Предыстория
Я тут много разглагольствовать не буду. Таких людей как я очень много и это совершенно нормально, что ты с первого раза не попал с автомобилем или мотоциклом мечты. Что-то взял, попробовал - не то. Я как и многие не угадал с большим, практически литровым турэндуро. И да, мы все прекрасно знаем эти песни:
- «На турэндуро надо учиться ездить»
- «Это не сел и поехал»
- «Сходи в эндуро школу»
- и так далее
Но при этом я согласен, что:
- ездить хочется уже сейчас, а не через год-два.
- хочется ездить одному, а иногда еще и по жопным местам. И если эта хрень весом 300 кг где-то завалится на тебя, ты можешь там так и остаться на вечно, если по этой лесной тропке никто не ходит или не ездит
- да и как не крути: узкий разворот, места, где без осьминоженья никак, тесные пробки, грунтовая парковка с горкой - в общем даже в городе полно мест, где большая турында - это постоянная боль. А мотоциклом хочется наслаждаться, а не страдать. Покупают его все-таки сердцем!
Да и плюс есть просто места, куда лучше вообще не соваться на большом моте. Даже если все и получится, это будет борьба с мотоциклом, а не наслаждение природой. А хочется, чтобы мотоцикл был именно инструментом. Незаметным и надежным.
Молва
Мне с самого начала все говорили - «купи эндурик». Но я никогда не понимал зачем. Мне казалось, что это исключительно спортивный снаряд для особой спортивной дисциплины. Не более чем. Он вообще не применим ни для езды на работу, за хлебом или тем более для дальняка.
Выход есть
И только ближе ко втором сезону я узнал о так называемых мотоциклах «двойного назначения». Почему-то в моей среде эти штуки были совсем не на слуху. Услышал я про них случайно и больше из роликов мото-блоггеров. Это кстати, к вопросу о том, что, дескать, «я и так все знаю, а все эти блоггеры несут проплаченую чушь и ничего полезного сказать не могут».
То есть, если на пальцах, что это такое: это нечто выросшее из обычного софт-эндуро мотоцикла, для обывателя выглящее плюс-минус так же, но имеющее чуть меньшие ходы подвески, какую-то маленькую псевдо-ветро-защиту или задел, чтобы сделать ее большой, чуть увеличенный бак и багажник (или опять же задел по него).
Смотрим модели
Voge 300 Rally
Ссылка на оффициальный производителя.
Лучший обзор на данный мотик:
https://www.youtube.com/watch?v=VwWoGxWi1pw
Характеристики:
Вес (сухой): 135 кг
Вес (сырой): 149 кг
Высота по седлу: 910 мм
Дорожный просвет: 280 мм
Бензобак: 12 литров
Рабочий объем: 292 см3
Мощность: 29 л.с.
Тип двигателя: Здесь 1-цилиндровый 4-клапанный DOHC, инжектор, без кикстартера, жидкостное охлаждение.
Это самый первый мот, который я лично поехал смотреть в салон. И по ходу, это единственный новый мот в моем рейтинге. На март 2023 года цена в Москве - около 400 000 рублей за новый байк с ПТС в салоне дилера. Это самый современный с точки зрения технологий байк из всех в моем обзоре. Тут тебе и АБС с возможностью отключения, и инжектор, и цифровой экран. Мотоцикл сейчас пользуется большим спросом, дилеры говорят, что не успевают отгружать и заказывать новые, мот прям на расхват. Еще один жирный плюс мота - из всех представленных в обзоре он реально не постыдно выглядит, я бы даже сказал, прям круто и современно.
