Ситуация в 1876 году, на Балканах, имеет определенную проекцию и на современность. На территории Турции почти непрерывно шло национально-освободительное движение, которое вели сразу несколько народов.
Было государство, которое обрело независимость от Турции (Греция), были три «вассальных» княжества: Румыния, Сербия и Черногория, которые Турция считала своими территориями, но которые де-факто давно уже были самостоятельными государствами.
Формально, они еще «числились» в составе Турции. Понимание этого факта уже как-то истерлось в нашей исторической памяти. Тогда тоже было точно так же как и сейчас: был «формальный» миропорядок, который блюли «ведущие европейские державы», а было реальное положение дел (которое не очень устраивало «мировых лидеров»).
И, вот в 1875 году на территории Герцоговины вспыхивает восстание. На территории Боснии тоже начинаются волнения, но в несколько меньшем масштабе. Волнения начались в христианских анклавах. Для понимания того, что такое Босния и Герцоговина, в начале статьи я привел современную карту. Тогда было примерно то же самое.
В реальности, восстание охватило несколько отдельных районов, в каждом из них был свой лидер, но в центре находилась территория, где доминировало мусульманское население. Центром восстания стала именно Герцоговина, на остальных территориях восстание не носило такого масштаба.
Лидеры Герцоговинской автономии Йован Гутич, Симон Зечевич, Илья Стеванович, Тривко Грубачич, Продан Рупар и Пётр Радович в августе и сентябре 1874 года взяли курс на отделение от Турции. Было принято решение начать подготовку к восстанию, заготовлять оружие и боеприпасы.
Чего хотели восставшие? Да все просто: снижения налогов, убрать из «законодательства» дискриминационные положения, ставящие мусульман выше христиан.
В принципе, Статья 9 Парижского трактата, составленного в 1856 году, обязывала Османскую империю даровать христианам равные права с мусульманами. Токмо имел в виду султан сей трактат, и резня христиан периодически вспыхивала то в одном то в другом районе Османской империи (а, о равноправии можно было только мечтать). Дальше опубликования соответствующего фирмана (указа) султана дело не продвинулось. В частности, в судах свидетельства не-мусульман («зимми») против мусульман не принимались, что фактически лишало христиан права на судебную защиту от религиозных преследований.
Налоги с христиан так и не измелись, и по сравнению с мусульманами, христиане (что католики, что православные) платили больше. Тот кто мусульманин, тот "справжний" гражданин подданный султана, кто нет... тому не повезло. Ну, и ... (естественно), это вызывало крайнее недовольство у части населения.
Подогревалось все это (с одной стороны) Сербией и Черногорией, которые хотели полной независимости, а, с другой (в районах, прилегающих к Хорватии, все подогревалось Австро-Венгрией, которая хотела эту самую Боснию-Герцоговину себе (но, чужими руками).
Срок начала восстания в Герцоговине был намечен на весну 1875 года. Заговорщики, в рамках подготовки к восстанию, в октябре 1874 года вступили в переговоры с черногорским князем Николой I (ибо большинство из них были православными.
В Бильечском и Требиньском краях подготовкой руководили сердары (воеводы) Тодор Муичич, Глигор Миличевич, Василь Сворцан и Сава Якшич. Турки узнали о подготовке к восстанию и пытались арестовать зачинщиков, но те зимой 1875 года бежали в Черногорию. Турции удалось задержать некоторых лидеров автономии, готовивших восстание.
В процесс вмешались европейские страны, в частности Австро-Венгрия, у которой был ряд своих интересов в Боснии и Герцеговине. Она просила у Турции помиловать зачинщиков. Лидеры повстанцев вернулись в 1875 году и продолжили подготовку восстания. План предусматривал сначала освобождение Невесиньского края, а затем и других частей Герцеговины.
В июле 1875 года восстание началось несколько преждевременно из-за одного случая. Тем временем турки искали гайдуков П. Тунгуза, который 5 июля на Цетьной поляне в Бишине напал на караван. Преследуя отряд, турки 9 июля столкнулись с вооружёнными крестьянами под командованием Джована Гутича на холме к северу от села Крекова. Этот конфликт стал известен как Невесиньска пушка и положил начало всеобщему восстанию по всей Герцеговине.
