Михалков с ургой
Не было ни гроша, да вдруг алтын. Так у меня в 1990 году произошло с выбором работы на летние месяцы, когда в институте мне давали отпуск на два месяца. С Владимиром Бортко я уже полгода работал в подготовительном периоде его фильма «Афганский излом». И вдруг звонок от друга Никиты Михалкова с просьбой помочь в Китае со съёмкой документального фильма «Монгольский фантом» о пастухах. В Душанбе, куда к Бортко уже приехал Микеле Плачидо, но началась война, ехать расхотелось. Бортко я не сильно подводил, поскольку там находился мой ученик Володя Севастьянихин, который мечтал стать постановщиком трюков. И я выбрал путешествие в Китай к Михалкову.
Тринадцатичасовой перелёт и приземление в пятидесятиградусную жару Пекина произвели неизгладимое впечатление. Три дня я жил в Пекине в шикарном отеле и гулял по шёлковому рынку и площади Тянь-Нянь-Мынь. Когда после томительного переезда я добрался до Хайлара, где базировалась французская киногруппа Мишеля Сейду, снимающая фильм для географического общества Франции, мне показалось, что я добрался до Луны. Манчжурская степь больше всего напоминала другую планету. Михалкову предложила эту работу та же Алла Гарруба, которая была его агентом в Европе уже шесть лет. С её лёгкой руки Никита снял рекламу для ФИАТ под названием «Автостоп» и вот теперь Алла занесла его в степи Маньчжурии снимать пастухов. Моё появление было вызвано ссорой Михалкова с его редактором и вторым режиссёром Толей Ермиловым, которому ветром перестройки надуло в уши мысль о своей большей значимости. Мой приезд вывел Толю за скобки и мгновенно поставил на место. Толя вернулся к своим обязанностям.
Так бы я и вернулся в СССР на свою проректорскую должность, наглядевшись китайских чудес, если бы не привезённая мною «Столичная» водка. Продюссер Мишель Сейду был слабоват на передок и подсел на стаканчик. Приехав полюбоваться Китаем и посмотреть как проходят финансируемые им съёмки пастухов-монголов, он имел встречу с русским режиссёром. Режиссёр наш был не промах и напоил француза на встрече так, что на другой день они обнимались и целовались, как родные братья. Зачем нужна была Михалкову эта дружба, знал только он сам. Разузнав, что Сейду представитель богатейшего французского клана, Никита начал уговаривать его дать ещё пару миллионов долларов, чтобы он снял для Франции не документальное кино, а настоящее художественное. Сейду это и на фиг не было нужно, но чего муки не сделают по пьяне? Ни сценария, ни замысла ещё не было в помине. Но процесс пошёл.
Срочно был вызван Рустам Ибрагимбегов и начались творческие поиски «синей птицы». Российская нищета и бардак подгоняли творцов железной метёлкой. А точнее – ургой. Это такая длинная дубина с петлёй на конце, которой монгольские пастухи ловят лошадей и других животных, бегающих от них по монгольской степи.
Французская киногруппа во главе с режиссёром Патриком не на шутку занервничала. График съёмок документального фильма встал, время уходило. Михалков поднял бучу и показал, кто в Китае главный. Патрика отозвали во Францию, а с ним Мишеля Кротто и ещё несколько важных членов киногруппы, которые плохо восприняли михалковский экспромт.
Пока творцы судорожно творили, а члены советской киногруппы сходили с ума от обилия товаров в китайских магазинах и забивали ими свои гостиничные номера, я ездил в степь и давал задания китайским рабочим, демонстрируя кипучую деятельность.
Придумав очередную херню, Никита начал портить дорогостоящую киноплёнку и отсылать её на проявку в Париж, требуя при этом срочных сведений о качестве материала. Главный оператор Вилен Калюта, призванный из Украины по причине своей баснословной дешевизны, снимал пейзажи и животных, от чего был в неописуемом восторге. Дела в то время в Украине были ещё хуже, чем в остальном СССР.
Отсняв и отослав около трёх тысяч метров высококачественного Кодака, Михалков объявил забастовку. Материал обратно из Парижа не присылали. Объясняли это профессиональной технологией кинопроцесса, которая требует монтажных листов и склейки по ним материала до понятных эпизодов. Ни монтажных листов, ни вразумительных кинокадров Михалков в Париж не присылал.
Вторую версию абсурда про презервативы Михалков снимал ещё месяц и угробил очередную порцию плёнки. Французы бежали в Париж, как крысы с тонущего корабля. Такое понятное и близкое счастье с их этнографическим фильмом разрушилось на глазах русским режиссёром по кличке Вихрь /он же Никита Михалков/.
