Разговор с психологом Елизаветой Тверской.
Считается, что к 7 годам ребенок уже может себя более или менее контролировать. Но, конечно, все дети очень разные и не все к началу школьных будней способны справляться с эмоциями.
Выпускница факультета психологии МГУ, клинический психолог и автор нашего интенсива “Эмоциональный интеллект” Елизавета Тверская считает, что у ребенка должен появиться опыт переживания своих чувств и понимание, что он способен с ними справиться. И помощь родителей здесь играет ключевую роль.
Зачем нужны эмоции?
Эмоции созданы эволюцией, чтобы побуждать человека к действию и как инструмент ориентирования в окружающей среде. Если вы чувствуете радостное предвкушение, это подталкивает вас к определенному действию. А если нам страшно, то надо убегать.
Человек - общественное животное, поэтому наша психика - это во многом результат общения. Конечно, в первую очередь, того общения, которое происходит в детстве. Только что родившийся ребенок - существо очень несамостоятельное по сравнению с новорожденными детенышами многих других животных. Поэтому родители с первого дня начинают обучать ребенка - в том числе чувствовать и выражать свои чувства. Ему в одиночку с этим не справиться, потому что система эмоций, которую эволюция “придумала” нам для выживания, слишком сложна. И нужен кто-то еще, кто умеет справляться с чувствами и может помочь этому научить.
Почему ребенок “психует”?
Обычно это происходит в ответ на фрустрацию. Желания и ожидания ребенка не совпали с реальностью и вызвали сильные негативные эмоции, с которыми он справиться самостоятельно не может. Почему? За эмоциональные переживания отвечает неокортекс - кора больших полушарий мозга, которая поздно появилась в процессе эволюции и долго созревает у каждого конкретного человека. По данным новых исследований, развитие неокортекса продолжается до 30 лет.
У психологов есть представление о “норме созревания” - в очень обобщенном виде считается, что к 7 годам (когда начинается школа), ребенок уже может себя более или менее контролировать. Но, конечно, все дети очень разные и не все в 7 лет способны справляться с эмоциями. Особенно если не было специального опыта, благодаря которому он мог бы этому научиться.
Важная задача неокортекса - тормозить ребенка, когда происходит резкий эмоциональный всплеск. Понятно, что чем слабее развит неокортекс, тем сложнее затормозить. В этом смысле любые настольные игры, где нужно что-то хватать или НЕ хватать, очень полезны (например, “Добль”, “Барабашка”, “День-Ночь”). Они тренируют умение себя остановить, на чем-то сосредоточиться.
Как помочь ребенку успокоиться?
По канону психотерапии, первый шаг - назвать эмоцию, проговорить это вслух. Далее обсудить, почему она возникла, в чем была причина. Потом выражаем эмоцию какой-то активностью: жестами, мимикой, голосом и т.д. И, наконец, последний шаг - это утешение.
Как вы уже поняли, взрослому необходимо принимать непосредственное участие в процессе переживания ребенком своих эмоций, быть рядом и готовым помочь. Что точно не стоит делать - оставлять ребенка наедине со своими эмоциями. Возможно, он и научится справляться с сильными переживаниями, но не факт, что вам понравятся те способы, которые он для этого нашел. Например, начнет лупить младшую сестренку или мучить кота.
Мы не ждем, что ребенок сможет стать сам для себя неокортексом. Эту функцию выполняем мы - садимся и рассказываем о том, что мы рядом, никуда не уходим, и своими вопросами еще раз вместе “проживаем” весь путь - по той схеме из 4-х шагов, о которой сказано выше. Дети не понимают, почему с ними происходит эмоциональный всплеск, и им нужно показать причинно-следственную связь. Это учит их рефлексии и пониманию окружающего мира. И в какой-то момент ребенок научится проходить все эти стадии самостоятельно.
Работает ли такой прием, как отвлечение внимания ребенка?
Родители часто используют этот прием, но это далеко не всегда полезно. Действительно, существуют ситуации, когда отвлечение оправдано: например, в очереди на прививку, когда ребенок очень нервничает, можно дать ему посмотреть мультик. Но вообще-то мы не должны избегать и отвлекать ребенка от эмоций. У ребенка должен появиться опыт переживания своих чувств и понимание, что ничего в этом страшного нет, со всем этим он может справиться.
Что еще можно посоветовать для развития навыка саморегуляции?
Во-первых, занятия почти любым видом спорта на физиологическом уровне положительно влияет на развитие неокортекса.
