Найти тему
Сергей Миронов

Ты завалишь ЕГЭ или ЕГЭ завалит тебя? Разбираем плюсы и минусы эксперимента на наших детях

Оглавление

В том, что системе российского образования нужен не косметический ремонт, а серьёзная перестройка, за последние годы, кажется, убедились все. И вроде бы первый шаг к тому − выход из Болонской системы − был сделан ещё в прошлом году. Школьники, их родители и учителя торжествовали: неужели грядёт избавление от беспощадного ЕГЭ, которым нынче стращают чуть ли не с первого класса?

Но вот беда: дальнейший «ремонт» сначала как бы невзначай отложили, а теперь Рособрнадзор и вовсе заявил, что Болонская система и ЕГЭ никак не связаны, а значит, и отменять последний нет необходимости. Иными словами, проблемы нашего образования можно решить, если… продолжать его разрушать.

Впрочем, прежде чем делать громкие заявления, давайте разберёмся, кто и почему мечтает об отмене этого экзамена. А может, на самом деле он не так уж плох?

Отменим экзамен. Кто за?

Для начала несложный вопрос. Как вы думаете, для чего России необходим был выход из Болонской системы? Сколько золотых слов на эту тему сказано в прошлом году! Сколько статей написано о повышении качества образования и возвращении к лучшим отечественным традициям… И тут же следующая задачка: разве ЕГЭ − часть тех традиций?

Нет! И по данным последних опросов, в необходимости отмены этой формы проверки знаний уверены две трети россиян. А если говорить о позиции родителей выпускников школ, цифра ещё выше − 76%.

Но что пугает всех причастных? Перейдём к конкретике.

Первый минус. Миссия: сдать то − не знаю что

Любому здравомыслящему человеку, мало-мальски знакомому с содержанием школьной программы и с заданиями ЕГЭ, приходит в голову вопрос: как можно спрашивать то, чего дети в принципе не проходили?

Да, если в прошлом дети могли удивиться вслух: «Зачем мы это учим? Нам это в жизни не пригодится!» − теперь впору восклицать: «Почему мы это НЕ проходим? Нам ведь нужно это знать!»

Безусловно, речь не идёт обо всех предметах без исключения. На ЕГЭ по русскому языку, к примеру, никто не найдёт ни одного «лишнего» вопроса. Но вот что касается математики или физики, выпускников, которые понадеялись на то, что освоили школьную программу, будет ждать сюрприз − абсолютно новые задачи в сложной части.

-2

Примерно такая же неожиданность приготовлена для сдающих литературу. Откуда, к примеру, взялись вопросы по «Белой гвардии» Булгакова или «Обыкновенной истории» Гончарова, если на уроках об этих произведениях и слова не было сказано?

Что-что? В какие-то программы, может, и включено, говорите? А как быть остальным на ЕДИНОМ госэзкамене, если программы настолько РАЗНЫЕ? Давайте по справедливости тогда: единые учебники, единые программы, а потом экзамен – тоже единый.

А пока вывод такой: сдать ЕГЭ без специальной подготовки нельзя. И этот факт перекрывает все многолетние заверения в том, что, если выпускник успешно справлялся со школьной программой, экзамен напишет без проблем.

Кстати, из оторванности от программы вытекает ещё один существенный минус. Учителя, понимая, что к ЕГЭ по учебникам не приготовишь, вынуждены настаивать на покупке дополнительных пособий для выпускников. И конечно, это вызывает волну негатива от родителей: благодаря Интернету, кажется, все узнали, что учебные пособия должна предоставлять школа.

Второй минус. Репетитор − друг человека

Ладно, первую проблему осознали. И сразу вопрос в стиле ЕГЭ: к кому бежать за помощью? Ответ очевиден: к репетитору.

Не будем лукавить, потребность в дополнительном образовании появилась задолго до единого госэкзамена. Разве нельзя считать репетиторами гувернёров из-за границы, которых приглашали к дворянским детям? Да и в советское время, пусть редко, но возникала потребность наверстать упущенное по причине долгой болезни, к примеру.

Но разве можно было предположить тридцать лет назад, что репетиторство будет прямо-таки невозможно отделить от школьного образования? В нашей стране, кажется, любой первоклассник сегодня знает: подготовиться к экзаменам без специальной помощи просто невозможно. А значит, и сам ЕГЭ давно превратился в платный вид бесплатного образования − такой вот оксюморон.

-3

Остаётся добавить лишь то, что репетиторством чаще всего подрабатывают сами школьные учителя − вынужденно, поскольку основной зарплаты не хватает. Вопрос о престиже профессии школьного учителя, об оплате его труда (к слову, мы предлагаем увеличить её до 200% по региону), льготах и преференциях для педагогов тоже стоит очень остро.

Третий минус. Зачем вообще нужна школа?

Ни для кого не секрет, что словосочетание «поднатаскать на ЕГЭ» дети сейчас слышат чуть ли не с первого класса. И к старшему школьному возрасту практически все справедливо замечают: а смысла-то в школу ходить нет.

