Вы заметили, что сейчас подрастает поколение людей-потребителей? А сегодня я предлагаю поговорить об учениках-потребителях.
Итак, как выглядит классический ученик-потребитель? Я попробую нарисовать его портрет. Он приходит на урок абсолютно спокойный, даже если опоздал. Почему опоздал? Ему никто не напомнил, в котором часу начинается урок. Кто должен был напомнить? Да, кто угодно: мама, папа, учитель, репетитор... А волноваться зачем? Кому надо, пусть те и волнуются. Инфантильность в полном её проявлении даже, если ученику уже за двадцать...
Урок. Ученик ведет себя очень пассивно.
Реакция на задания у ученика-потребителя примерно такая:
- А что писать? А где писать? А как писать? А куда писать?
Потом то же самое со словами читать, говорить, учить, переводить и т. д.
- Не понимаю, почему надо делать так, Фрау Мюллер.
Объясняю ещё раз.
- Не понимаю всё равно.
Почему не понимает, знаете? Думать надо. А думать не умеет. Не научили? Лень? Нет необходимости думать - в интернете всё есть. Иллюзия владения информацией. Почему иллюзия? Да, потому, что чаще всего такие ученики не умеют работать с этой самой информацией. В школе нет этого по программе. Точнее сказать что-то есть, но это что-то ограничивается работой с учебником. Кстати, кто должен учить ученика работать с информацией в школе? Учителя истории, географии, биологии, литературы...Все вместе или кто-то один из...? Ах, да... По истории, географии, биологии иногда заполняются таблицы. И даже (часто бездумно) переписывается текст параграфов в тетрадь. Конспект? Боюсь, дети толком не смогут объяснить, как правильно писать конспект... А реферат или сообщение? Есть ли здесь различие? И если да, то какое?
Итак, работа с информацией в школе вроде как ведётся, а вроде как и нет. По литературе уже не модно делать пересказ и давать характеристику героям. У нас пишутся тесты на знание фактов. Чем обедал герой в субботу вечером, что на нём было надето в среду утром, как звали его кота, упомянутого на стр. 7 и 19 - два раза аж! Какого цвета была лодка? Какое дерево росло около спальни героини? Некоторые факты, проверяемые тестами важны, но большинство, на мой взгляд, - нет. Особенно если это книга в 300 стр.
Простите, отвлеклась.
Ах да, урок английского.
Значит, что и как делать, ученик не знает. Перевести задания с английского на русский не умеет. Прочитать правильно - тоже. Это ведь надо сесть и сделать. И делать каждый раз. Проще избежать этой работы. Лучше с этим вообще не связываться.
Перевести слова с английского на русский и в обратном порядке без помощи учителя не умеет. Ни разу не делал сам. На уроке нет необходимости - учитель сам переведёт, если надо будет. Ну, и в конце книги иногда словарь есть. Слов там, правда, мало, но новая обязательная лексика по теме иногда есть (хотя я видела учебники для третьего класса, где нет словаря вообще).
Переводных словарей на уроке нет (а дома он тоже не надо) - не в каменном веке ведь живём! Это ведь алфавит надо не песенкой знать, а осознанно называть, так ещё и буквы представлять, как выглядят. И в словаре надо понимать, как слова размещаются. Это вообще выше понимания современного ученика! Одно слово может искать 40 минут. Нет, говорит, его в словаре.
Все сейчас пользуются переводчиками. Не электронными словарями! О таких тоже не слышали. (Не модно сейчас словарями пользоваться.) И переводят сразу весь текст. И письменно записывают перевод в тетрадь. А текст страницы на три может быть. Почему письменно? А потому, что если не записать, то сразу всё забывается. Слова новые зачем учить? Кому это надо в век технологий?
Моя сестра работает продавцом в магазине обуви и мне рассказывает недавно:
- Китаец покупает обувь. Мы общаемся через переводчика в телефоне. Удобно. Переводчик даже произносит слово или предложение. Всё понятно.
Какие словари? Слова учить? Кому это надо! Закачал нужную программу - и всё.
Отвлеклась опять немного. Итак, урок.
Доходит до такого, что ученик не знает, что, когда и где он записывал. "Не помню", - говорит. И ждёт, что я ему в его записях это найду, по-видимому. Все ответы на свои вопросы. Сама. Зачем напрягаться?!
Вот и получается, что ученики-потребители растут с иллюзией того, что они владеют информацией, но при этом зачастую не знают, как и где её найти. Нужную информацию именно на конкретный вопрос. Ждут, когда это сделает за них кто-то другой: родитель или учитель - такой себе быстро прогрессирующий инфантилизм налицо. Этот инфантилизм захватывает постепенно все сферы жизни подрастающего поколения, которое ждёт, что кто-то другой сделает всё за них: разжуёт, положит в рот ... и проглотит за них.
Все важные решения в жизни тоже должен принять потом за них кто-то другой: где учиться, на ком жениться, сколько детей заводить?
И да... Вещи. В жизни ученика-потребителя на первом месте стоят вещи: новые гаджеты, которые устаревают со скоростью света, (они лидируют), новая одежда (надо быть в тренде) в огромном количестве, если у родителей есть на них деньги, новые игрушки-однодневки.
Еда... Та, что не требует варки. Та, что не имеет вкуса натуральной еды. Фастфуд и всё, что сейчас называется словом "снеки". И это всё потребляется в огромном количестве.
Что мы имеем по итогу? Ученик-потребитель чаще всего инфантилен, пассивен, не умеет думать, имеет избыточный вес, поскольку привык "заглатывать" новую информацию без предварительного пережевывания и точно также еду, которая тоже заглатывается под просмотр чего-нибудь бессмысленного из тик-тока и переваривается легко и быстро.
И таких детей становится сейчас всё больше и больше. Встречали таких?
Понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал – узнаете много нового и интересного!
#ученик
#потребитель
#пассивность
#инфантилизм