Так же отмечу, что как и у большинства Китайских мотов производители скрывают такую важную информацию, как ходы подвески. Где-то на норвежском сайте Вога нашел очень странную информацию, что ходы передней вилки 205 мм, задней - 80. Бред какой-то! ))
Что меня смутило в этом мотоцикле:
1) как по мне - он слишком высок. Я чуть не грохнулся с него в салоне. Да, мы все слышали про то, что на эндуро не осьминожат, а стоят в стойке и все такое, но эти разговоры про «мультистрада через полгода станет велосипедом» я у дилера у же слышал. Больше в такие обещания я не верю. Хочется сразу сесть и поехать на мотоцикле, который во всем тебе нравится и с которым тебе легко, а не вот это вот все.
2) при этом он еще и не сказать, что легкий и что у него супер-низкий ЦТ.
3) третье, что меня смущает - это Китай. Да, это не Китайцы третьего эшелона, но все равно, в жестких экспедициях он не проверен пока и оказаться посреди старого Колымского тракта со сдохшим китайским эндуро как-то не очень хочется.
Honda CRF300 Rally
Знаменитый японский мотоцикл, который судя по всему производится до сих пор. На мото-сайте Хонды он даже не в разделе Спорт, а в разделе Adventure рядом с Африкой Твин.
У японцев всегда все было очень плохо с дизайном на мой субъективный взгляд, что с машинами, что с мотоциклами и Хонда CRF300 Rally ярчайший тому пример. Что нужно было курить, чтобы нарисовать такого урода, какую траву, мне, если честно, сложно сказать. Это по-моему результат употребления каких-то сверх-тяжелых наркотиков дизайнерами компании. Хотя, учитывая, что японцы творили в Нанкине, видимо не удивительно, что воспаленый мозг граждан из страны восходящего солнца родил такое.
Но это еще не все. Вот это вот чудо дизайнерской мысли стОит в России у дилеров около 1,2 миллионов. Тут хочется просто начать говорить матом. Проблема в том, что и в плюс минус нормальном состоянии б/у версии данного мота стоят примерно 600-800 тыс. рублей. Учитывая, что у меня уже есть дуал-спорт мотоцикл за полтора миллиона (2,7 по текущим ценам), покупать еще один мот под весьма специфические задачи еще за лям я считаю идеей бредовой. Поэтому данный мот из списка сразу выкинул. Тем не менее давайте пробежимся по «спекам»:
Вес (сухой): 142 кг
Вес (сырой): 153 кг
Высота по седлу: 880 мм
Бензобак: 12 литров / Расход 3 литра
Рабочий объем: 286 см3
Мощность: 27 л.с.
Дорожный просвет: 275 мм
Ход подвесок: 260 мм
Тип двигателя: 1-цилиндровый, 4-тактный, DOHC, 4 клапана, Инжектор, охлаждение жидкостное.
В сравнении с предыдущим экземпляром получаем в сферическом вакууме меньше мощность и объем, такой же бак, меньше клиренс, больше вес, но зато меньше выота по седлу. С ходами вопрос не понятен. Есть ли регулировки подвесок у VOGE и Honda CRF 300 Rally беглым поиском в Интернет ничего не нашел. Если у вас есть эта информация - поделитесь, пожалуйста.
Повторюсь, данный мот я откинул не потому, что он страшный. Весь класс этих мотоциклов двойного назначения - он весь состоит из одних страхуЁбищ, там выбирать особо не из чего в этом смысле, это просто надо принять как данность. Я не стал смотреть данный мот потому что:
а) кабздец дорого даже за б/у
б) высоко
Дальше у нас идут только 250-ки.
Начнем с Авантиса.
Avantis Dakar 250 TwinCar
Начну сразу с конца. Данный мот я откинул по одной простой причине: на тот момент, когда я хотел его посмотреть, он резко исчез по всему городу у всех дилеров. Чек не большой относительно Voge 300 Rally или б/у японцев - 282 000 рублей. Но это и совсем другой уровень в сравнении с Вогом.
Характеристики:
Вес (сухой): 136 кг
Вес (сырой): ???
Высота по седлу: 920 мм
Бензобак: 10 литров / Расход ???
