Символизм предметов в народной культуре позволяет лучше понять житейскую мудрость и философию.
На Руси одним из самых важных предметов в домашнем хозяйстве считалась хлебопечная (хлебная) плоская широкая деревянная лопата на длинном черенке. Лопату также называли садник (копыч, пехло, пёкла), так как с её помощью отправляли пироги и хлеб в печь – сажали. Форма самой доски могла быть как овальной, так и прямоугольной. Дерево для изготовления использовалось цельное – липа, ольха или осина.
В Заонежье хлебную лопату называли пёкла. В Калужской губернии –копычом, в Карелии – пёклой, в Екатеринбургской и Вологодской губернии – пехлом. Пехлом или пихалом называлась и другая хозяйственная утварь, предназначенная для выгребания из печи зерна, угля и золы. Использовался этот инструмент, в отличие от хлебопечной лопаты, даже для разгребания снежных наносов.
Помимо своего основного предназначения садник (пёклу) применяли и как магический предмет в скотоводческой, родильной, свадебной, бытовой обрядности. Считалось, что лопата увеличивает репродуцирующие силы и непосредственно связана (наряду с помелом) с домашним духом – домовым. Садник, как знак сытной и богатой жизни, являлся обязательной частью приданого дочери.
В народе также широко использовалась магическая практика «перепекания» в печи детей. Слабых «недопёкшихся» детей помещали на лопату, отправляли в тёплую печь, а затем вынимали обратно, как бы сжигая болезнь и передовая ребёнку жизненные силы, символично повторяя его рождение. Троекратное кратковременное отправление в печь недоношенного младенца, предварительно обмазанного ржаным тестом, уподоблялось выпечке хлеба с целью укрепить слабый организм. «Перепекала ребёнка» сама мать или бабка-знахарка.
Хлебная лопата, в отношении которой существовал ряд правил и запретов, всегда стояла ручкой вверх у печи вместе с помелом, ступой, ручной мельницей, ухватами и кочергой. Печь и кадка – традиционные символы хозяйки. Угол напротив устья печи назывался «бабий кут» и обозначался, как рабочее место хозяйки. Выпекание хлеба – ответственный, трудоёмкий и сложный процесс, требующий опыта. Только хозяйка имела доступ ко всем продуктам, к печи и к хлебопечной лопате, что равносильно было женской власти в семье.
Лопату запрещалось использовать не по назначению, а если такое происходило, то садником дальше пользоваться было нельзя. Выносить из дома лопату можно было только в исключительных случаях.
Коромысло (коромысел) – символ отношений мужчины и женщины, символ баланса. Только одинаково наполненные вёдра носятся легко. В некоторых губерниях на Руси ношение воды было сугубо подростковым и женским занятием. И в отношениях полов основная задача по сохранению баланса отводилась женщине. Ношение ведер на коромысле – настоящее искусство. Юные гибкие девушки виртуозно зачерпывали воду вёдрами, иногда даже не снимая коромысла с плеч.
Коромысло считалось первостепенным предметом сельского быта. Говорили, что сила у человека есть до тех пор, пока он может носить вёдра с водой на коромысле. А паренек считался отроком с того момента, когда начинал носить воду с помощью коромысла.
Воду носили для семейных нужд, питья людям и домашней скотины. В вёдрах на коромысле также на речку относили полоскать бельё, мыть овощи и фрукты. В быту русских крестьян были известны коромысла разной формы.
В некоторых губерниях и уездах четкого разграничения между мужскими и женскими работами не было. Так, например, хоть косьба и считалась мужской работой, но исполнялась она часто женщинами. В основном же женским трудом из сельхозработ являлась жатва серпом, вязка хлебов, дерганье льна, конопли, посадка овощных культур, просушка сена, а иногда пахота и бороньба. Такой большой объём тяжёлого труда был связан с частым уходом мужчин на поиски заработка, поэтому заботы о хозяйстве ложились на плечи женщины и подростков.
К 14 годам подросток на Руси владел всеми видами работ. Управлялся косой, серпом, цепом, топором и вполне мог заменить отца в любом случае (болезнь, отъезд, смерть). Дочек с шести лет учили осваивать прялку, а к 14 годам дочери работали серпом, шили, носили воду, стирали, доили коров, вязали, стряпали, ткали, жали хлеб, косили, присматривали за детьми и могли полноценно вести домашнее хозяйство.
Народная мудрость гласила: «Учи дитя тогда, когда оно поперек лавки лежит».
По страницам этнографического диктанта.
Вопрос 7, 2021
В традиционной культуре ни один предмет не существует просто так, сам по себе. Кроме практической функции он всегда значит что-то еще. Какой из перечисленных ниже предметов утвари был символом власти хозяйки в русской крестьянской семье?
Варианты ответов, где правильный ответ «г»:
а. Хомут, с помощью которого запрягают лошадь
б. Серп, которым жнут зерновые в поле
в. Коромысло, на котором носят ведра с водой
г. Хлебная лопата, которой «сажают» хлеб в печь