Найти тему
кладовка

как настроить себя на писательство?

Оглавление

всем привет! я не филолог, не психолог, а просто автор. пишу для себя и не только - мои заявки сейчас висят у издательств и я жду их ответа. в связи с этим, когда я пишу (на данный момент, активно) три года, хотела бы поделиться, как, почему и в каких условиях у меня за это время получилось создать визуальную новеллу и три с половиной книги, каждая из которых содержит в себе не менее двенадцати авторских листов (каждый лист = 40 тыс. знаков). в связи с чем опубликовываю вам собственный чек-лист о том, как я пишу в данный момент!

вам необходима цель

начнем с того, что лично у меня всегда была цель. я читала с детства, перебрала множество профессий, и вижу себя именно в писательстве и режиссуре. почему? потому что моя основная мечта, направление, цель, желание (я могу еще много синонимов подобрать) - это передавать людям что-то светлое, мотивировать их, слушать, давать надежду. это звучит очень надменно для кого-то, наверное, но это и вправду мои искренние намерения. именно поэтому я хочу только лучшего, начиная эту статью. но я понимаю, каким языком хочу этого достичь. я определила для себя цель, но есть ли она у вас? точно ли это можно передать писательством и только им? есть ли у вас желание заниматься написанием год, два, может ли вас привлечь написанная история настолько, чтобы не забросить ее через месяц-два и вернуть интерес, даже когда взялись уже за другую рукопись? готовы ли вы писать для малого количества людей, просто что бы хоть кому-то передать свои эмоции, чувства, не достигнув славы и денег? готовы ли вы переписывать историю или какие-то эпизоды, если ее примет издательство через год после написания?

я понимаю, что многие зашли сюда за прикладными и практическими советами, а я сейчас говорю о мотивации писать. но я затрагиваю этот вопрос потому, что многие пишут нерегулярно, бесцельно; делают зарисовки, списки идей и прочее, но не могут взяться за рукопись основательно - из-за малого количества времени, сил, недомолвок, собственных страхов и неуверенности (это нормально, но необходимо понять, готовы ли вы в своем состоянии писать). но стоит ли тогда определять писательство как свое постоянное хобби, если оно не является таковым? читать статьи о том, "как настроить себя на писательство", если все равно прочтете и забудете через пару дней, вернувшись в ту рутину, к которой привыкли? может быть, художественная литература просто немного не та отрасль, которая вам и вправду нравится, чтобы посвящать для нее свое личное время в большом количестве? существует журналистика, филология (вы можете быть корректором), креатором (создавать идеи) и вообще множество отраслей и ниш, которые в большей степени могут раскрыть ваш потенциал. поэтому начните с того - для чего вы пишите? а когда ответите на вопрос, можно и дальше читать статью.

комфорт

создайте для себя светлую обстановку, прямо как на картине, где все говорит о спокойствии и размеренности.
создайте для себя светлую обстановку, прямо как на картине, где все говорит о спокойствии и размеренности.

чтобы писать, вам необходимо быть "в ресурсе" - не налегайте на бой со словами, когда не выспались; когда чувствуете, что некомфортно из-за бардака в комнате или грязной головы. завершите все мелкие и основные дела на день, прежде чем приступить к работе. пока вы не стали именитым писателем, лучше воспринимать писательство не как работу, что-то вынужденное, необходимое, чтобы получить грош на хлеб - нет, сейчас это ваше увлечение, которое приносит удовольствие, которое дает возможность себя раскрыть, рассказать о знаниях, превратив их в историю. уточню, сегодня я больше разговариваю о художественной литературе, а не о прикладной, для которой требуется образование. здесь же, когда перед вами чистый лист - это начало. это начало новой истории, которая полностью подчиняется вашим рукам, которая зависит от вас. поэтому, прежде чем ее начать, создайте для себя рациональную обстановку. обычно, прежде чем начать что-то писать, я заканчиваю крупные дела, если у меня свободный вечер; бывает так, что мы внезапно встречаемся с друзьями. тогда я переношу писательство на следующий день (об этом - позже), либо посвящаю утро для написания книги. специально ставлю стакан воды рядом, иду в туалет, обязательно переодеваюсь в домашнюю одежду, закрепляю волосы, чтобы не мешались; иногда раскрываю окно, чтобы было немного прохладно. часто ставлю lo-fi музыку на фон, чтобы не отвлекаться на звуки в квартире, и, конечно, предупреждаю своих сожителей о том, что буду занята (если нужна моя помощь, я сначала разберусь с этими делами, а уже потом сяду за word). но это лично мой способ сделать для себя комфортную обстановку, для вас это могут быть совершенно другие правила, но вам необходимо понять, в какой атмосфере и при каких обстоятельствах вы будете работать усердно и не отрываясь, потому что для эффективности необходима концентрация. необходимо так же и знать свои пределы, когда вам необходимо сказать себе "стоп". обычно, когда я сажусь за писательство и у меня мало сил, я выполняю свою норму - тысячу слов, и оставляю рукопись до следующего раза. это моя норма, которую я выполняю всегда, и она для меня оптимальна. какая она у вас - придется выяснять самим. мне для этого потребовалось около года, когда я смотрела на собственные лимиты в самом начале пути.