Рабочий объем: 250 см3
Мощность: 26 л.с.
Дорожный просвет: 300 мм
Ход подвесок: ???
Тип двигателя: копия Honda AX-1 NX 250.
Как обычно у китайцев информации с гулькин нос. Какой расход, какие ходы подвесок - фик его знает. Опять же - допускаю, что автор плохо искал. Если есть информация, кидайте, дополню в тексте.
Неплохой обзор на мот:
https://www.youtube.com/watch?v=GdgDOJzowGI
И опять же - слишком большая высота по седлу. 920 мм - это просто «over-dofiga»!
В процессе поисков живого Авантиса я приехал в небезызвестный Universal Moto и там посмотрел еще 2 модели, которые укажу тут:
MotoLand Dakar 250
Сразу бросается в глаза, что ребята не парились и тупо слизали дизайн с Хонды один в один. Этот мотоцикл мне удалось пощупать и хочу сказать, что с точки зрения веса / роста он уже куда интереснее, чем Voge 300 Rally. Он и для дальнобоя хоть как-то заточен: есть большая площадка под багажник, есть какой-никакой ветровик. Давайте скорее посмотрим характеристики «мопеда», чтобы соотнести с моими ощущениями:
Характеристики:
Вес (сухой): 135 кг
Вес (сырой): ???
Высота по седлу: 890 мм
Бензобак: 10 литров / Расход ???
Рабочий объем: 250 см3
Мощность: 16 л.с.
Дорожный просвет: ???
Ход подвесок: ???
Тип двигателя: 4-тактный двигатель 169 FMM с воздушным охлаждением
И вот тут меня ждал настоящий маленький пушной зверек семейства куньих. Информации по мотоциклу нет никакой вообще. Какие там ходы подвески, я даже размер бака и расход не нашел. Мало того, где-то написано, что вес 120 кг, а где-то, что вес 135. Где-то высота по седлу 940, где-то 890. Кому верить?
Скажу одно: мотоцикл однозначно ощущается легче, чем Voge 300 Rally. Оно и понятно - 250 кубов против 300. Из особенностей - мот карбюраторный. Плюс есть кикстартер.
Там же посмотрел знаменитый Fuego Tekken 250.
Fuego Tekken 250
Про этот мотоцикл есть очень много позитивной статистике в клубе Минсководов, в котором я состою. В целом его хвалят. Да, он требует чуть больше внимание чем любой японский мотоцикл, но он ездит. Его преимущества:
- очень низкая цена - 180 000 рублей за новый мот
- очень много позитивных отзывов, мот уже давно в стране и очень хорошо себя показал, в том числе и на дальняк
- большое количество пользователей и свой клуб в РФ и Беларуси, очень много есть тюнинга, допилов, доработок и людей с опытом
- один из самых «хоббитских» мотоциклов в обзоре.
Это один из самых дружелюбных мотов, который подойдет совсем детям или девочкам ростом 150 см и ниже. Очень низкий, легкий, почти пушинка. С таких мотов не хочется слезать. Его минус один - он все же больше заточен под город и грунтовки. Ходы подвески очень небольшие. Для мало-мальски серьезного оффроуда он не годится.
Характеристики:
Вес (сухой): 145 кг
Вес (сырой): ???
Высота по седлу: 830 мм
Бензобак: 15 литров / Расход 4,5 л/100 км
Рабочий объем: 250 см3
Мощность: 16 л.с.
Дорожный просвет: ???
Ход подвесок: ???
Тип двигателя: Loncin RE 250
Дальше мы переходим к Святой Японской Троице и рассмотрим еще 2 мотоцикла, один из которых будет изюминкой обзора и сюрпризом. Сразу хочу сказать, найти эти мотоциклы в Москве у меня пока не получилось. Планирую встретиться с редкими обладателями по объявлениям на Авито и позже добавить в статью ощущения. Поэтому далее только сухие обзоры и то, что удалось собрать из видео-обзоров. То есть, некий испорченый телефон.
