Найти тему

Образ народа-победителя в романе Ю. Бондарева "Горячий снег".

В романе Ю. Бондарева описаны события Великой Отечественной Войны. Несмотря на то, что он охватывает короткий промежуток времени - двое суток, именно в нем на примере судеб разных героев автор показывает моменты сильного напряжения человеческих сил; когда перед каждым из них встают вечные вопросы о добре и зле, необходимость бороться с собственным страхом, путь к победе благодаря смелости и необыкновенной силе духа.

Фото  из интернета.
Фото из интернета.

Герои романа это генерал Бессонов, командующий батареей Дроздовский, командир взвода молодой лейтенант Кузнецов, санинструктор Зоя Елагина, ездовой Сергуненков, наводчик Евстигнеев, командир орудия сержант Уханов. Так на примере одной батареи, которой командовал Дроздовский, автор отобразил всю трагедию военных событий, а также донёс до читателя самую главную мысль - Родину нужно защищать до последнего, не смотря на неравные силы, трудности. Только благодаря смелости и решительности солдат была достигнута победа.

Особое место в романе занимает образ генерала Бессонова.

Он понимает, что многие солдаты - это молодые ребята, такие же как его сын. Но так же, выполняя долг перед Родиной, вынужден принимать жёсткие решения, без которых победа не будет достигнута. Всё это накладывает отпечаток на взаимоотношения с подчинёнными, а так же с Весниным. Потрясенный его гибелью он сожалеет о том, что его недоверие и излишняя подозрительного помешала их дружбе.

Основной конфликт романе развивается между Кузнецовым и Дроздовским. Это прежде всего выражается в несовместимости характеров героев. Мягкому и вдумчивому Кузнецову, тяжело переживающему гибель своих товарищей, которую казалось бы, можно было предотвратить, сложно выносить командную, непоколебимую, отрывистую речь Дроздовского. Поведение обоих командиров во время боя отличается друг от друга. Если для Дроздовского солдаты всего лишь подчинённые, то Кузнецов думал о каждом, кто находился рядом с ним.

Во время артобстрела было необходимо снять прицелы с орудий. Как командир Кузнецов мог приказать это сделать любому из солдат, но он понимал, что вылезти из окопа - верная гибель. «Я имею и не имею права, — мелькнуло в голове Кузнецова. — Потом никогда себе не прощу». Он не мог отправить других на верную смерть в итоге снимает прицепы вместе с Ухановым.

Внутренний мир Кузнецова раскрывается через его внутренние монологи. Один из ярких примеров, когда герой борется с собственным страхом: "Я не имею права так. Не имею! Это отвратительное бессилие … Надо снять панорамы! Я боюсь умереть? Почему я боюсь умереть? Осколок в голову … Я боюсь осколка в голову? .. Нет, сейчас выскочу из окопа. Где Дроздовский? .. » «Кузнецову хотелось крикнуть: «Замотайте сейчас же обмотку!» — и отвернуться, чтобы не видеть эти его колени, этого, как болезнь, необоримого его страха, который вдруг остро вонзился и в него при этом, будто ветер, возникшем где-то слове «танки», и, пытаясь не поддаваться и сопротивляясь этому страху, он подумал: «Не может быть".

На данных примерах Бондарев показывает читателю насколько важной во время военных действий является роль командира, от выбранной тактики и действий которого, зависят судьбы солдат.

Когда на их батарею надвигались танки, то необходимо было подпускать их на минимальное расстояние. Кузнецов отлично справляется с этой задачей, проявив необыкновенную выдержку, тем самым спасая орудие и приняв бой практически в одиночку: "Я с ума схожу», — подумал Кузнецов … только краем сознания понимая, что он делает. Его глаза с нетерпением ловили в перекрестии чёрные разводы дыма, встречные всплески огня, жёлтые бока танков, железными стадами ползущих вправо и влево перед балкой. Его вздрагивающие руки бросали снаряды в дымящееся горло казённика, пальцы нервной, спешащей ощупью надавливали на спуск".

Дроздовский, не разобравшись в ситуации обвиняет Кузнецова в дезертирстве. Лишь его объяснение смягчает все. Увидев чудовищную смерть Сергуненкова, Кузнецов сожалел о том, что не мог это предотвратить и в то же время испытывал ненависть к Дроздовскому, который допустил такую ситуацию и ещё пытался оправдать себя.

Ещё большее потрясение Кузнецов испытал, когда узнал, что санинструкор Зоя Елагина и Дроздовский пара. Он не мог понять как девушка, в душе которой столько тепла и света, выбрала человека, для которого солдаты всего лишь подчинённые, который легко распоряжается человеческими жизнями. Кузнецов тогда ещё не до конца понимал, что искренне полюбил Зою. Война с её жестокостью и отсутствием времени для анализа собственных чувств, способствует быстрому развитию любви между Кузнецовым и Зоей. Но к сожалению это прекрасное и светлое чувство также быстро оборвалась - Зоя погибает. Герой очень тяжело переживал её смерть и не мог поверить, что его любимой больше нет: "Он, как во сне, механически взялся за край шинели и пошёл, так и не решаясь посмотреть туда, перед собой, вниз, где лежала она, откуда веяло тихой, холодной, смертельной пустотой: ни голоса, ни стона, ни живого дыхания … Он боялся, что не выдержит сейчас, сделает что-то яростно-сумасшедшее в состоянии отчаяния и немыслимой своей вины, точно кончилась жизнь и ничего не было теперь".

Таким образом, в романе "Горячий снег" Юрий Бондарев через характеры и поступки героев показывает читателю как в сложных и экстремальных ситуациях в условиях войны важно сохранить человеческое отношения к тем, кто находится рядом и делают общее дело - защищают Родину. Кузнецов проходит эту проверку, став ближе и добрее к людям, рядом с которыми был во время боя, а Дроздовский нет. Не зря Бондарев противопоставляет их друг другу. Стремление Дроздовского к славе и победе любой ценой оборачивается лля него одиночеством.

Образ народа победителя у Бондарева складывается не только из выдержки и умения принимать решения генерала Бессонова, подвигов молодых лейтенантов Кузнецова и Дроздовского, но и благодаря образам простых солдат : рядового Чибисова, наводчика Евстигнеева, ездового Рубина. Каждый из них выполнял свой долг перед Родиной, приближая великую Победу.