Сразу предупрежу, что не всех и не все. Но, как мне рассказали девочки-экскурсоводы, правила поведения в музеях сегодня знают лишь единицы. И за единицу принимается не группа граждан, а реально один человек. Ну, два (давайте шиканем!).
Итак, представьте себе ситуацию, когда вы ведете экскурсию для одной группы юных любителей прекрасного, а другая группа уже самостоятельно поднялась...ммм...допустим, на второй этаж. И пока вы, традиционно закатив глаза, готовитесь выдохнуть фразу о "влиянии фламандской живописи на развитие..." (да неважно чего), вам под ноги сверху падает открытая бутылка с водой! Брызги, крики! (А сверху - хохот!).
У меня до сих пор дергается глаз, делится со мной экскурсовод. теперь, прежде чем подойти к лестнице, ведущей наверх, хочу убедиться, есть там кто-нибудь из посетителей или нет. Нынешние подростки (особенно младшие) - это какая-то гремучая смесь! Но дело даже не в них, а в том, как ведут себя при них приведшие их на экскурсию педагоги - такое ощущение, что они не с ними и не здесь. Двумя месяцами ранее меня мальчик, лет 8-9, ущипнул за грудь! Можете себе такое представить? Я сделала ему замечание, что он кричит, когда я говорю, а он набросился на меня, якобы в шутку, и ущипнул! Как после этого себя с ними вести?
Ну, даже не знаю... потому что подобное поведение - когда тебя от злости еще и щиплют, представляю себе с трудом. А вот дикий ор в общественных местах и музеях - в том числе - наблюдала и наблюдаю постоянно. И тоже удивляет бездействие взрослых, которые считают, что "это с возрастом пройдет". И, как сказала экскурсоводам одна мамаша, "у вас же здесь не спальная комната и не тюрьма; ну, покричит ребенок. И что? У него это скоро пройдет. Это - гормоны".
Сегодня, как я поняла, списать на гормоны можно абсолютно все. В одной из экспозиций одного из музеев окончательно доломали экспонат - редкий, старинный! - возле которого висит написанная крупными буквами табличка, что его руками трогать нельзя. Ему действительно цены нет! Потому что повесь на семью вандала штраф, равный фактической стоимости этого уникального экземпляра, она по миру пойдет.
Теперь музей будет искать таких же редких специалистов и его чинить. И естественно - потом убирать под стекло, потому что веры - в "младое, незнакомое племя"! - больше нет. И в сопровождающих их лиц - тоже нет. И смотрители музея, понимая, какая на них лежит ответственность, не сразу ориентируются, куда им "девать глаза"! А кто традиционно является смотрителями в наших музеях? "Божьи одуванчики"! Им резко вскакивать с мест и нестись на спасение раритетов нельзя! Мало ли чего...
Что сегодня может позволить себе в музее посетитель (который, кстати, не всегда еще и турист, потому что наши, местные, тоже умеют жару хорошенько поддать!)? Зайти за ограничительную черту, под предлогом, что "хотелось все хорошенько рассмотреть". Изысканно, даже с некоторым удовольствием, нахамить. И, как я уже писала выше, экскурсовода - перекричать.
Дети, скажите мне, пожалуйста, знаете ли вы правила поведения в музее, спросила недоверчивая я, надеясь, что увижу в ответ привычный мне еще по школьной практике "лес рук".
Неа, ответил мне дружно "вырубленный под корень лес" и так же дружно побежал к выходу.
А я вас предупреждала, обращаясь ко мне, тяжело вздохнула им вслед выжатая как лимон экскурсовод.
Израстут?