Найти тему

Медицинская сестра всегда рядом

Суть профессии медицинской сестры - помогать человеку в трудные моменты жизни, быть рядом. Авторы картины пытаются ответить на вопросы: как сохранять и одновременно отдавать себя, откуда черпать силы людям, посвятившим себя этой подчас жесткой, но столь важной, необходимой работе - служению…

На эти и другие вопросы ищет ответ кинорежиссёр Ксения Бурдинова, ставшая номинантом Российской Премии в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2023 года за создание картины «Сестринское дело».

Режиссёр Ксения Бурдинова
Режиссёр Ксения Бурдинова

- Ксения, расскажите о себе. С чего начался ваш творческий путь?

- Я родилась в Ленинграде. После школы поступила на филологический факультет СПбГУ, а после первого курса еще и в мастерскую кинорежиссуры Семена Арановича. С того времени я и связана с кино.

Выпускались мы в 1997-1998 годах во времена безработицы и зарождения коммерческого кино и сериалов. Наш мастер скоропостижно умер до нашего выпуска и мы, по большому счету, были уже никому не нужны. Кинопроизводство распалось на малые студии, и я начала работать режиссером монтажа в одной из них – студии «Панорама». Смонтировала несколько сотен игровых часов разной степени важности, ценности и нужности… Писала сценарии для себя и на заказ, одновременно училась в школе «Интерньюс» на курсе драматургии Андрея Дмитриева и Тимура Газиева и на курсе документального кино «Реальное время» Наталии Гугуевой и Аркадия Когана.

-«Сестринское дело» - ваша дебютная картина?

- У меня есть короткометражные дипломные фильмы. Но они настолько давние, что существуют лишь на пленке 35 мм. В 1997 году Александр Сокуров в своей передаче «Остров Сокурова» сделал со мной интервью и показал две работы, чем сильно меня тогда морально поддержал. Ещё я стала режиссёром двух серий детского мультсериала «Микрохи» и автором нескольких выпусков киножурнала «Хочу все знать» студии «Леннаучфильм».

Это мой первый поддержанный государством фильм, имеющий статус национального. Можно сказать, что он дебютный в качестве режиссера.

- Вы сделали очень проникновенную картину. Почему выбрали эту тему?

- Два года назад я окончила медколледж, чем очень горжусь. Мне пришлось учиться наравне с юными студентами на дневном отделении, и со взрослыми - на вечернем. Эта учеба и практика дали мне очень много в понимании мира и людей. Тогда и возникла идея снимать фильм о медсёстрах.

Я мечтала организовать студию медицинского фильма, делала обучающие ролики с фондами «Вера» и «Семьи СМА». Очень хотелось снять честный документальный фильм о проблемах медсестёр и всего среднего медицинского персонала. В 2020 году мы с продюсером Константином Козловым подали заявку на финансирование в Комитет по культуре Санкт-Петербурга и её неожиданно поддержали, хотя, конечно, по меркам кинопроизводства, полученная сумма была небольшая.

- Фильм снимался во время пандемии. Как вам удалось собрать так много участников? Я насчитала больше 20 человек!

- Связующим звеном стала Российская ассоциация медицинских сестер России в лице Юлии Агаповой – руководителя петербургским отделением и опытнейшей акушерки. Нам удалось попасть в несколько учреждений Санкт-Петербурга – онкоцентр, психоневрологический интернат, акушерский колледж и НИИ акушерства и гинекологии.

- Что было самым трудным при работе над фильмом?

- Сложность была в очень сжатых сроках. Мы сняли фильм за четыре смены, и сразу после этого все заболели, заразившись ковидом. Оператор болел тяжело; я полегче - сидя за монтажом… Работа была трудной, так как хотелось выразить главные идеи фильма без авторского закадрового текста, а только за счет монтажа и монологов героев.

Все наблюдения за случайными героями, попавшими в кадр - это всегда чуткость оператора. Я очень благодарна Алексею Солодову - опытнейшему мастеру и Николаю Якунину – молодому талантливому выпускнику за их «глаз» и чутьё. Никто из участников ничего не делал в кадре специально для нас, это настоящая репортажная работа - съемка-наблюдение.

Мы не имеем права показывать лица пациентов и было огромным ограничением сделать так, чтобы зритель видел пациентов со спины или так, чтобы лица были максимально скрыты. В этом состоит большая сложность съемок документального кино про медицину. Я просматривала много архивных фильмов советского времени, 1990-х годов, и была удивлена, насколько открыто там представлены пациенты, как их снимают, какие страдания показывают документалисты того времени.

- На съемках произошло что-то необычное?

- Члены нашей съемочной группы впервые были в психоневрологическом интернате, это был тяжелый опыт. Мы смогли уловить и записать очень важный момент – одного самого пожилого пациента – дедушку 95 лет - увидеть его руки, жесты, услышать голос. Эти кадры есть в фильме, они на вес золота.

В акушерском колледже одна из студенток рассказала интересные факты о своей работе в ковидной больнице, она ухаживала за очень известной пожилой актрисой. Но я не смогла взять этот рассказ в монтаж, так как существует этическая норма – тайна диагноза и необходимость разрешения на упоминание имен. Эта прекрасная актриса выкарабкалась и выздоровела, слава Богу.

- Что запомнилось?

- Иногда происходят очень странные вещи – вдруг совпадают образы или ассоциации, если материал идет в верном направлении. В этом фильме так случилось с образом соснового леса. Одна из героинь упоминает, что набирается душевных сил в нашем парке Сосновка. Среди сосен. Просто смотрит на них. И вот, будучи на съемке в другое время и в другом месте – в онкологическом центре, который находится за чертой Петербурга - один из операторов долго снимает со спины сидящего одинокого пациента, ждущего медсестру в кабинете химиотерапии. Этот мужчина сидит и смотрит на стволы огромных корабельных сосен. Они хорошо видны через окно, раскачиваются от ветра. Я увидела эти кадры только за монтажным столом. Это сделало финал фильма. Как-то все соединилось в единый образ.

- Какая основная идея фильма? Изменилась ли она в процессе съёмок?

- Основная идея выражена в названии… Медицинская сестра всегда рядом - это девиз и внутренний закон. Профессия сейчас находится в кризисе, но понемногу государство начинает разбираться в проблеме. Вслед за «Сестринским делом» мы начали работать над картиной - «Человек-Человек», которую поддержал Институт развития интернета и Российское общество «Знание». В этом фильме мы пошли дальше в раскрытии темы, проехав по регионам.

- Фильм изменил что-то в вас?

- Конечно. Я стала больше верить в реальность осуществления мечты о создании фильмов и удачу. Между медициной и кино я до сих пор выбираю кино. И хочу, чтобы наши знания и навыки кинопроизводства помогли медикам и всем причастным к решению их проблем.

- Какие ваши дальнейшие творческие планы?

- Мне всегда хотелось познать мир медицины, я мечтала стать врачом, но с химией не сложилось еще в школе, и я решила про себя, что я гуманитарий. Моя прабабушка была врачом - она работала с 1917 по 1973 год, когда я родилась… Сейчас по архивным материалам я готовлю фильм о ее судьбе. Также работаю над сценариями игровых фильмов и хочу написать книгу, о чём – пока сохраню в секрете.

Беседу вела Ирина Иванова

Фото и кадры из фильма предоставлены Ксенией Бурдиновой

Посмотреть фильм "Сестринское дело" онлайн можно по ссылке

Посмотреть фильм "Человек-человек" онлайн можно по ссылке

Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями, проходящих в киноклубе «Русский путь» по адресу: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А.Солженицына.

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.