На севере автономии, в Боснии в августе 1875 так же вспыхнуло восстание К середине августа восстание в Боснии распространилось на значительной территории между pp. Уной, Врбасом и Савой. Началось все с того, что в окрестностях г. Приедора образовался отряд из около 400 повстанцев под командованием Перо Бабича.Отряд блокировал дороги в г. Приедор, а затем, 19 августа отряд под командованием Марка Хенадийе попытался атаковать Босанску Костайницу, но неудачно.
Турецкие войска быстро сформировали гарнизоны из башибузуков, набранных в центре автономии. Они разместили гарнизоны в Баня-Луке, Травнике, Бихаче, Босанской Дубице и Костайнице, Приедоре и Стари Майдане. Повстанцы отступили перед превосходящими силами. 25 августа повстанцы разделились на небольшие группы, чтобы избежать разгрома. Командование отрядами в Боснии было в руках сербского гайдука Петра "Поповича" Пеция, приговоренного турками к смерти, но бежавшего из-пд стражи. К сожалению, турки достаточно быстро нанесли поражение восставшим. В бою в районе Просара отряды сербов были разбиты, и их лидер погиб. Восстание, продолжало распространяться в юго-западной части Боснии (боснийская Краина), где главой восстания стал Голуб Бабич. Но восставшие в Боснии перешли к партизанской тактике.
В Герцоговине восстание продолжалось. В ходе восстания «батальоны» герцоговинцев атаковали турецкие пограничные войска. Были осуществлены нападения на гарнизоны в Невесиньском, а затем Бильечском, Столачском районах Фактически в руках восставших находились приграничные территории рядом с Черногорией. Поначалу, восстание развивалось достаточно успешно, т.к. турецких войск в этом районе было совсем немного.
Турецкие войска состояли из четырёх батальонов регулярной армии (низам), которые насчитывали всего, в общей сложности 1800 солдат. Развёрнутые в Мостаре, Требине, Никшиче, Фоче, они стояли на границе. Также имелось большое количество башибузуков. Турецким войском командовал Селим-паша, который, в свою очередь, находился под командованием Дервиш-паши, турецкого наместника в Боснии и Герцеговине. После начала восстания в Турции пытались выиграть время до подхода подкрепления, ведя переговоры с повстанцами. Повстанцы требовали снизить налоги, которыми турки облагали местное население. В августе 4000 турецких низамов (регулярное войско) достигли Боснии, а затем ещё четыре батальона морем добрались в Требине. Повстанцы в июле и августе уничтожили большую часть гарнизона и осадили Требине 5 августа. Турки, подтянув силы, деблокировали город только 30 августа 1875 года.
Повстанцам оказывалась помощь из двух сопредельных княжеств. Черногорский князь Никола I направил отряд черногорских добровольцев под командованием Пеко Павловича и своего зятя Петра Вукотича в помощь восставшим. Австро-Венгрия оказывала содействие «своим» (католическим) повстанцам.
Сербское правительство, имея тесные экономические связи с с Австр-Венгрией, не осмеливалось публично помогать восстанию, но послало отряд Мичо Любибратича. Узнав об этом, «еувропейская» дипломатия попыталась оказать давление на Сербию, и 25 сентября (7 октября) 1875 года Сербия получила «Коллективное заявление дипломатических представителей европейских держав в Белграде сербскому правительству».
В этом документе представители Австро-Венгрии, Англии, Франции, Италии и Германии, сообщали, что «если сербское правительство допустит агрессивные действия против Порты, они не смогут использовать трактат 1856 года в целях предохранения княжества от турецкой оккупации».
29 августа восставшие напали на гарнизон в Невесине. Город защищали 370 турецких солдат, отряд башибузуков и 300 кавалеристов. Город атаковали 700 черногорцев и 2700 местных повстанцев. Город был взят. В сентябре повстанцы уже овладели 47 гарнизонами.
«Международная общественность» организовала помощь повстанцам. В городах Белград, Нови-Сад, Загреб, Триест, Дубровник и Цетине организовали комитеты для помощи повстанцам. Усилиями Джузеппе Гарибальди и других подобные комитеты и общества создавалась в Европе: Риме, Венеции, Лондоне, Вене и.т.д. Токмо самое интересное, что итальянцы оказывали помощь «своим», Австро-Венгрия «своим», и, даже сербы с черногорцами (поначалу) не очень дружили.