Honda xr-250 baja
Это байк знаменитого путешественника и покорителя Чукотки Анатолия Чернявского, с которым я имел удовольствие общаться лично. Зацените, на сколько это крутой мот! Можно привести на нем лодку, надуть, а потом мот перевести на лодке:
Сможете так Вашего литрового Гуся на лодке перевезти? ))
Давайте сразу к характеристикам:
Характеристики:
Вес (сухой): ???
Вес (сырой): 130 кг
Высота по седлу: 880 мм
Бензобак: 14 литров / Расход 2,5
Рабочий объем: 249 см3
Мощность: 28 л.с.
Дорожный просвет: 280 мм
Ход подвесок: 265 - 270 мм
Тип двигателя: 1-цилиндровый, 4-тактный
Как приятно, в отличие от Китайцев по мотоциклу есть вообще все данные! Куча обзоров и наработок. Байк реально проверен временем и опытом огромного количества путешественников! В сравнении с моим Дукати он прост как пять копеек и это его плюс. Надо сказать, что в целом, хоть он и не блещет дизайном, но внешность весьма забавная и необычная. Этакий Валли из мультка! Так что его вполне можно полюбить. Но такие моты, естественно берут далеко не за внешность! Обязательно на нем посижу, когда найду на Авито и расскажу впечатления, но пока он выглядит весьма вкусно: не самая высокая посадка по седлу среди конкурентов, весьма малый вес, один из самых вместительных бензобаков и при этом малый расход! При этом офигенные ходы подвески.
Что смущает:
Первое - это карбюратор.
Второе - это то, что моту уже более 30 лет. Он откровенно старый и это будет выражаться в том, что с каждым годом все сложнее и сложнее для него будет искать расходники и детали для ремонта.
Yamaha TTR-250 Raid
Про этот мот я узнал вот из этого замечательного ролика:
https://www.youtube.com/watch?v=6GpxQ2hvYeQ
А вот его фото:
Что-то умное писать про мотоцикл не буду, ибо видел я его только на картинках. Но пересмотрев обзоры на Ютубе короткий вывод для себя сделал: лучше разгоняется, чем Баха, но тянет с низов хуже. Сложнее найти детали в РФ для нее.
Характеристики:
Вес (сухой): 121
Вес (сырой): 138 кг
Высота по седлу: 875 мм
Бензобак: 16 литров / Расход ?
Рабочий объем: 249 см3
Мощность: 30 л.с.
Дорожный просвет: 265 мм
Ход подвесок: 260 мм
Тип двигателя: 1-цилиндровый, 4-тактный, охлаждение воздушное
Видно, что Рейд помощнее, чем Баха, примерно такая же высота по седлу, но больший вес, однако больше на 2 литра и бак. Расход я найти не смог. У него так же слегка поменьше клиренс.
Ну и завершает нашу святую троицу знаменитый Джебель:
Выглядит он своеобразно, мягко говоря. Давайте сразу к характеристикам (кстати, посмотреть этот мот я уже договорился с продавцом, так же позже возможно материал расширю):
Характеристики:
Вес (сухой): 118
Вес (сырой): ???
Высота по седлу: 885 мм
Бензобак: 17 литров (у моделей после 1996 года) / Расход 2,1 литра на 100 км
Рабочий объем: 249 см3
Мощность: 30 л.с.
Дорожный просвет: 295 мм
Ход подвесок: 280 мм
Тип двигателя: 1-цилиндровый, 4-тактный, охлаждение воздушно-масляное
Здесь уже воздушно-масляное охлаждение, что имеет свои плюсы и минусы. Самый малый вес из всей троицы, при этом самый большой бак. Не детские аж 280 мм ходы подвески и самый большой клиренс в 295 мм. Но и одуренная посадка по седлу в 885 мм. Если не брать посадку, чисто технически из всей троицы Сузуки выглядит самым вкусным мотоциклом, а на вторичке у него одна из самых низких цен. Например сейчас я общаюсь с человеком, который как раз продает мот 1996 года за 280 000 рублей с пробегом 18 000 км.
