конце рассказа обращается к тем, ради кого сражались, гибли и побеждали – к потомкам – с заветом любить друг друга и свою Родину.

Проходя по вагонам и вглядываясь в лица скульптур-манекенов, невольно поражаешься тому, как ярко прописаны эмоции на их лицах. Это беззаботная радость последних предвоенных дней. Страх, отчаяние и тревога первых месяцев войны, заставший ужас в глазах узников концлагерей, радость возвращающихся домой с Победой. Впрочем, не может не зацепить одна пара – офицер с женщиной – которые сидят, взявшись за руки в тоскливом и скорбном молчании. Наверное, вспоминают о павших товарищах. А может, ничего не знаю о судьбе детей, оказавшихся на оккупированной территории.

Так или иначе, но некоторые их посетивших выставку, не могли передать эмоции – мешали ком в горле и слёзы в глазах.

Не оставляет равнодушными

Координатор проекта Сергей Лукша, рассказывая о его миссии, подчеркнул, что «Поезд Победы» – это, прежде всего, музей Великой Отечественной войны, который третий год колесит по стране – от Крыма до Владивостока. Внимание к нему во всех регионах, на всех станциях, традиционно высокое, он кого не оставляет равнодушным, вызывает настоящие эмоции. Люди выходят из вагона либо в глубокой задумчивости, либо со слезами на глазах. Часто передвижную экспозицию посещают школьники. После чего начинают задавать вопросы о войне, обращаясь не только и не столько к интернету, сколько к старшим – родителям, бабушкам, дедушкам, учителям.

Семиклассница Алина Леонова призналась тема войны – очень сложная, её не каждый поймёт, многие её сверстники просто не могут осознать, как и чем жили люди тогда, за что боролись и воевали. Часть из увиденного девочка, по её словам, знала и раньше. Но вот вагон-баня и санитарный поезд стали для неё открытием.

Как и для пенсионерки Ирины Мельниковой. Как она сказала, одно дело, смотреть фильмы, читать книги, а другое – соприкоснуться с войной через такую вот выставку. Её, в частности, поразило то, в каких сложнейших условиях наши работали учёные тогда, создавая жизненно важные лекарства.

За два дня пребывания «Поезда Победы» в Туле его посетили около 3 тысяч человек.

Тула
171,5 тыс интересуются