скажи "нет" челленджам на количество слов

как правило, нахождение в челленджах и необходимость писать определенное количество слов, знаков, в итоге обращается в ненависть к самому слову "писательство"
как правило, нахождение в челленджах и необходимость писать определенное количество слов, знаков, в итоге обращается в ненависть к самому слову "писательство"

пока вы не стали профессиональным писателем, придерживаться их правил - дохлый номер. спросите: почему?! потому что писать каждый день - их работа. им за это платят, они занимаются другими делами, но это их основной заработок, у них есть накопления, на которые они могут оплатить квартиру, сходить в магазин и купить новую пару обуви при необходимости. я не думаю, что когда Стивен Кинг работал в прачечной, то писал пять листов рукописи в день; соответственно, это нормально - не выполнять эту норму. и вообще, писать каждый день нет необходимости, потому что нам нужна стабильность, а не книга за месяц, которую мы написали и вошли в прекрасное состояние выгорания и в итоге забросили писательство на полгода (извините, но это мой собственный пройденный урок). вам необходимо зарабатывать на жизнь, кушать, встречаться с друзьями и семьей; после того, как вы напишите книгу, ее не примет любое издательство сразу же. и это нормально - потому что у всех своих запросы, требования, специфика. для того, чтобы "выстрелить", необходимо время, которое вы можете занять написанием новой работы. это так же относится и к рассказам, если вы хотите публиковаться в журналах (чаще всего они еще и не отвечают, если не приняли рукопись, т.е. у вас может из-за ожидания пропасть три месяца). в общем, это лично мое мнение, но я плохо отношусь к челленджам на количество слов и знаков, и откровенно говорю об этом своим знакомым, которые тоже пишут и находятся в таком же подвешенном состоянии, как и я. больше скажу, здесь и сейчас я советую вам вот что: составьте график, когда вы ТОЧНО сможете писать. учитывайте форс-мажоры, собственные планы (например, начало исполнения графика вы можете подстроить под планы, которые будут в последующие дни), дни для отдыха. например, т.к. я хорошо учусь, проходя практику в колледже, занимаюсь своей книгой и пишу сюда статьи, то мой график выглядит примерно так: писать книгу - писать статью - день отдыха. именно поэтому статьи выходят раз в три дня. если в день, когда у меня должна быть статьи или писательство книги, я плохо себя чувствую, была занята весь день или собираюсь с друзьями - мне приходится переносить. тогда я просто отрабатываю необходимую задачу в следующий день и иду дальше по графику. и нет ничего плохого в том, что вы не сумели его придерживаться, потому что устали - вам необходимо сделать передышку, когда весь день был занят чем-то выматывающим. это нормально, потому что иногда обстоятельства сильнее нас. лучше отдохнуть и основательно поработать завтра, чем иссушиться сегодня, выполнив норму, и проснуться утром с нежеланием вставать с постели.

необходимость структурирования

уточки тоже собираются вместе! так и вам необходимо расставить все на одной полке, чтобы получить полное произведение.
уточки тоже собираются вместе! так и вам необходимо расставить все на одной полке, чтобы получить полное произведение.

буду честна, каждый раз, когда я сажусь за рукопись, мною словно овладевает демон и я пишу, совершенно не задумываясь о том, что необходимо сказать. и почему-то получается. по крайней мере, фрагменты из моих рукописей нравятся друзьям (а они у меня честные). но все равно определенная структура у книги должна быть (и я ее придерживаюсь), а именно:

  • предисловие или пролог: знакомство с миром вашей книги, немного возвращение в прошлое, описывающее, почему персонаж перешел к экспозиции. необязательный элемент (допустим, у нас история о Марфе, которая является учительницей в сельской школе. Марфа рассказывает нам об истории своей семьи)
  • экспозиция: введение в действие основной истории (Марфа поступила на работу к одному из дворян, который собирает учителей для своего сына)
  • завязка: начало основного конфликта, на котором держится остальное повествование (Марфа видит, как дворянин плохо относится к учителям и хочет сбежать)
  • развитие: развитие конфликта, как бы его "обсуждение" (Марфа пытается общаться с другими учителями; знакомится с сыном дворянина и выясняет, что он сам по себе неплохой парень, который хочет, допустим, вытеснить своего отца с главы семейства; но парень дает ей возможность выбрать)
  • конфликт: главные герои находятся на перепутье (Марфе надо выбрать, хочет ли она свободы или помочь парню, которого учила)
  • кульминация: вершина конфликта, наивысшее напряжение (дворянин узнает о плане сына и им приходится справляться с обстоятельствами)
  • развязка: последствия кульминации (Марфа помогает сыну дворянина или сбегает в деревню, ее чувства, последующие за этим события)
  • эпилог: погружение в будущее, что стало с героями через время. тоже у многих нет этого элемента, он сейчас необязательный (Марфа ведет свое хозяйство, или выучилась на новую профессию, или вернулась к сыну дворянина и помогает ему, или бросилась в озеро из-за раскаяния за свою трусость, в общем, любая концовка)

так же нам необходимо понимать, какая история у наших персонажей, мотивация, внешность. об этом можно подробнее прочитать в моей статье "как создать живых героев для вашей книги?" в общем, в вашей истории вы должны разбираться. если используете исторические периоды - изучать детали, погружаться в эту эпоху, чтобы знать, как создать атмосферу, какие привычки и быт были у людей того времени; если это будущее, его законы и технологии также необходимо прописать, как и в фэнтезийном мире установить собственные правила. ну а напоследок скажу, что:

-5
а это уже конец статьи.
подписывайтесь на канал, чтобы читать о кинематографе, писательстве и литературе! пишите ли вы сами? может быть, издавались? поделитесь мнением о статье в комментариях!