Женщина, с внешностью «чуть под 40» едет на поминки матери. В поезде к ней подсаживается мужчина, настойчиво желающий познакомиться. Встреча, как окажется позже, будет не случайной. И далее перед нами разворачивается история жизни Анны Доброхотовой, начиная с первых взаимоотношений.
«Сладкая женщина» - вероятно, один из самых популярных советских фильмов, где главный герой оказывался настолько противоречивой личностью. Ибо отзывы можно встретить о ней весьма полярные. Кто-то не стесняется в выражениях, называя героиню «хабалкой» и испытывает к ней только неприязнь. У кого-то Доброхотова напротив вызывает сочувствие. Во всяком случае, едва ли персонажа можно назвать «вымышленным» - сколько таких «Ань» довелось повидать в жизни.
С психологической точки зрения в героине конечно же усматривается ребёнок послевоенного поколения. Хотя можно рассматривать различные версии. Просто фильм вышел в 1976 году, потому можно было бы выдвигать такие предположения, ибо ранняя утрата отца многое объясняет в поведении героини. Возможно конечно же, что это наследственное и отец Доброхотовой был таким же мягким интеллигентом, который не ужился с её матерью и оставил семью, а вовсе не погиб на фронте. Хотя в оригинальной повести Ирины Велембовской мельком упоминается, что тот якобы сидел за кражу овса. В общем, не сложилось, непутёвый.
Частично рассуждение о «мужском-женском» затрагивается в эпизоде, где Анна пытается учиться и читает учебник по истории, а именно про матриархат. Отчасти фильм является иллюстрацией проблемы «сильной женщины». Хотя основная проблема главной героини отнюдь не в том, что она тянется к мужчинам, при которых она не «за-мужем», а скорее «рядом с мужем» или «над-мужем». Об этом говорит и один из эпизодов юности героини, в котором та принципиально отвергает тех парней, что пристают и лапают. Здесь куда более банальный фактор отсутствия общих ценностей.
Доброхотова могла бы построить неплохой союз с каким-нибудь, грубо говоря, фарцовщиком – но такой человек скорее будет шибко волевой, он будет неприемлем для самой Ани. А у таких женщин нередко всё заканчивается браком с алкоголиком – ведь надо же куда-то применять свою роль спасительницы (знаменательно, что Гундарева позднее что-то подобное сыграет в фильме «Собачий пир»).
Об этом, кстати, говорит и третий акт фильма, а в особенности – оригинальной повести Велембовской, по которой снят фильм. Ведь в оригинале Тихон был вполне себе выпивающим работягой. А в фильме Анна так быстро начинает за ним волочиться скорее от безысходности и чувства одиночества. Что по-своему умно продемонстрировано в смене ролей – в поезде Тихон готов чуть ли не влететь в отношения с ещё незнакомой ему женщиной, в то время как Анна сторонится его напористого внимания. А позже она буквально огорошивает Тихона своими заявлениями про любовь, в то время как тот начинает постепенно отстраняться, сомневаясь в правильности собственного выбора. Ну да знать бы где упасть – да соломки б постелить.
Кино очень хорошо демонстрирует подобные нюансы человеческой жизни, связанной с неразборчивостью в выборе партнёра, невыявленных общих ценностях, важности постепенного сближения и безрассудности связей, на которые толкает одиночество. Особо интересным кажется финал фильма, где от бытовых и житейских сцен манера режиссёра резко уходит в иносказательность. Вновь отвергнутая, Анна блукает по новостройке в поиске выхода, словно окончательно заплутав по жизни. Случайный порыв ветра распахивает окно, за которым жизнь продолжает идти – или проходит мимо. Анна привычно о чём-то призадумывается, но впервые за фильм её мысли не озвучиваются закадровым голосом, а узор из загоревшихся окон напротив, кажется, говорит о том, что это тупик. Немного загадочный финал, хотя и более лаконичный – в повести всё завершалось тем, как Анна наконец обращала взор на единственного сына, ибо кроме него у неё уже никого не осталось – ни родителей, ни мужа. Весьма достойное кино, которое стоит посмотреть.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.