Отсутствие образного мышления заменяется поиском подвернувшихся картинок, а чёткое планирование – хаосом трат капризного барчука в посудной лавке. Китайские рабочие перекопали Манчжурскую степь, Вилен Калюта отснял десять тысяч метров киноплёнки, на которой запечатлел пейзажи, скот, юрту, монгольских пастухов и Володю Гостюхина, изблевавшегося от монгольской водки за ужином в юрте. Лара Удовиченко, так и не нашедшая своей роли в этом фильме скрасила своё трёхмесячное присутствие в степях вкуснейшими блюдами собственного приготовления. Зато подвезло сыграть ролишку мне, когда денег на вызов актёра из России не хватало. По прихоти мастера я ещё успел подготовить из пастухов пару каскадёров и украсить фильм незатейливыми трюками, иллюстрирующими сны Гомбо. Правда езда на горящем грузовике по высохшей степи могла закончится для меня китайской тюрьмой, если бы искра упала на сухую траву и их реликтовая степь была бы охвачена пожаром. Я постарался сделать на машине дым без огня, хотя слышал от взрослых, что такого не бывает.
Проведя в степи три месяца, отсняв вслепую десять тысяч метров киноплёнки, чего могло бы хватить на три фильма, мы приехали в Пекин на торжественный ужин. Китайские братья наградили меня почётным титулом «самого кровожадного тирана», который заставлял их переделывать работу по пять раз. Китайской кухней я был сыт по горло и до сих пор китайские рестораны по всему миру обхожу стороной. В отличие от моих соотечественников, тащивших домой огромные китайские вазы я набил свой ридикюль тонким шёлком и одарил им всех друзей.
Михалков улетел в Париж и там за два месяца из всего калейдоскопа отснятых кадров сложил фильм про демографический кризис и загрязнение окружающей среды в Китае. Вилен Калюта за алкогольный срыв, приведший его к опорожнению всех шкаликов мини-бара пятизвёздочного отеля, что в итоге превысило в два раза его гонорар за снятый фильм, был возвращён Михалковым в его родную Украину. Стараниями семейства Сейду фильм получил на кинофестивале в Венеции «Золотого льва Святого Марка», а Мишель Сейду увлёкся кинематографом и давал деньги Михалкову на его последующие кинокартины «Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник», которые с большой выгодой прокатывал по всему миру, кроме России. Так после пятилетнего простоя, на материале географического документального телефильма Михалков с «Ургой» в 1991 году покорил весь мир.
© Copyright: Николай Ник Ващилин, 2013
Свидетельство о публикации №213022701568
Ващилин Николай Николаевич
фильмография
РОЛИ В КИНО
1992 Мы едем в Америку | We are going to America :: бандит, грабящий евреев
1991 Урга - территория любви | Urga :: Николай
друг Сергея и Гомбо в сцене на дискотеке
в титрах - Н.Вощилин
1986 Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия) :: купец в белом костюме
обгоняющий с цыганами телегу с Патрое
1983 Скорость :: бандит
приятель Гриши Яковлева
1982 Остров сокровищ :: пират
1981-1982 Красные колокола | Red Bells | Campanas rojas (СССР, Италия, Мексика) :: матрос с "Грома", сопровождающий Джона Рида в Петрограде
(нет в титрах)
1979 Д'Артаньян и три мушкетёра :: гвардеец кардинала
1978 Ярославна, королева Франции :: разбойник
шайка Черного рыцаря
(нет в титрах)
1976 Легенда о Тиле :: испанский воин и гёз
в сцене абордажа кораблей в затопленном городе
1975 Стрелы Робин Гуда | Robina Huda bultas :: Билл
один из друзей Робина Гуда
(нет в титрах)
1974 Сержант милиции :: прохожий,
сбитый машиной на перроне
(нет в титрах)
1974 Рождённая революцией :: официант
1974 В огне | 3-я серия
(нет в титрах)
1971 Проверка на дорогах :: немец
(нет в титрах)
1970 Любовь Яровая :: рабочий
(нет в титрах)
1968 Интервенция :: анархист в драке с Бродским
(нет в титрах)
1964 Гамлет :: стражник
(нет в титрах)
КАСКАДЕР
1998 Хрусталёв, машину!
