Порой кажется, что искусство и наука — это параллельные вселенные. Однако иногда они пересекаются — и в результате рождаются шедевры. Предлагаем вспомнить шесть произведений, которые рассказывают об ученых и науке, открытиях и заблуждениях, великом и смешном.
Леонардо да Винчи и кардиология
Леонардо да Винчи был не только художником, но и ученым. Его интересовало все: как летают птицы, как течет вода, как устроен человеческий глаз. Наибольших успехов он добился в изучении сердца и сосудов. Во времена да Винчи считали, что сердце состоит из особого вещества, которое дает организму жизненную силу, а центром кровеносной системы является печень. Леонардо же понял, что вены и артерии берут начало в сердце, а само оно — не магическая субстанция, а просто мышца. Художником он не переставал быть даже во время анатомических штудий, так что сердце сравнил с семенем, из которого прорастают корни и ветви. Также, пытаясь докопаться до причины смерти столетнего старика, да Винчи одним из первых описал атеросклероз.
Ученые умы в мире и согласии
На этой фреске Рафаэль собрал великих античных философов и заодно увековечил своих известных современников. В центре с поднятой вверх рукой — Леонардо да Винчи в образе Платона. На переднем плане подпирает голову рукой Микеланджело в образе Гераклита. Справа склонился с циркулем архитектор Браманте — ему досталась роль древнегреческого математика Евклида.
Но по какому поводу Рафаэль собрал ученых мужей? Художник и первый историк искусства Джорджо Вазари считал, что фреска изображает «теологов, согласующих богословие с философией и алхимией». Это похоже на правду. Все искусство Рафаэля посвящено поиску гармонии. Здесь он ее находит не только в композиции, но и в содержании: мирное сосуществование большого количества мудрецов в одном пространстве показывает, что гармония между различными направлениями философии и науки достижима.
Дюрер и носорог в доспехах
История науки — это еще и история заблуждений. Одна из самых симпатичных ошибок — носорог в броне, которой позавидовали бы рыцари. Это изображение считалось достоверным и использовалось как иллюстрация к научным текстам на протяжении 300 лет, до конца 18 века.
В 1515 году португальский король получил в подарок носорога из Индии: полюбовался, похвастал и решил передарить чудо-зверя папе римскому. Но до Ватикана носорог не добрался: корабль с ним затонул в пути. Альбрехт Дюрер, как и папа римский, носорога не видел. Но он обожал создавать гравюры на популярные темы: их отлично покупали. Поэтому художник изобразил носорога по мотивам слухов и чужих неточных набросков.
Урок анатомии, который не выучил Рембрандт
Знаменитая картина Рембрандта изображает групповой портрет Гильдии хирургов Амстердама и публичную лекцию по анатомии человека. На такие мероприятия продавали билеты, а в качестве объекта исследования использовали тело казненного преступника. Вскрытие проводит Николас Тульп — хирург и мэр города. Это был очень амбициозный и тщеславный мужчина. Его настоящая фамилия — Питерсзон, но он предпочел взять другую, напоминающую о самом дорогом и модном цветке: в Голландии в ту пору свирепствовала «тюльпанная лихорадка» — одна луковица пестролистного тюльпана могла стоить как доход успешного купца за несколько лет.
Забавно, что сам Рембрандт проигнорировал основы анатомии. Обратите внимание на тело, над которым склонились хирурги: левая рука существенно длиннее правой.
Научная месса
Торжественное освещение и драматичные позы персонажей вызывают в памяти картины Караваджо с религиозными сценами. Художник Джозеф Райт к научному прогрессу относится с тем же благоговением, с каким верующий человек — к духовному чуду.
Семья изучает устройство вакуумного насоса: из емкости откачивают воздух — птица задыхается. Такие опыты были популярным развлечением, их устраивали странствующие лекторы. Современному человеку трудно увидеть здесь что-то кроме жестокого обращения с животными, но подобные эксперименты демонстрировали недавнее открытие: живые существа погибают без воздуха. И все же мы можем утешить себя тем, что белый какаду при создании картины, скорее всего, не пострадал. Это была дорогая и редкая птица: чтобы не губить попугая, художник мог воспользоваться воображением.
Портрет будущих знаменитостей
1921 год — не лучший в жизни Кустодиева: он тяжело болен, в стране перемены, прокормить семью трудно. Берется за любые заказы, а тут подворачивается вполне приятный. Двое молодых ученых расплачиваются за портрет едой — приносят мешок пшена и петуха: заработали, отремонтировав крестьянину мельницу. И сами молодые люди симпатичные, с юмором. Обещают художнику, что портрет уже есть, а знаменитостями еще обязательно станут. Кустодиев иронизирует: нобелевскими лауреатами? Молодые люди отвечают: почему бы и нет? И становятся: Петр Капица (он с курительной трубкой) получит Нобелевскую премию по физике, а его друг Николай Семенов (он с рентгеновской трубкой) — по химии.
Взаимосвязям мира ученых и мира художников посвящена выставка «На языке правил и исключений. Наука и искусство», которая до 2 июля работает в Еврейском музее и центре толерантности. На ней найдете шесть интерактивных объектов и более 80 произведений: от Дюрера и Рембрандта до инсталляций современных авторов. ВТБ поддерживает все его проекты и мероприятия.