Судите сами. По тем предметам, которые нужны для поступления в вуз, репетиторы помогут. Оценки в аттестате при поступлении не учитываются, то есть на остальные предметы можно просто, как сейчас говорится, забить. А зачем тогда, спрашивается, вообще на уроки ходить?

Вот и получается, что роль школы с годами всё меньше, всё незначительнее. А вот безразличие к образованию, напротив, растёт.

Отсюда и огромное количество детей, принимающих решение уйти из школы после окончания 9-го класса. Действительно, что там делать-то?

Четвёртый минус. Собак натаскивали − и детей натаскаем

С денежными тратами и отсутствием мотивации к учёбе разобрались. Но, может, после походов к репетиторам и всех остальных мучений хотя бы знания в голове остаются фундаментальные? Так нет же! Самые что ни на есть поверхностные!

Всё дело в том, что, такова уж человеческая природа: когда перед нами стоит цель, мы ищем простейший способ её достичь. Вот и дети учатся прорешивать однотипные задания с одним-единственным помыслом − получить на экзамене балл повыше.

Никакого понимания материала, формирования причинно-следственных связей при этом может и не быть − некоторого набора разрозненных фактов вполне хватит. Иначе, как ущербными, такие знания и не назовёшь!

-4

Спросите, где доказательства? В руках у вузовских преподавателей! Именно они вынуждены тратить драгоценное время на объяснение вещей, которые раньше считали очевидными, и выставлять зачёты за то, что в прежние годы однозначно считалось «неудом».

Пятый минус. Страх, стресс, срыв

Прошли святые времена, когда на экзамен ходили как на праздник. С лёгкой руки создателей ЕГЭ проверка знаний теперь ассоциируется лишь с нервами, сплошным стрессом и даже попытками суицида у школьников.

Ещё бы! Все эти обыски, металлоискатели, конвой сопровождение до туалета уместны были бы, скорее, в концлагере, но никак не в школе.

И без того возросшая к 11-му классу психологическая нагрузка вкупе с дополнительным стрессом по поводу ЕГЭ приводит к двум последствиям.

Во-первых, худшему результату на экзамене: напряжение, как известно, сосредоточенности не способствует.

-5

Во-вторых, ЕГЭ начинает восприниматься выпускниками как нечто судьбоносное. Сдашь экзамен хорошо − все жизненные дороги перед тобой откроются. Завалишь − и вовек не видать приличной работы. И эти переживания лишь увеличивают накал страстей…

-6

Шестой минус. Жертвы ЕГЭ

Специально не стал удалять прошлый комментарий, хотя он не имел отношения к предыдущему пункту.

Давайте подумаем вместе: каким представляется образованный человек? Что вы находите более ценным − умение вписать правильный ответ в нужную графу или творческий подход, способность мыслить?

Опыт подсказывает, что в жизни больше пригождается второе. Но система подготовки к ЕГЭ, кажется, убивает у школьников любую мысль: до окончания 11 классов потребность в развитии мышления резко ограничена экзаменационным бланком.

Вспомним здесь же, что от всех «ненужных» предметов (тут у кого география, у кого литература, у кого история) школьник себя освободил. Вот и вырастают односторонние личности, однобокие специалисты − жертвы ЕГЭ.

А ведь без думающей, мыслящей молодежи, у страны просто нет будущего! И сейчас самое время решать, хотим ли мы таким нехитрым способом оболванить следующее поколение. На мой взгляд, ответ очевиден.

Седьмой минус. Победит умнейший

Мы ещё поговорим о том, что представляется в виде одного из основных плюсов ЕГЭ, − о возможности для детей из глубинки поступить в вуз в крупном городе.

А пока отмечу, что у любой медали две стороны. Посмотришь на одну сторону − вроде бы всё в порядке: конкуренция в престижные вузы растёт, значит, дети стремятся к получению высшего образования.

Обернёшь медаль − и оказывается, что под крупными городами наши выпускники чаще всего понимают Москву и Санкт-Петербург. Чем гордиться? Возрастающим неравенством между провинцией и столицей? Или тем, что для подсчёта престижных вузов хватит пальцев на руках?

Радует только то, что вдумчивые россияне всё подмечают и делают выводы.

-7

Первый плюс. Образование − для всех ли?

А теперь время поговорить о плюсах − они тоже найдутся.

Раз уж мы заговорили о равной возможности поступления для всех выпускников, начнём с этого пункта − излюбленного аргумента сторонников ЕГЭ.

Один спорный нюанс (увеличение конкуренции в столичных вузах) мы уже упомянули.

Есть и ещё один подвох. Условия, говорите, одинаковые? А деньги на репетиторов у всех родителей найдутся? Фактически какой-нибудь троечник из обеспеченной семьи, в течение года упорно решающий однотипные задания с репетитором, вполне может получить результат получше, чем отличник из семьи с низким доходом, рассчитывающий только на свои силы.

Кстати, если выпускник станет студентом столичного вуза, перед родителями опять же встанет материальный вопрос: дорога, питание и проживание обойдутся весьма недёшево − не каждый сможет себе позволить.