(нет в титрах)
1998 Сибирский цирюльникъ | Le barbier de Sibérie / Lazebník sibiřský
(нет в титрах)
1997 Святой | Saint, The (США)
координатор трюковых съёмок
1994 Утомлённые солнцем | Soleil trompeur
(нет в титрах)
1992 Мы едем в Америку | We are going to America
1991 Урга - территория любви | Urga
постановщик трюков
1991 История Аляски (США, ФРГ, Польша)
спортивная массовка
1991 Афганский излом
(нет в титрах)
1989 Торможение в небесах
постановщик трюков
1987 Остров погибших кораблей
пассажир, падающий в воду с тонущего теплохода
1987 Железный дождь
постановщик трюков
1986 Пётр Великий | Peter the Great (США)
шведский пехотинец в бою на редуте под Полтавой
постановщик трюков
1986 Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия)
купец с цыганами в поле, возница телеги Мастрояни
постановщик трюков
1986 Голова Горгоны
кулак в сцене захвата обоза
1985 Я любил вас больше жизни | Sizi dünyalar qədər sevirdim
постановщик трюков
(нет в титрах)
1983 Скорость
постановка сцены драки в ресторане
(нет в титрах)
1983 Обрыв
постановщик трюков
1982 Остров сокровищ
постановщик трюков
1982 Вокзал для двоих
консультант и тренер-постановщик с Никитой Михалковым
1981-1982 Красные колокола | Red Bells | Campanas rojas (СССР, Италия, Мексика)
постановщик трюков
(нет в титрах)
1981 Тарантул (фильм-спектакль)
1981 Придут страсти-мордасти
постановщик трюков
1981 Ленин в Париже
постановщик трюков (подавление мятежа в крепости Кронштадт)
1981 Комендантский час
постановщик трюков
1981 Это было за Нарвской заставой
постановщик драки персонажей А.Демьяненко и Ю.Прокофьева
(нет в титрах)
1980 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
постановщик трюков
1980 Смертельная схватка | 2 фильм / 2 серия
1980 Охота на тигра | 2 фильм / 3 серия
1979 Сталкер
(нет в титрах)
1979 Несколько дней из жизни И.И. Обломова
постановщик танцев на льду
(нет в титрах)
1979 Д'Артаньян и три мушкетёра
1978 Ярославна, королева Франции
постановщик трюков
1978 Сибириада
постановщик трюков
1976 Синяя птица | Blue Bird, The (СССР, США)
(нет в титрах)
1976 Семьдесят два градуса ниже нуля
(нет в титрах)
1976 Легенда о Тиле
1975 Стрелы Робин Гуда | Robina Huda bultas
1975 Они сражались за Родину
постановщик трюков
1975 Одиннадцать надежд
полицейский на стадионе во время беспорядков
(нет в титрах)
1975 Неожиданность (короткометражный)
1975 Звезда пленительного счастья
дублёр декабриста Муравьева в сцене повешения
1975 Воздухоплаватель
дублер Леонарда Варфоломеева
(нет в титрах)
1974, 1977 Блокада
немецкий солдат в рукопашной на Лужском рубеже; пассажир горящего поезда, прыгающий из окна; солдат СА на Невском пятачке в рукопашной схватке
1974 Сержант милиции
(нет в титрах)
1974 Романс о влюблённых
дублёр Конкина в драке в электричке, матрос утонувшего БТРа
постановщик трюков
1974 Не болит голова у дятла
гражданин, падающий на крыше
(нет в титрах)
1973 Сломанная подкова
матрос на паруснике в драке с Разумовским
(нет в титрах)
1972 Дела давно минувших дней...
бандит, падающий с крыши
1972 В чёрных песках
дублёр Бибо Ватаева в драке
(нет в титрах)
1971 Проверка на дорогах
(нет в титрах)
1971 Даурия
анархист из банды Г.Штиля в захвате штаба большевиков
1971 12 стульев
(нет в титрах)
1970 Миссия в Кабуле
(нет в титрах)
1970 Любовь Яровая
рабочий на сходке с Шукшиным
1970 Король Лир
дублёр Адомайтиса в поединке, воин французской армии при штурме
1970 Бег
(нет в титрах)
1969 Пятеро с неба
драка с немецкой охраной на хранилище химоружия
(нет в титрах)
1969 На пути в Берлин
солдат в штурме тюрьмы
(нет в титрах)
1969 Белое солнце пустыни
(нет в титрах)
1968 Интервенция
(нет в титрах)
1968 Виринея
(нет в титрах)
1966 Три толстяка
друг Тибула в драке на эшафоте
1966 Республика ШКИД
дублёр Купы Купыча
1966 Неуловимые мстители
(нет в титрах)
последнее обновление информации: 21.03.2023
Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия фильмографии: //www.kino-teatr.ru/kino/stuntman/ros/283981/works/
Подробнее на Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/stuntman/ros/283981/works/print/