Найти в Дзене
Деньги в Банке

Как Европа Россию "победила", и сколько денег ей это стоило

Это непростое время для европейских энергетических рынков. Война на Украине, в первую очередь гуманитарный кризис, потрясла европейский энергетический рынок больше, чем любое другое событие в новейшей истории, поскольку потрясения в поставках газа привели к резкому росту цен на природный газ и электроэнергию, высокой волатильности и рискам безопасности поставок. До сих пор Европе удавалось избегать резкого замедления экономической активности, балансируя свой газовый рынок за счет увеличения импорта сжиженного природного газа (СПГ), снижения спроса со стороны населения, повышения эффективности производства и закрытия заводов.

В ближайшие годы Европе, возможно, придется продолжить и активизировать усилия по снижению спроса на газ, чтобы справиться с шоком предложения из-за продолжающейся войны на Украине, что может потребовать сложного, но выполнимого набора действий. Однако, несмотря на то, что спрос и предложение на энергоносители в Европе, как ожидается, сбалансируются, по-прежнему сохраняется неопределенность, поскольку волатильность цен и перебои с поставками представляют риск для всех секторов экономики, и Европе, возможно, придется подготовиться к преодолению этих рисков.

В этой статье мы исследуем тенденции на энергетическом рынке Европы за последний год и представляем ключевые ориентиры, на которые следует обратить внимание в будущем балансе спроса и предложения. Кроме того, мы описываем, что может помочь обеспечить сбалансированный и стабильный европейский энергетический рынок до 2023 года, и предлагаем три способа, с помощью которых предприятия могут помочь справиться с рисками на энергетическом рынке.

Итоги года: европейские энергетические рынки в кризисе

До февраля 2022 года Россия поставляла почти треть европейского природного газа. После начала спецоперации российский трубопроводный газ сократился более чем вдвое со 140 миллиардов кубометров в 2021 году, до 65 миллиардов кубометров в 2022 году. Поскольку Европа потеряла этот объем поставок трубопроводного газа из России, в качестве замены был закуплен сжиженный природный газ (СПГ), что увеличило импорт СПГ в Европу на 64 млрд куб. м по сравнению с уровнем 2021 года.

Это потрясение на европейском энергетическом рынке вызвало скачок цен на энергоносители в 2022 году: цены на газ достигли пика в 100 долларов за миллион британских тепловых единиц (MMBtu), цены на нефть марки Brent достигли 130 долларов за баррель, а цены на уголь достигли пика в 441 доллар за тонну. В результате в 2022 г. Европа потратила на нефть, газ и уголь на 1 трлн евро больше, чем в 2021 г., что более чем вдвое превышает долю расходов на энергию в ВВП (Иллюстрация 1). Хотя цены на энергоносители начали снижаться в последнем квартале 2022 года, жесткий баланс может сохраниться, что приведет к повышению цен, что, в свою очередь, может привести к тому, что расходы на энергию в Европе останутся выше довоенного уровня по крайней мере до 2025 года, что окажет дополнительное давление на энергетический рынок Европы.

-2

В ответ на скачок цен в 2022 году в Европе наблюдалось падение спроса на газ на 57 миллиардов кубометров, что на 11 процентов меньше, чем в 2021 году, что сбалансировало рынок. Это сокращение было обусловлено главным образом падением спроса на газ для зданий (15 процентов) и в промышленности (18 процентов) по сравнению с уровнем 2021 года. Между тем, в энергетическом секторе спрос на газ оставался относительно стабильным в 2022 году, практически не влияя на общий спрос на газ в Европе.

Потребление газа в зданиях снизилось из-за изменения поведения
В зданиях наблюдаемое снижение спроса домохозяйств на газ в течение зимы 2022 года предполагает изменение поведения в ответ на скачок цен на газ. Во многих европейских странах спрос на газ снизился на 15–20 процентов, даже с учетом более мягких, чем обычно, температур (Иллюстрация 2).

-3

Энергоэффективность и остановки производства привели к сокращению спроса на газ в промышленности

В 2022 году наблюдалось два основных фактора снижения спроса на газ: энергоэффективность и остановка производства. Например, по данным института ifo, три четверти опрошенных немецких промышленных компаний смогли сократить потребление газа за последние шесть месяцев 2022 года без сокращения производства за счет мер по повышению энергоэффективности.
Между тем, в энергоемких отраслях, таких как производство удобрений, химикатов и стали, в 2022 году произошло значительное сокращение производства. Производство алюминия и цинка в Европе остановилось на уровне примерно 70–80 процентов от общей производственной мощности. Кроме того, производство удобрений упало до 30 процентов от общей производственной мощности в третьем квартале по сравнению с довоенным базовым уровнем в 80 процентов.

Сокращение потребления газа не привело к сокращению общего объема производства в Германии в 2022 г., и Германии (крупнейшей экономике Европы) удалось вырасти в плане реального ВВП в течение года. Однако исследование европейских покупателей газа, проведенное McKinsey Energy Insights, показало, что 57 процентов производителей не смогут продолжать сокращать потребление газа при сохранении объема производства в течение следующих двух лет. Эти данные свидетельствуют о том, что рычаги повышения энергоэффективности все более исчерпаны и что дальнейшее сокращение поставок газа в Европу может существенно повлиять на экономическую активность.