Как ребенок различает «своих» и «чужих» взрослых
До полугода ребенку нужна только мама. Другие взрослые, в том числе, родные бабушки-дедушки, начинают играть особую роль в жизни младенца только после 7-8 месяцев. У многих в этом моменте возникает диссонанс: «Как так, я же родная бабушка! Ребенок чувствует кровную связь со мной с рождения!». Но у детей немного по-другому формируется понятие «свой-чужой». Давайте разбираться, в чем тут проблема.
Свекровь хватает вашего трехмесячного ребенка на руки с порога? Мама приходит вам «помочь» посидеть с новорожденным малышом, чтобы вы отдраили квартиру и приготовили ужин? Родственники в гостях все хотят потетешкать младенца? Чувствуете дискомфорт? Что-то здесь не так? Но они же родные, они же хотят общаться с ребенком, разве можно запрещать? Обидятся еще. И муж говорит, что пора расслабиться и не быть такой сумасшедшей наседкой.
- Первая хорошая новость: вы абсолютно правы в своих чувствах, вас не подводит материнская интуиция.
- Вторая: вы имеете полное право отказать любому человеку в контакте со своим ребенком. Даже маме. Если обидится — это ее проблема. ⠀
«Свой-чужой» в понимании ребенка
- Если ребенок до трех лет находится рядом с мамой (то есть она не в отлучке), то в норме (!) при любом расстройстве он ищет утешения именно у мамы. До 6 месяцев отлучек нет и утешение всегда с грудью.
- Если ребенок не ощущает другого взрослого «своим», то этот взрослый для него «чужой». Близкий контакт с чужим в норме — стресс. Если мама не пресекает этот нежелательный контакт — это стресс вдвойне и подрыв доверия к маме.
- Чтобы взрослый стал «своим», ребенку необходимо часто видеться с ним. В 6 месяцев малыша, например, от двух раз в неделю. Человек, которого он видит реже, — «чужой», даже если это кто-то близкий вам. Та же мама.
- Если мама плохо относится к другому взрослому, не доверяет ему, ребенок с большой вероятностью не будет считать этого человека «своим».
- Взрослый, который хочет стать «своим» для ребенка, на этапе привыкания не должен лезть к ребенку, он должен увлеченно, доброжелательно общаться и что-то делать с мамой.
Что испытывает ребенок при общении с чужими:⠀
1. Ребенка можно приучить не реагировать негативно на чужих, но:
А) ценой серьезного стресса и нарушения связи с мамой;
Б) это крайне небезопасно, ведь ребенок без проблем будет в будущем уходить с чужими, принимать от них угощения и так далее.
2. Ребенок на стресс от контакта с «чужим» не всегда выдает истерику в этот же момент. Последствия почти всегда отсроченные: «слетает» сон, отказ от груди и так далее.
3. Подумайте: почему другим людям так хочется потискать вашего ребенка, заглянуть ему в лицо, поймать его улыбку? Не построить с ребенком отношения, потратив на это время, приложив усилия, а погреться об него разок в месяц? Младенцы такие чистые, нежные, милые, в них столько силы и энергии, что каждому хочется урвать кусочек.
Конечно, родственники и помощники — это важно, даже необходимо. Чем больше у ребенка «своих», тем лучше для него. Но не все «близкие» одинаково полезны. Не все чувствуют грань допустимого. Блюсти границы вашего ребенка — ваша задача. Не бойтесь отказывать, быть неудобной и плохой. Прокачивайте вашу ведущую роль, изучайте возрастные особенности вашего малыша. Об этом мы подробно рассказываем в наших курсах и лекциях, а также на личных консультациях.