Завязался достаточно тугой узел, где все воевали против всех: мусульмане выступали на стороне Турции, организуя отряды башибузуков, католики организовали свои отряды, сербы и черногорцы организовывали свои отряды.
В конце августа туркам удалось собрать в этом вилайете 15000 человек и 48 орудий. Повстанцев насчитывалось около 10000 человек, почти без артиллерии. Турки начали наступление на территорию, охваченную восстанием, осадив Никшич, Невесине, Гацко, Билечи и Горанско.
В конце сентября 1875 года турки перебросили в автономию еще 4 батальона, но черногорцы договорились с сербами, и объединенный отряд герцоговинцев, сербов и черногорцев (под командованием Пеко Павловича и Мичо Любибратича) 30 сентября разгромил два кадровых батальона турецкой армии под Прапратницей, захватив их орудия. Дервиш-паша был снят с командования, и в автономию был направлен новый командующий Реуф-паша, с отрядом в 4,5 тыс. человек. Турки сделали попытку снять блокаду с Горанского, но 10-11 ноября вновь потерпели поражение под Муратовичами. Турецкий отряд из двух батальонов, который двигался к Горанско был разбит отрядом восставших, численностью 3,5 тыс. человек.
Реуф-паша 24 ноября со своим отрядом выдвинулся к Горанско, и вынудил восставших отойти. Затем, 22 декабря Реуф-паша предпринял операцию по снабжению турецкого гарнизона в Гацко, которая прошла в целом успешно. Нападение восставших на Крсцу оказалось неудачным, из-за разногласий между командирами восставших. Ставленник Черногории Лазар Сочица не поладил со священником-воеводой Богданом Змоничем (местным, уроженцем с. Гацко).
Принято писать о том, что «зима 1876 года принесла затишье». Как бы этот факт не очень подтверждается. Активные боевые действия продолжались. Пеко Павлович с отрядом в 1500 человек из засады 18-20 января разгромил 5 батальонов низамов и башибузук.
В январе 1876 года, султан, недовольный ходом боевых действий, произвел смену командования. Он направил в восставшую автономию отряд под командованием Мухтара-паши (который и стал новым командующим), под началом которого должны были собраться 30 тысяч человек (но, пока, готовы были только 16 тысяч).
Прибывший в автономию Мухтар-паша со своим отрядом скрытно сосредоточился в Требине, и 29-30 января атаковал отряд Пеко Павловича у Попова поля. Несмотря на потерю около 100 человек отряду восставших удалось уйти в Зупце.
Австро-Венгрия 31 января внесла новое предложение Порте для проведения реформ. Формально, турки приняли условия, и (в очередной раз) пообещали провести реформы. Они пообещали амнистию мятежникам, освобождения от десятины (но, всего на год), от других налогов (на 2 года) и помощь в ремонте домов. Но возникли несколько проблем. Восставшие потребовали снять турецкую осаду с освобожденных восставшими городов. Черногория на переговорах потребовала признания собственной независимости и признания её, как суверенного государства. Переговоры забуксовали, и боевые действия продолжились.
В марте 1876 турки потерпели второе поражение под Муратовичами, потеряв 800 человек. Трофеями восставших стали 1300 винтовок.
Но, турки подтягивали подкрепления. В марте группировка Мухтар-паши в Гацко насчитывала почти 22 тыс. человек (20 батальонов и 2 тыс. башибузуков). 13 апреля они направились к Никшичу. Восставшие попытались остановить движение турецкого отряда на выходе из каньона Дуге, но в результате трехдневного боя с 14 по 17 апреля 1876 года восставшие потерпели поражение.
С подходом турецких подкреплений, численность турецких войск возросла до 29 батальонов и 5 тыс. башибузуков, и 29 апреля турки захватили Никшич. Но, при возвращении в Гацко, турецкие силы вновь были атакованы повстанцами, и понесли потери.
Но восстание угасало. А, потом, у ситуации появилась возможность измениться к лучшему, но...