Найти в Дзене
Фильманьяк

Сладкая женщина (1976) - критика мещанских повадок на примере простой русской женщины

Мотив обманчивой внешности подчёркивается вкусом главной героини - все мужчины норовят одарить её сладостями, в то время как сама она "лучше любит селёдку"
Мотив обманчивой внешности подчёркивается вкусом главной героини - все мужчины норовят одарить её сладостями, в то время как сама она "лучше любит селёдку"
Женщина, с внешностью «чуть под 40» едет на поминки матери. В поезде к ней подсаживается мужчина, настойчиво желающий познакомиться. Встреча, как окажется позже, будет не случайной. И далее перед нами разворачивается история жизни Анны Доброхотовой, начиная с первых взаимоотношений.
Как Николай Егорович прожил с Аней все эти годы, и не ушёл за хлебом ранее - не такой уж большой вопрос. Сколько несчастливых браков продолжалось только ради детей.
Как Николай Егорович прожил с Аней все эти годы, и не ушёл за хлебом ранее - не такой уж большой вопрос. Сколько несчастливых браков продолжалось только ради детей.

«Сладкая женщина» - вероятно, один из самых популярных советских фильмов, где главный герой оказывался настолько противоречивой личностью. Ибо отзывы можно встретить о ней весьма полярные. Кто-то не стесняется в выражениях, называя героиню «хабалкой» и испытывает к ней только неприязнь. У кого-то Доброхотова напротив вызывает сочувствие. Во всяком случае, едва ли персонажа можно назвать «вымышленным» - сколько таких «Ань» довелось повидать в жизни.

Главную роль Владимир Фетин собирался дать Людмиле Чурсиной, с которой был в браке. Чурсина отказалась, и фильм прославил Наталью Гундареву.
Главную роль Владимир Фетин собирался дать Людмиле Чурсиной, с которой был в браке. Чурсина отказалась, и фильм прославил Наталью Гундареву.

С психологической точки зрения в героине конечно же усматривается ребёнок послевоенного поколения. Хотя можно рассматривать различные версии. Просто фильм вышел в 1976 году, потому можно было бы выдвигать такие предположения, ибо ранняя утрата отца многое объясняет в поведении героини. Возможно конечно же, что это наследственное и отец Доброхотовой был таким же мягким интеллигентом, который не ужился с её матерью и оставил семью, а вовсе не погиб на фронте. Хотя в оригинальной повести Ирины Велембовской мельком упоминается, что тот якобы сидел за кражу овса. В общем, не сложилось, непутёвый.

"Вещизмоедизм" как смысл жизни. Героиня постоянно озабочена совершенствованием своего материального окружения. Получив квартиру, через некоторое время она жалуется, что площадь маленькая.
"Вещизмоедизм" как смысл жизни. Героиня постоянно озабочена совершенствованием своего материального окружения. Получив квартиру, через некоторое время она жалуется, что площадь маленькая.

Частично рассуждение о «мужском-женском» затрагивается в эпизоде, где Анна пытается учиться и читает учебник по истории, а именно про матриархат. Отчасти фильм является иллюстрацией проблемы «сильной женщины». Хотя основная проблема главной героини отнюдь не в том, что она тянется к мужчинам, при которых она не «за-мужем», а скорее «рядом с мужем» или «над-мужем». Об этом говорит и один из эпизодов юности героини, в котором та принципиально отвергает тех парней, что пристают и лапают. Здесь куда более банальный фактор отсутствия общих ценностей.

Роль Тихона предназначалась для Владимира Высоцкого.
Роль Тихона предназначалась для Владимира Высоцкого.

Доброхотова могла бы построить неплохой союз с каким-нибудь, грубо говоря, фарцовщиком – но такой человек скорее будет шибко волевой, он будет неприемлем для самой Ани. А у таких женщин нередко всё заканчивается браком с алкоголиком – ведь надо же куда-то применять свою роль спасительницы (знаменательно, что Гундарева позднее что-то подобное сыграет в фильме «Собачий пир»).

Манеры Ани - те самые мелочи, которые сперва любишь, а потом ненавидишь.
Манеры Ани - те самые мелочи, которые сперва любишь, а потом ненавидишь.

Об этом, кстати, говорит и третий акт фильма, а в особенности – оригинальной повести Велембовской, по которой снят фильм. Ведь в оригинале Тихон был вполне себе выпивающим работягой. А в фильме Анна так быстро начинает за ним волочиться скорее от безысходности и чувства одиночества. Что по-своему умно продемонстрировано в смене ролей – в поезде Тихон готов чуть ли не влететь в отношения с ещё незнакомой ему женщиной, в то время как Анна сторонится его напористого внимания. А позже она буквально огорошивает Тихона своими заявлениями про любовь, в то время как тот начинает постепенно отстраняться, сомневаясь в правильности собственного выбора. Ну да знать бы где упасть – да соломки б постелить.

Подруга Ани как образцовый пример обратной судьбы.
Подруга Ани как образцовый пример обратной судьбы.

Кино очень хорошо демонстрирует подобные нюансы человеческой жизни, связанной с неразборчивостью в выборе партнёра, невыявленных общих ценностях, важности постепенного сближения и безрассудности связей, на которые толкает одиночество. Особо интересным кажется финал фильма, где от бытовых и житейских сцен манера режиссёра резко уходит в иносказательность. Вновь отвергнутая, Анна блукает по новостройке в поиске выхода, словно окончательно заплутав по жизни. Случайный порыв ветра распахивает окно, за которым жизнь продолжает идти – или проходит мимо. Анна привычно о чём-то призадумывается, но впервые за фильм её мысли не озвучиваются закадровым голосом, а узор из загоревшихся окон напротив, кажется, говорит о том, что это тупик. Немного загадочный финал, хотя и более лаконичный – в повести всё завершалось тем, как Анна наконец обращала взор на единственного сына, ибо кроме него у неё уже никого не осталось – ни родителей, ни мужа. Весьма достойное кино, которое стоит посмотреть.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.