Сегодня научно-образовательное сообщество наравне со всей страной столкнулось с рядом серьезных вопросов, для ответа на которые необходимо заниматься популяризацией российского образования и науки за рубежом. Это стало основной темой пленарного заседания Медиафорума в Мордовском госуниверситете.
Что такое этот ваш Медиафорум?
21−22 апреля в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарёва прошло сразу несколько значимых событий для сферы медиа в образовании и науке: Медиафорум и семинар-совещание с проректорами по информационной политике и руководителями пресс-служб вузов Минобрнауки России. В Саранск приехали представители из 30 регионов страны: мероприятия объединили представителей 180 вузов России.
Организаторами Медиафорума выступили Минобрнауки России, МГУ им. Н. П. Огарёва и экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика». Поддержку оказали АНО «Диалог», АНО «Россия — страна возможностей», РО «Знание» и платформа «Дигория».
Как привлекать абитуриентов из стран ближнего зарубежья?
Во второй день состоялось пленарное заседание «Популяризация российского образования и науки за рубежом» с участием заместителя Министра науки и высшего образования РФ и ректорами ведущих вузов страны.
Константин Могилевский обозначил ключевую цель – привлекать в наши университеты умных, талантливых людей из разных стран мира.
Для этого важно:
● продвигать российское образование, а через него и позитивный образ России;
● увеличивать количество иностранных студентов в российских вузах;
● повышать качество образования.
Заместитель Председателя Правительства Республики Мордовия (РМ) Батыр Эмеев отметил: регионам необходимо создавать благоприятную инфраструктуру, чтобы молодёжи не только было комфортно учиться, но и отдыхать. Политика Мордовии сегодня направлена на создание именно таких условий.
На вопрос: как привлекать абитуриентов из стран ближнего зарубежья — ответил и.о. ректора ГАУГН Илья Сокольщик.
«Мы объясняем, что связаны единой историей, общим пространством, стараемся понять, что хотят иностранные студенты. Конечно, говорим, почему они должны сделать выбор в сторону российского образования».
Мнения других участников дискуссии:
Ректор МИИГАиК Надежда Камынина:
«Мы должны работать над брендом, а бренд – это имя, в свою очередь, имя – это репутация, выпускники, профвостребованность. Вслед за повышением качества будет увеличиваться и приток студентов в российские вузы».
И.о. ректора ПущГЕНИ Альбина Бикбулатова:
«Ученые Казахстана ностальгируют по программам сотрудничества с нашими вузами. Нужно выстраивать горизонтальные связи, развивать научные стажировки. Поддерживать отраслевой подход и решать общие задачи, которые у нас есть».
Советник Губернатора Самарской области, генеральный директор управляющей компании НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» - АНО «Институт регионального развития» Ольга Михеева:
«Мы должны научиться популяризировать свои достижения и гордиться собой. Молодежь прагматична: ребята выбирают вуз, но прежде смотрят, как они себя там могут самореализовать. Также должна быть более плотная связь у медийщиков и проректоров по науке».
Ректор МГУ им. Н.П.Огарёва Дмитрий Глушко заметил: университеты несут много человеческих, временных, финансовых затрат на привлечение иностранцев в свои вузы, но при этом результативность этих действий никак не учитывается. Не хватает актуальной и полной информации, возможно, чат-бота, с помощью которого был бы организован её системный сбор. С предложением согласился Константин Могилевский: «Слова Дмитрия Евгеньевича важны. У министерства есть потенциал, чтобы играть более эффективно координирующую роль». Инициативу поддержали и остальные участники.
История и информационная повестка вуза
Вторая часть пленарного заседания была посвящена защите исторической правды в информационной повестке вуза. Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов подчеркнул: университет – это большое пространство для работы с молодежью и от того, как с ней взаимодействуют, зависит будущее нашей страны.
Знание истории формирует настоящий патриотизм, способствует пониманию, что все вокруг нас создано трудами многих поколений наших соотечественников. Это вызывает чувство ответственности перед предками и перед потомками. Поэтому Министерство приняло решение усовершенствовать модель преподавания истории на неисторических специальностях.
Другая важная задача — проведение Диктанта Победы. Над ее решением должны сосредоточиться информационные службы всех вузов. Директор института российской истории РАН Юрий Петров отметил: важно защищать историю от искажения и фальсификации. Желательно не только вовремя опровергать фейки, но и минимизировать их появление.
Об исторической правде в информационной повестке своего вуза рассказал заместитель директора Центра общественных связей РАНХиГС Сергей Шатунов. Так, сами студенты снимают исторический контент, продвигают его через социальные сети, создают игровые формы.
Подытожил пленарное заседание Дмитрий Глушко: «Университет должен заниматься всем: образовательными программами, наукой, формированием сообщества. Нужно развивать молодежные инициативы, которые будут способствовать защите правды, говорить языком молодых людей и помогать им получать информацию. Но и не забывать работать со студентами из других стран. Мы, например, сводили иностранцев в поезд Победы. Они вышли оттуда совсем другими людьми. Поэтому важно вовлекать в развитие и реализацию проектов и иностранных студентов».