Второй плюс. Коррупции нет − проблемы есть

С тем, что ЕГЭ помогло сделать процедуру поступления в вузы более прозрачной, сложно не согласиться. Там, где раньше в ход шли волшебные слова «я от Ивана Иваныча», сегодня стоят компьютеры, которых не волнуют социальные связи и материальные блага.

Есть ли в этой бочке мёда ложка дёгтя, спросите вы? Разумеется, есть, и даже не одна.

Возьмём, к примеру, прогремевший на всю страну феномен «дагестанского ЕГЭ» с небывалым количеством стобалльников. Конечно, не так массово, но в некоторых регионах по-прежнему можно «решить вопрос».

-8

Ещё одно слабое место ЕГЭ − творческие специальности в вузах: внутренние экзамены на актёрских, дизайнерских, журналистских факультетах отменить невозможно; говорить об отсутствии коррупции на них тоже не приходится.

Остаётся и ещё одна форма узаконенного блата: автоматически избавлены от конкуренции за бюджетное место те, кто с помощью родственников и знакомых обеспечил себе целевое место в вузе.

Наконец, допустим на секундочку, что коррупцию действительно победили, и представим образовательную сферу без неё. Можно было бы говорить о равных возможностях для всех выпускников? Нет! Потому что условия изначально совершенно не одинаковые: бесплатное получение высшего образования государством не гарантировано; количество бюджетных мест резко ограничено; даже стоимость обучения в вузах разных регионов и на разных специальностях отличается в несколько раз. Ну и где они − эти равные права? Сделайте образование бесплатным − тогда и найдутся поводы для радости понадёжнее, чем не до конца одержанная победа над коррупцией.

Третий плюс. Цена объективности

Часто сторонники ЕГЭ упоминают в качестве преимущества объективность проверки знаний. Мол, никаких лиц, имён, никакого личного отношения к выпускнику − нет соблазна завысить/занизить оценку или дать переписать работу.

Подводные камни здесь тоже водятся. Во-первых, никто не отменял технические ошибки, когда случайная чёрточка будет принята компьютером за цифру, букву или знак препинания. Удивляюсь, почему до сих пор не ввели специальный предмет, где рассказывали бы, как заполнять бланки.

Кстати, дополнительное давление, связанное с необходимостью идеально заполнить бумажки, тоже не способствует хорошим результатам.

-9

Во-вторых, если раньше абитуриент имел возможность представить себя на экзамене, показать интеллектуальные способности, харизму, теперь он превратился в эдакое обезличенное существо, цифровой код. Его личностные качества больше никого не волнуют. А зря! В ряде видов деятельности важны далеко не только теоретические знания…

Четвёртый плюс. Легко и просто

Наконец, последний аргумент − простота поступления и подготовки к нему. Признаюсь, здесь возразить нечего: примерный набор заданий известен задолго до даты X, количество испытаний сокращено минимум вдвое за счёт отсутствия дублирования выпускных и вступительных, нет больше разницы в требованиях вузов и необходимости готовиться к вариантам экзаменов по одному предмету. Бесспорно, победа!

Если обобщить, расклад получается такой.

-10

Знаете ещё плюсы или минусы ЕГЭ? Пишите в комментариях, с интересом ознакомлюсь.

Отменить, нельзя оставить!

Это лето, надеюсь, будет богатым на события. Дело в том, что в 2023 году предстоит сдавать ЕГЭ тем детям, которые, будучи учениками 9-го класса, с началом пандемии окончательно лишились возможности учиться. Именно они пострадали от дистанционных технологий, сполна хлебнули цифровизации и вдобавок пропустили «тренировку» на ОГЭ.

Ряд экспертов не без оснований прогнозирует провальный результат единого госэкзамена, который нанесёт всей системе ЕГЭ болезненный удар. Потому что, если в один момент резко падает общий результат, это может означать только одно: проблема не в детях, а в самой системе. И вывод будет напрашиваться сам собой: отмена ЕГЭ неизбежна.

Чем его заменить? И как учесть все его плюсы, пусть их и немного? Хочется ведь облегчить выпускникам жизнь, а не усложнять её: чтобы экзамены без дублирования, чтобы система единая, чтобы не мучить тех, кто не заинтересован в получении высшего образования.

Выход представляется таким. С моей точки зрения, никакой необходимости в том, чтобы заставлять школьников сдавать выпускные экзамены, вообще нет. Любой педагог без всяких испытаний и тестов скажет, знает ли ученик его предмет, и выведет оценку из прошлых четвертных и годовых показателей.

А для абитуриентов нужно создать независимые экзаменационные комиссии, в которые войдут преподаватели высшей школы. Выпускники сами знают, какие предметы им нужны для поступления: в одной комиссии сдадут русский язык, в другой − физику, в третьей − биологию и так далее. А после результаты направят в те вузы, которые выберут для поступления.

Мечта, скажете вы? Но мечты сбываются! Будем за это бороться!

✅ ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

1️⃣ Гаагский фарс: что на самом деле стоит за угрозой ареста Владимира Путина

2️⃣ Отдать жизнь за своих ребят: последний бой десантника Осокина

3️⃣ «Не прибедняйтесь!» Как найти у себя деньги, о которых не знал