После Юниверсал Мото я махнул в магазин Мега Мото, где можно сразу посмотреть и пощупать целую кучу мотоциклов и там я нашел 2 мотоцикла, в один из которых я просто влюбился!
Honda CRF 250 L
Мотоцикл, который заказал себе в Pro Japan знаменитый Explosive Mike и уже съездил на нем на Памир. Вот его обзор мота:
https://www.youtube.com/watch?v=XyhblWT031o
А вот фото прям того самого мотоцикла, который я смотрел:
По сути, этот мотоцикл - реинкарнация ранее описанного XR-250 Baja, более свежая и тем интересная. Кратко, характеристики:
Характеристики:
Вес (сухой): ???
Вес (сырой): 143
Высота по седлу: 875 мм
Бензобак: 7-10 литров в зависимости от модели/ Расход 2,9 литра на 100 км
Рабочий объем: 249 см3
Мощность: 23 л.с.
Дорожный просвет: 255 мм
Ход подвесок: 260 мм
Тип двигателя: 1-цилиндровый, 4-тактный, охлаждение воздушно-масляное
Видно, что мотоцикл во многом уступает его праотцу - XR-250 Baja. У него и вес больше и высота по седлу плюс минус такая же и ходы амортизаторов меньше и мощности меньше, и расход больше и бак меньше. И свет у него хуже. Я на мотоцикле сидел. Вполне терпимо. Да, я смогу на нем ездить и залазить в большие говна, чем на своем Мульте, по соотношению вес / высота сидения это пока лучшее, что я видел и что описал в этом обзоре, если не брать следующий в обзоре мотоцикл и Теккен….
Барабанная дробь….
Ну и изюминка обзора. Сразу забегу вперед и скажу, что это просто находка года! Мне оОООООООчень понравился этот мотоцикл! И… Дорогие девушки, парни ростом от 170 см и ниже, это просто находка для вас! Знакомьтесь:
Yamaha XT-250 Serow
Это просто какой-то велосипед, реально, который я таскал одной рукой! При этом этот лилипут полноценный мотоцикл двойного назначения! Зацените характеристики:
Характеристики:
Вес (сухой): 119 кг
Вес (сырой): 129 кг
Высота по седлу: 810 мм
Бензобак: 10 литров/ Расход 3 литра на 100 км
Рабочий объем: 249 см3
Мощность: 21 л.с.
Дорожный просвет: 285 мм
Ход подвесок: 225 мм
Тип двигателя: водяное охлаждение
810 мм, Карл! При клиренсе в 285 мм! Хода небольшие да, но больше чем у обычных дуал-спортов типа Ви-Строма или моей Мультистрады (225 против 170 мм). Не большой бак, да. У модели, что смотрел я, уже стоял инжектор! При этом у него воздушное охлаждение, что на мой взгляд имеет плюс в большей надежности системы. И у него самый маленький вес в классе! По ощущениям - это просто какой-то самокат для моей 2-хлетней дочки!
Выводы:
Если бы мне надо было брать мотоцикл сейчас, я однозначно брал бы б/у Серов (Сероу). Как вариант еще посмотрел бы XT-250 Baja и Джебель. Мот как у Майка не смотрел бы. Он сильно уступает Бахе и Джебелю, тяжелее, выше и менее удобный на мой вкус.
Если вы девушка и ищете легкий маленький мот для путешествий или первый мотоцикл - однозначно Сероу. Если хотите новый - тогда Теккен. Вот мой совет )
Кстати, отдельный плюс Сероу в том, что если дети захотят заниматься или у меня получится затащить в мото тему любимую жену - это идеальный мотоцикл для входа с которым прям сразу все легко!