Кажется, уже ни для кого не секрет, что дети учатся на примерах — своих родителей, воспитателей, взрослых, друзей… «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя», — эту формулу знают все, но далеко не все ею пользуются.
Родители — главные учителя!
Знакомая как-то рассказала печальную историю взаимоотношений с мамой: всё детство и юность она никак не могла понять, чего от неё хотят, было беспокойно и неуютно. Ей нравилось быть хорошей девочкой, но что-то не складывалось. Только будучи взрослой знакомая поняла, что мама говорила: «в квартире всегда должно быть чисто», но сама никогда не убиралась; «нужно всё время находить себе занятие, больше учиться...», но сама лежала на диване и смотрела телевизор. Противоречия в словах и сигналах были для ребёнка мучительны, а когда знакомя выросла, потребовалось много времени и походов к специалистам, чтобы разобраться в ситуации и понять свои собственные «надо» и «хочу».
Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок что-то делал, начните первыми, подайте пример, и помните, что дурной пример — заразительнее хорошего.
Друзья-товарищи
До трёх лет ребенок копирует поведение членов семьи, после — начинает обращать внимание на других людей, которые его окружают. В этот период важно остаться для ребёнка авторитетом — поддерживайте чадо в его экспериментах, не ругайтесь, а объясняйте, что хорошо, а что плохо, почему нельзя толкаться и кусаться. Если ребёнку с вами будет комфортно и весело, какие бы модели поведения он на себя ни примерял, он всегда будет прислушиваться к вашему мнению. Вам необходимо научиться быть ребёнку и родителем, и другом.
На перепутье
Подростку кажется, что он сам всё знает лучше других. Он бунтует против того, что говорят учителя и родители, ищет себя. Но в реальности, не такой уж он и самостоятельный. Это время, когда он примеряет на себя разные «шкурки»: всем в классе нравится Вася, он умный, красивый и смешной, ну и что, что своими выходками он срывает уроки? Зато Вася популярный. Может, я будут как Вася — всё время шутить и безобразничать? Или: все в классе глупые, гонятся за модой и гаджетами, а я особенный, как сосед Максим — он весь в пирсинге и татуировках, у него старая Нокиа и много знакомых девушек…
В этот период родители не могут заставить ребёнка с кем-то дружить, а с кем-то не дружить. Запреты не действуют. Что же делать?
- Важно понимать, что ваш ребёнок — личность, у него уже есть свой характер и, скорее всего, он похож... на ваш. Сейчас он разбирается, что хорошо и что плохо, и выводит для себя эту формулу методом проб и ошибок. Если ему изначально не свойственно вызывающе себя вести, то он попробует и откажется от этого. Скорее всего, пирсинг он снимет, когда пойдёт устраиваться на работу. А пока нужно дать ребёнку время. И быть терпеливым к его поискам себя.
- Никогда не говорите ребёнку «ты ведёшь себя как Вася». Вы станете его врагом. Во-первых, Вася — друг, а он вам почему-то не нравится, а во-вторых, вы перекрываете ему канал познания окружающего мира и людей. Вы можете попытаться ненавязчиво заменить Васю кем-то, кто вас больше устраивает в качестве образца поведения. Но ни в коем случае не напрямую. Попробуйте в разговоре, не с ребёнком, а друг с другом, сказать, какой Петя крутой, он, конечно, отличник, но это совсем не главное, важнее, что он с друзьями помогает приюту для бездомных животных...
- Учитесь принимать ребёнка любым, какое бы настроение у него сейчас ни было. Старайтесь поднимать его самооценку, выделять его собственные хорошие качества, таланты. Говорите, что он сам по себе замечательный, так он быстрее найдёт себя и ему не нужны будут чужие «шкурки».
У «Абраказябры» есть книжка из серии «Кто я такой?» «Мечта Валентины» Светы Нагаевой. Она будет полезна детям — они смогут разобраться в своих талантах и воспринимать неудачи как ступеньки к будущим победам. Возможно книга поможет и родителям, которые хотят, чтобы их дочка непременно была похожа на них и ходила на занятия по фортепиано, а не на карате.
«Нам всё равно, кем ты вырастешь, лишь бы насекомым была хорошим», — это слова папы Виталика из этой истории.
Герои
Даже у взрослых есть кумиры — женщинам хочется причёску как у Киры Найтли, губы как у Анджелины Джоли, а мужчинам — машину как у Бонда или братьев Винчестеров. Что уж говорить про детей! В их картотеке гораздо больше вариантов выбора образца для подражания — это и актёры, и музыканты, и герои аниме или компьютерных игр, персонажи книг…
В этом нет ничего плохого! Пусть увлекаются, повторяют, пробуют, примеряют чужие роли. Плохое отсеется, хорошее останется, если вы поможете правильно подойти к этой ролевой игре, а лучше включитесь в неё. Например, играйте вместе в компьютерные игры, обсуждайте с ребёнком плюсы и минусы ваших аватаров, их характеры, поведение, поступки. Смотрите вместе мультфильмы и анализируйте их. Читайте одни и те же книги, делитесь с ребёнком своими любимыми авторами и героями.
Даже в классической литературе можно взять что-то на вооружение, если ребёнку сложно найти образец для подражания, потому что слишком уж отличается эпоха.
Экономист Татьяна Попова придумала и написала книгу «Деньги в руках литературных героев», где на примерах персонажей классических произведений показано, как важна экономика и знания её законов, возможно ли сочетание бизнеса и морали, что важнее — работа или близкие… Автор книги не пересказывает произведения, а задаёт читателям вопросы, которые заставляют их самих делать выводы. В результате книга не только даёт экономические знания, но и помогает вспомнить классическую литературу. А ещё погружает в исторический контекст и служит для родителей примером того, как вообще можно работать с любой книгой, фильмом, мультфильмом, игрой!
А ещё у «Абраказябры» есть книжки, в которых каждый — и ребёнок, и взрослый — сможет найти отличный образец для подражания, точнее, хороший пример и стимул двигаться вперёд! Это «Легендарные русские космонавты» Леонида Кочеткова и «Легендарные русские изобретатели» Татьяны Поповой.
Раньше имена космонавтов были известны каждому: Гагарин, Титов, Терешкова, Леонов... К сожалению, сейчас это уже не так. На данный момент в космосе побывали уже 129 россиян и все они внесли огромный вклад в освоение жизни в невесомости и в чём-то были первыми. Они трудились, чтобы осуществить свою мечту, чтобы открыть для нас новые пространства и возможности. Это сильные люди — военные, лётчики, врачи, инженеры — которые своими силами добились того, чтобы их имена были вписаны в историю. Чем не образец для подражания?
То же можно сказать и о русских изобретателях, чьи творения и открытия не только делали нашу жизнь проще, вкуснее и интереснее, но и спасали её — это они придумали наркоз, боролись с эпидемиями, возвращали зрение… Сейчас сложно представить жизнь без света, телевизоров, самолётов, но ведь их кто-то изобрёл! Конечно, многое зависит от таланта, но ещё и от целеустремлённости, любви к своему делу, воображению, силы характера. Было бы здорово, если бы дети вешали на стенки не только фотографии актёров и музыкантов, но и учёных и изобретателей — Николая Пирогова, Ивана Мичурина, Бориса Розинга, Сергея Прокудина-Горского, Андрея Туполева, Сергея Ильюшина… Ну ладно, пусть без постеров, но имена их знать надо!