Во-вторых, помогают дыхательные практики. Парасимпатическая нервная система, которая отвечает за успокоение и расслабление, активируется от удлиненного выдоха. То есть чтобы успокоиться, надо буквально выдохнуть. Я иногда детям показываю прямой палец и говорю - это свечка, подуй на нее. Ребенок дует - и я шевелю пальцем, как будто это пламя колеблется. И так несколько раз. Или можно вместе с ребенком посчитать до 10.
В-третьих, полезно с ребенком поговорить о том, как себя вести, если возникает та или иная эмоция (это уже для деток старше 7 лет). Спрашивать, а что ребенок делает, когда злится, что ему помогает. А когда грустно, что ты делаешь? Возможно, у ребенка уже есть какие-то свои приемы.
Еще есть одна интересная традиция: в англоязычных семьях родители часто поют детям (3-6 лет) какие-то семейные успокоительные песни. Думаю, что похожие песни можно найти или придумать и на русском языке.
С подростками работают те же приемы?
Из-за резкого гормонального всплеска подростки находятся в несколько иной ситуации. Я как психолог часто слышу запрос от подростков - со мной, наверное, что-то не так, я очень сильно чувствую. Нет, все так, это нормальная история. Яркость и громкость в пубертате на максимуме. И помощь родителей подростки принимают уже куда менее охотно, и многое уже не работает, что работало до 10 лет. Что делать?
На самом деле, примерно то же самое. Проговариваем эмоцию, и при этом относимся с уважением к чувствам подростка. (Все мы, наверное, помними тот опыт, когда кажется, что никто тебя не понимает.) Точно так же быть рядом и готовым снова их учить с этим справляться. При этом подростков уже можно переключать на более активные действия, которые помогут им избавиться от своих страданий.
Как действовать, если причина эмоциональной неуравновешенности - травмирующая ситуация?
Острые травмирующие переживания, конечно, тоже могут быть причиной эмоциональных всплесков. И если травмирующая ситуация произошла только что, то стратегия немедленных действий следующая. Не стоит проговаривать и называть эмоции и вести ребенка по описанному выше пути. Главная задача - включить неокортекс. Сначала показать, что мы рядом, а потом совершить какое-то переключение на простое действие: попросить помочь с чем-то, например, вещи перенести. Далее просто проговариваем, что произошло на уровне событий, не называя эмоции и состояние ребенка. Короче, меняем чувства на разум, заставляем мозг думать. При этом не надо пытаться заставить ребенка полностью забыть пережитое и избавить от этого. Все-таки в какой-то момент он должен прожить свой опыт и справиться с ним.
Ты довольно долго была преподавателем Школы юного психолога при факультете психологии МГУ. Расскажи, как дети выбирают это направление, что ими движет?
Я бы выделила несколько наиболее распространенных вариантов.
Первое: есть дети, которые понимают, что у них все хорошо с эмоциональным интеллектом, им нравится общаться с другими людьми. Они считают, что психолог - это тот, кто обнимает людей и помогает им, такой добрый волшебник. Это примерно так и есть у практических психологов, но мало похоже на суть работы научных психологов, которые в основном изучают реакции людей (и им не так важно, насколько в результате этого человеку приятно и хорошо).
Что для тебя самое необычное в психологии?
Больше всего меня очаровывает, волнует и интригует психофизиологическая проблема - как связаны наши мозг и сознание. Когда говорят по нейроны и электрические сигналы в мозгу, кажется, что все предопределено. Что человек довольно предсказуем и реагирует только на стимулы. Но как быть с такой штукой, как свобода воли, когда люди ведут себя не так, как вроде должны бы?..
Ты - один из авторов интенсива для детей “Эмоциональный интеллект”. Что для тебя было самым важным и непростым в разработке программы?
Прежде всего, нужно было дать ребенку понимание, из чего состоит эмоциональный интеллект, соотнести это с собой и внедрить полезные привычки. И на каждом занятии мы учимся называть свое эмоциональное состояние словами.
Далее, нужно было внедрить важные навыки работы со своим эмоциональным состоянием: мы разбираем успокаивающее дыхание и пробуем разные техники расслабления.
Отдельно разбираем эмпатическое слушание и учимся слушать так, чтобы другой человек понимал, что он услышан.
Наконец, биологический базис эмоциональной регуляции - здоровый сон, разнообразная пища, отказ от искусственных “расслабляторов” и стимуляторов настроения и занятия спортом.
Онлайн интенсив "Эмоциональный интеллект" для детей 11-13 лет стартует 29 апреля. Это цикл из 4 занятий, которые проходят в зуме. Узнать подробности и записаться можно по этой ссылке.